В нашей стране к теме межнациональных отношений традиционно относятся с большой осторожностью, боясь одним неудачным словом сломать с трудом установившийся баланс интересов многочисленных этносов. В общем, это правильно, ибо попытки натравить одни народы на другие предпринимаются и изнутри страны и внешними силами просто-таки с завидной регулярностью. Однако, с другой стороны, и замалчивание взрывоопасной темы - это тоже не выход и не решение вопроса, потому что в таком случае люди не понимают природы конфликтов, а значит, не видят их движущих сил и методов, способных разрядить обстановку.
Словосочетание «Национальная энергия» в России тоже применяется редко, ибо у нас ещё с конца XIX века принято считать, что «социальная энергия» намного превосходит по мощности «национальную энергию». И только оказавшись на Северном Кавказе, сразу же понимаешь, что это совсем не так. Здесь национальная энергия - это прямо-таки зримый образ, висящий в воздухе. Не заметить его просто нельзя. Ну а если есть национальная энергия, то (продолжая электрические аналогии) обязательно должно быть и межнациональное напряжение.
Впрочем, давайте сначала определимся с терминами. В России народы традиционно принято называть нациями, хотя это не совсем правильный термин. Нация в России одна - российская гражданская нация, которая включает в себя много самобытных этносов и объединена эта нация наличием единого российского гражданства, а также общностью истории, русским языком, как языком межэтнического общения и примерно общим пониманием целей и вектора развития единой страны. Разумеется, и в этих вопросах у разных этносов могут быть свои взгляды и отклонения от общей линии, но в целом всё-таки объединяющих факторов здесь больше, чем разъединяющих.
А вот этносов в России много - всего около 160. Этнос - это сообщество людей, связанных между собой кровным родством, говорящих на одном языке, имеющих общую историю и близкий менталитет. При этом этносы бывают как микроскопическими, исчисляющимися сотнями человек, так и громадными, исчисляющимися десятками или даже сотнями миллионов. В этом собрании этносов в каждой стране обязательно следует выделять государствообразующий этнос, т.е. такой народ, который создал и способен поддерживать единое государство и без которого государство неминуемо развалится. В общем, понятно, что в России таким государствообразующим этносом являются русские, хотя это, вопреки всякому здравому смыслу, до сих пор не признано на уровне Конституции. Впрочем, независимо от признания или непризнания этого факта на официальном уровне, он реально действует и большинство людей это понимают, даже если не признают публично.
Теперь, когда мы определились с терминами, самое время вернуться на Северный Кавказ, и поговорить о той самой национальной энергии, которая рассеяна здесь в каждой молекуле местного воздуха.
Скоротечный визит съёмочной группы Общероссийской общественной организации «Журналисты России» в Кабардино-Балкарию происходил по приглашению представителей балкарской и русской этнических групп. Из 860 тысячного населения Кабардино-Балкарии примерно 490 тысяч составляют кабардинцы, 193 тысячи - русские и 109 тысяч - балкарцы. Здесь живёт и множество других этнических групп (14 тысяч турок, 9 тысяч осетин, по 5 тысяч армян и украинцев, 4 тысячи корейцев и более мелкие), но основные этносы - кабардинцы, балкарцы и русские (украинцы тоже считаются русскими). Нас связывает непростая история: война с кабардинцами, адыгами и черкесами началась в 1763 году в момент начала строительства крепости Моздок и продолжалась с перерывами 101 год - до 1864 года, когда все эти территории были окончательно присоединены к России. А вот балкарцы с русскими никогда не воевали. Эта история, разумеется, тоже накладывает отпечаток на сегодняшние межэтнические отношения и напряжения, но конечно, только второстепенный. Основной же конфликт связан с традиционным доминированием в республике кабардинцев, как в численном отношении, так и по степени представленности в органах власти и по степени агрессивности.
Абсолютно все, с кем мы встречались в республике, отмечают не просто доминирование, а силовое доминирование кабардинцев и склонность навязывать своё мнение силой. Сейчас в России активно обсуждается тема отмена выборности руководителей регионов, в первую очередь на Кавказе. Побывав в Кабардино-Балкарии начинаешь понимать, насколько правильно это решение вообще, но особенно для Северного Кавказа. Скажем, в такой республике как Кабардино-Балкария в случае выборов, всегда власть будет сосредоточена в руках кабардинцев в ущерб балкарцам и русским, всегда все органы власти (полиция, суд, прокуратура, законодательное собрание и др.) будут формироваться преимущественно из кабардинцев и соответственно, кабардинцы будут всегда находиться в привилегированном положении. Впрочем, то же самое можно сказать и в отношении любых других республик Северного Кавказа, кроме моноэтнической Чечни, Ингушетии и Осетии. Сразу становится понятно, почему сразу после крушения СССР все т.н. «сдвоенные» республики попытались разделиться: Чечено-Ингушская на Чечню и Ингушетию, осетино-ингушские районы - соответственно присоединиться к Ингушетии и Осетии, а там где этого не удалось (в первую очередь Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) наблюдается постоянно межэтническое напряжение.
Ещё одни фактор просто невозможно не заметить, посетив Северный Кавказ даже на несколько дней: если малые этносы здесь объединены в железный кулак, то русские - совершенно раздроблены, атомизированы и соответственно, совершенно безпомощны. Каждый - сам за себя...
С другой стороны, в межэтнических противоречиях, все этнические группы неизменно обращаются к русским, как к третейскому судье. Конечно не к тем запуганным и раздробленным русским, что живут рядом с ними, а к русскому федеральному центру. Все представители балкарцев и других народов в Кабардино-Балкарии (например, мы подробно говорили на эту тему с местным турком) считают, что Кабардино-Балкарии нужен русский глава республики, иначе, через 10 лет жить здесь никому кроме кабардинцев будет просто физически невозможно.
Балкарская женщина нам сказала: русским хоть есть, куда бежать, в случае чего они уедут в Россию, а куда бежать нам? В России, мы - «лица кавказской национальности», а здесь мы - угнетённое и третируемое меньшинство.
Ну и конечно, всё это базируется на чисто кавказском насилии. Мы, конечно, не могли проверить эти высказывания, но балкарцы, турки, русские единодушно говорили, что в республике постоянно происходит акты межэтнического насилия, в ходе которых от 2000 до 2500 человек убито, причём убивают не только политически активных людей и предпринимателей, но и просто самых обычных людей с целью запугать и создать атмосферу страха. Соответственно понятен страх любого человека, не относящегося к кабардинскому этносу.
Как рассказывал нам турок (лицо нейтральное в кабардино-балкарском споре!) почти вся полиция укомплектована кабардинцами, которые почти всегда принимают сторону своих соплеменников в случае любого межэтнического конфликта. Многие кабардинцы совершенно безнаказанно возят в машине и носят с собой оружие, не боясь проверки полицией, а другие этносы такой возможности лишены, местное ГИБДД штрафует в основном не кабардинцев, а если останавливают случайно кабардинцев, то те выскакивают из машины и по-кабардински кричат полиции: «Ты кого остановил?», и их сразу отпускают. В местном университете обучение зачастую ведётся на кабардинском языке, которого все остальные этносы не понимают.
Впрочем, я думаю, дело не в особо зловредном характере кабардинцев, а в чисто кавказском правиле: если нас большинство - мы правим и делаем, что хотим. Если бы балкарцы оказались вдруг в большинстве в Кабардино-Балкарии, я не уверен, что они точно также не третировали бы кабардинцев и другие этносы.
В общем, повторим ещё раз, межэтническое напряжение здесь буквально висит в воздухе, как туман, которым был окутан Нальчик во время нашего скоротечного визита.
Разумеется, всё это подогревается безобразным экономическим положением, когда большинство предприятий не работает, безработица просто огромная (особенно среди молодёжи), а зарплаты многих категорий населения просто ничтожны. Соответственно, такое межэтническое напряжение постепенно убивает остатки туристической отрасли, которая раньше кормила республику. Кто же поедет смотреть красоты Кавказа, если в любой момент тебя за один косой взгляд могут избить до полусмерти или вообще убить, а помощи от местной полиции, скорее всего, не дождёшься?
И, наконец, надо сказать, что же делать в такой ситуации, если конечно, не уподобляться страусу и не засовывать голову в песок, не желая видеть проблемы.
1. Разумеется, надо продолжать начатый в 2004 году курс на ликвидацию национальных республик и превращению их края не имеющие ярко выраженной национальной составляющей. За это в последнее время публично выступали и Жириновский и Прохоров, а ранее - многие деятели и из «Единой России». Всех проблем этим не решить, но во-первых, снижается опасность сецессии (отделения от России) и самоопределения данной республики. Во-вторых, в крае гораздо легче поставить губернатором русского, который будет выполнять роль третейского судьи и не допустит превращения органов власти в моноэтнические образования, поддерживающие только своих соплеменников.
2. Только назначение губернаторов и никакого избрания и желательно назначать губернатором русского, который будет выполнять роль балансира и третейского судьи в межэтнических спорах. Губернатор должен приходить в республику со своей командой управленцев - не из местных, которые не связаны с местными кланами и не включены в местные разборки. Конечно, местные кадры тоже нужно набирать, но костяк команды должен быть из России и русскими.
3. Форсировать экономическое развитие регионов Кавказа. Эта задача ставилась и Хлопонину, но он один проконтролировать ситуацию не может. Пока все деньги, которые выделяются на экономическое развитие Кавказа (а выделяется очень много!!!) большей частью банально разворовываются. Решить эту проблему смогут только русские губернаторы со своими командами. Тогда и снизится межэтническое напряжение на самом Кавказе, и Кавказ не будет выбрасывать в Россию агрессивную молодёжь, которая переносит межэтническое напряжение с Кавказа в Россию.
4. Дальнейшее усиление антитеррористической и антиэкстремистской активности спецслужб. Впрочем, в этой области уже и сейчас здесь всё совсем неплохо - соответствующие Центры «Т» и «Э» действуют достаточно активно, как нам рассказывали и довольно эффективно. Но и успокаиваться на достигнутом не следует.
5. Принимать меры к этнической консолидации русского населения Кавказа и в первую очередь, казачества, которое только тогда будет играть на Кавказе роль стабилизирующей силы, когда превратятся в такой же сомкнутый кулак, какой представляют собой местные этносы. В противном случае, через 10 лет на Северном Кавказе вообще не останется русских, а без русских и управлять и развивать экономически Кавказ будет во 100 крат труднее.
Побывав на Северном Кавказе, сразу понимаешь, что те межэтнические столкновения, которые периодически возникают в России и, в частности, в Москве, - это просто детские игры по сравнению с тем, что имеет место на Кавказе. Но если мы все вместе с государственными структурами не разрядим межэтническое напряжение на Северном Кавказе, то та самая национальная или этническая энергия выплеснется за границы Кавказа и взорвёт уже не только Кавказа, но и всю Россию.
Дмитрий Терехов, сопредседатель общественной организации «Журналисты России»