Ранее также сообщалось, что на территории Северной Кореи резко выросло число учебных полетов истребительной авиации. В Сеуле считают, что это ответ северного соседа на проводимые на Юге американо-южнокорейские маневры. Действия Пхеньяна расцениваются в Сеуле как часть усилий по повышению боеготовности Корейской народной армии.
Прокомментировать эту информацию мы попросили политолога-международника, декана факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, д.ф.н., профессора Юрия Косова.
Скорее этот конфликт носит политический характер, чем военный. Это напоминает столкновения на Ближнем Востоке, конфликт между Израилем и Палестиной, которые регулярно делают резкие заявления, нагнетают обстановку, порой происходят столкновения, а потом стороны договариваются и решают свои проблемы, достигают компромиссов и уступок. Так и на Корейском полуострове у каждой стороны есть свои интересы.
Северная Корея - замкнутое государство, которое, с одной стороны, само находится в режиме изоляции, а, с другой, - сейчас идет изоляция международного сообщества в виде санкций и прочего. Потому что северокорейский режим вызывает определенные вполне обоснованные опасения. Южнокорейский режим - это режим авторитарного, тоталитарного типа, это реликт, сохранившийся из 40-50-х годов прошлого века. У политической элиты Северной Кореи большое и развитое самомнение. Они действительно считают, что предназначение северокорейской революции - оказывать влияние на процессы развития в Азии и в мире. Они явно переоценивают возможности своего государства. С другой стороны, им необходим такой имидж для подтверждения того, что они якобы решают мировые проблемы, и для того, чтобы держать под контролем свой народ, поскольку надо объяснять людям те проблемы и сложности, которые им приходиться сейчас переживать во имя «светлого будущего», пока мудрые руководители решают проблемы Кореи и всего мира.
Для США сейчас действительно очень важно их присутствие в Восточной Азии. Они здесь разворачивают свой второй район противоракетной обороны. Первый, мы знаем, есть на Аляске, а третий будет в Восточной Европе. Им надо здесь закрепиться и показать необходимость присутствия своих войск, потому что, например, в Германии уже постоянно задают вопрос о том, зачем там нужны американские войска. Американцы действуют на опережение, чтобы Южная Корея таких вопросов не задавала. С другой стороны, американцам надо продемонстрировать, что они готовы выполнять свои союзнические обязательства. Кроме того, присутствие американцев в Южной Корее - это и определенный рычаг давления на Китай, к конкуренции с которым, вплоть до военной, США продолжают готовиться. Есть определенные опасения и у японцев, которые с подозрением относятся к Северной Корее. И чтобы успокоить японских партнеров американцы «играют мускулами».
Вряд ли возможно, что Южная Корея военным путем захочет присоединить Северную Корею. Германия мирным путем объединилась, у ФРГ экономика была на порядок выше южнокорейской, и то до сих пор не могут выровнять уровень жизни западной и восточной частей Германии. Объединение Кореи для Южной части будет колоссальным экономическим испытанием. Думаю, что такая задача на данный момент не ставится. Если и будут объединять, то медленно путем компромиссов и различных программ, так чтобы резко не падал уровень жизни в Южной Корее. С другой стороны, Северная Корея тоже реально оценивает свои заявления, конечно, дикторы их телевидения говорят «железными» голосами, но потенциал своей страны они реально знают. А он не сопоставим ни с американским военным потенциалом, да и южнокорейская армия тоже достаточно сильна.
Поэтому это чисто политические демонстрации и угрозы, которые, конечно, могут вылиться в какие-то военные столкновения, но я думаю, что они будут носить характер небольших военных инцидентов. А денонсированный договор потом можно будет восстановить на определенных условиях, получив за это возможно какую-то экономическую помощь и т.д. Северные корейцы получат какие-то материальные выгоды, а южные - политические, как миротворцы.