«Школьный/официальный курс нашей внутренней истории давно пора реформировать. И одна из причин – то, что он грешит москвоцентричностью, отчасти правильной и справедливой. Безусловно, вся нынешняя Россия выстроилась вокруг одного города – места, в котором принималось немало судьбоносных решений. Москва – собирательница земель русских, да и нерусских тоже. Столица России была и остается центром, вокруг которого объединяются другие территории…
Но история Москвы – это скорее история Руси. Не случайно сторонники величать жителей РФ русскими кивают на учебники, утверждая, что история нынешнего российского государства – это история русских людей. Однако чтобы называться гражданами России, чтобы стать россиянами, нам нужен иной бэкграунд. Иначе мы так и останемся то ли русскими, то ли москвичами (московитами). Мы никогда не станем россиянами, не создав общей истории – истории всех территорий, ныне входящих в состав российского государства.
Разве на территории нынешней России существовало только Московское Царство? А Тверское великое княжество, Булгария, Золотая Орда с Синей и Белой, Великое княжество Литовское? Разве мы, сегодняшние, не потомки людей, что некогда населяли те территории? И разве нынешняя Российская Федерация, подобно полноводной реке, вбирающей в себя ручейки и речушки, не впитала в себя опыт, политическую и этническую культуру всех тех мест?
Не зная истинной истории становления государства, не понимая, как взаимодействовали и общались между собой территории, ныне входящие в состав российского государства, разве можем мы понять, что из себя представляет наша страна?
Всем известна цитата о том, что историю пишут победители. Если верить ей безоговорочно, то выходит, что в учебниках есть место только для страниц, посвященных победителям. Но разве в истории России были победители и побежденные? Тогда получается, что история Российской Федерации – это история вражды (ибо в категориях победитель–побежденный мыслят только враги)? А мы не враги сами себе! Да и как же тогда трактовать слова Президента о том, что в нашей истории не может быть места двум взглядам на одни и те же события? Ведь победитель и побежденный на одно и то же событие смотрят совсем по-разному. А значит, мы должны дать абсолютно честные ответы на любые эпизоды нашей истории. И, значит, в нашем общем учебнике истории должны быть всякие страницы, в том числе и страницы территорий».
«Как бы вы прокомментировали точку зрения Тимура Алиева? Должен ли школьный учебник истории строиться как «история территорий»?» - с такими вопросами Regions.ru обратились к священнослужителям.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что сейчас что-то должно произойти в сознании людей – власти, народа.
«Нащупывается уже главная задача, которую надо сначала поставить, а затем кто-то должен взять на себя смелость ее решить – предложить стране, людям ее населяющим, цель и смысл их существования и сейчас, и в истории, в будущем, - дать нам вектор. Без этого вектора невозможно понять, что с нами сейчас происходит, тем более, что было. Но вот очередная попытка переписать учебник истории, по виду благая, но которая может закончиться очередной идеологической формулой, сковывающей наше развитие. Только ленивая власть традиционно у нас в России не делала попыток написать историю под себя. Этим занимались Романовы, советская власть. Странно было бы, если бы и текущая наша жизнь не последовала этой традиции. Настораживает отсутствие того общего направления, что будет лежать в основе этого понимания. Ведь если мы сейчас не понимаем, что происходит, какие силы действуют в текущий момент, то делать анализ исторических процессов невозможно. И зачем тогда вообще нужна история?» - задается вопросом священник.
«Какую истину, какую правду ты хочешь узнать? Если этого не будет внятно сказано и объяснено, то тут же автоматически появится желание у Татарстана написать свою татарскую историю России, у Кавказа – кавказскую историю России. На Украине такая уже появилась. Появляются даже истории несуществующих государств. Но я надеюсь, что идет процесс взбухания теста, который должен привести к неумолимому переходу на иной качественный уровень. Об этом, конечно, нужно молиться Богу», - заключил отец Алексий.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, отметил, что «целью учебника истории должно быть объединение, а не разделение страны на регионы и народности».
«Не частное видение истории России малыми народами, но общее великое историческое прошлое, сформировавшее Россию – это должно стать предметом этого учебника, который должен быть основан на православном мировоззрении, том духе христианском и церковном, которым по преимуществу и созидалась Россия. Поэтому я мало верю в успешность этой затеи. Если она не будет выстроена на едином духовном основании, и в свете веры Христовой, в свете православия не будет выстроена вся историческая картина бытия России, не считаю полезным осуществление этой работы. Не должно быть раздробления России на малые регионы, отдельные зоны, каждая со своим духом и уставом. В видах задачи написать достойную объективную историю великой России, думаю, что это предложение не годится», - заключил отец Лука.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, отметил, что поддерживает инициативу Президента Путина.
«Действительно, ту трактовку истории, которую мы унаследовали с советских времен, надо пересмотреть и переосмыслить. Но в то же время я хотел бы, чтобы пересматривая историю и роль отдельных народов в ней, мы не забывали о единой и неделимой России, чтобы этот пересмотр не привел к сепаратистским настроениям в регионах и не стал фундаментом для дальнейшего разделения страны, к которому сейчас есть объективные предпосылки», - заключил о. Никон.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что у этого вопроса два аспекта.
«Что касается региональной истории, то все учебные планы региональной школы включают региональный компонент. Это история родного края. Как отдельный предмет он присутствует во всех регионах, и он вполне эффективен. И в Основах религиозной культуры и светской этики точно так же затрагиваются вопросы культуры и истории данного региона, учитывается местная специфика. Эти два предмета вполне достаточны, чтобы ответить на этот вопрос. Если мы берем федеральный учебник истории, конечно, мы должны смотреть на проблему в целом. История России - это не история Тверского княжества, не история Татарстана или Якутии. Это история российского государства, которое во все времена выстраивалось вокруг сильной власти, одного центра как монархическое самодержавное государство. Хотим мы этого или нет, российская история будет также выстраиваться вокруг центра – Москвы или Петербурга - как история государственных самодержавных структур и великих государственных деятелей», - отметил священник.
«Не стоит также забывать, что собирание российских земель происходило благодаря идеологии, которая основывалась на христианских ценностях, принятие которых и делало людей гражданами нашего государства. Признание этого никак не ущемляет интересы местных сообществ и различных регионов нашей страны. Попытка перевести историю российской государственности в разряд каких-то местечковых региональных историй привела бы к перекошенному взгляду на российскую историю в целом. Это попытка пересмотреть в политизированном свете достижения русского народа. В таком ключе рассматривать нашу историю недопустимо. Надо сказать, что сейчас есть немало качественных учебников, которыми современная школа вполне обеспечена», - заключил отец Андрей.