Как сообщалось, Президент России Владимир Путин провел заседание Совета по межнациональным отношениям. В своем выступлении глава государства, в частности, призвал «подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур».
«Добавлю, что учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком (я с этого начал) и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам. Правильно, если к созданию общероссийского учебника истории будут привлечены специалисты не только Минобразования, но и Российской академии наук, а также двух старейших российских общественных объединений, которые сейчас возобновляют свою деятельность, - имею в виду Историческое и Военно-историческое общества», - считает Владимир Путин.
Предложение Президента России о создании единых учебников истории России для средней школы анализирует в интервью «Русской народной линии» к.филол.н., доцент исторического факультета СПбГУ диакон Владимир Василик.
Ранее в интервью РНЛ на эту же тему высказались известные ученые-историки, доктора исторических наук, профессора Игорь Яковлевич Фроянов и Михаил Иванович Фролов.
Инициатива Президента в высшей степени положительна. Давно пора, потому что нынешний разброд в умах уже становится социально опасным. Если посмотреть на некоторые сегодняшние учебники истории, то создается впечатление, что их писали в Рейхсканцелярии доктора Геббельса. Почему-то советско-германский фронт называется «восточным фронтом», говорится о «бездарном руководстве» во время Великой Отечественной войны, о потерях, якобы многократно превышающих немецкие потери, рассказывается о «чудовищных преступлениях» Сталина до и во время войны. Возникает вопрос: а почему же тогда мы победили в этой войне? Почему народы Европы чествовали советский народ как народ-победитель, как народ-освободитель?
Радует и то, что Владимир Путин акцентирует внимание на уважении ко всем периодам русской истории. К сожалению, ещё в советские времена сложилось несколько уничижительное отношение к дореволюционному периоду. Несмотря на все усилия, не удалось в советское время изжить русофобские троцкистские мотивы в историографии, по сути дела, идущие ещё от Маркса и Энгельса с их презрением и ненавистью к России. По известному закону маятника советский период получил за это с лихвой, став предметом поношения зачастую неоправданного, низкого и политизированного. Многократно преувеличивались темные стороны советского периода и замалчивались светлые страницы, потрясающие достижения страны во внутренней и внешней политике, в науке, в промышленности и культуре. Временами справедливо критикуя советский период, к сожалению, многие ученые с водой «выплескивали ребенка». Хочется верить, что сейчас начинает все становиться на свои места. Владимир Владимирович руководствуется уважительным вдумчивым отношением к истории России. Историк вообще должен быть объективен и несколько отстранен:
«Так точно дьяк, в приказах поседелый,
спокойно зрит на правых и виновных,
добру и злу внимая равнодушно,
не ведая ни жалости, ни гнева».
Но за внешней отстраненностью должно быть более глубокое чувство, которое прекрасно выразил Пушкин в поэме «Борис Годунов», чувство действия Промысла Божия в истории.
«Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют».
Существует единый поток русской истории со всеми светлыми и темными сторонами, со всеми подвигами и грехами, взлетами и падениями. Это надлежит рассматривать объективно и непредвзято и соответственно подавать российскому учащемуся юношеству. Я не сомневаюсь, что создать такие учебники вполне реально, была бы на то политическая и общественная воля. Наше историческое сообщество, к сожалению, зависимо и материально, и организационно. В 90-е годы оно было брошено на растерзание грантовым хищникам, в определенной мере поддалось на соблазн грантосодержательства. Именно этим обусловлено появление таких «шедевров», как учебник Зубова и Митрофанова «Россия. Век ХХ», который является безоглядным поношением русской истории, начиная от Ивана III. Если государство проявит должную заботу, внимание и понимание к исторической науке и к историкам, если процессы, происходящие в историческом сообществе, будут ненавязчиво регулироваться, если будет устранена зависимость от иностранных источников финансирования, которые в значительной степени связаны с информационной войной портив России, то, думаю, что такие учебники будут созданы. Этого властно требуют вызовы нашего времени. Если мы не воспитаем молодое поколение в духе любви к Родине, в духе патриотизма и уважения к своему прошлому, то мы потеряем не только ещё одно поколение, но, в конечном счете, потеряем и Россию. Боюсь, что Бог нам таких ошибок больше не простит.
Либералы конструктивно мыслить не могут.
«Либераст закончил дело -
Сладко спит на ленте белой.
Видит радужные сны
Про развал своей страны».
Отношения с Западом всегда были достаточно сложные. С одной стороны конфронтация, с другой стороны Европа – «страна святых чудес», которыми восторгались русские путешественники и русское дворянство. Временами действительно русские люди лучше знали Париж, где не бывали, чем Петербург, Москву или собственный город. Но в том-то и дело, что Европа Россию никогда не признавала и не ставила вровень с собою. Достаточно сказать, что большинство европейских стран с трудом и скрепя сердце признали царский титул русского Царя только в XVIII веке. Достаточно напомнить, что против России всегда велась война информационная, а часто и настоящая, горячая. Стоит просто перечислить количество войн с Западом, которых насчитываются десятки. Начиная от Борислава Смелого в 1017 году и заканчивая Великой Отечественной войной, когда против СССР воевала вся Европа. Об этом в советское время по политическим мотивам было не принято говорить. Против России воевали французские, валлонские, норвежские и другие добровольцы СС. В войнах с Западом погибли миллионы русских людей. Уничтожены были сотни белорусских, украинских, русских городов и тысячи деревень. Это то, о чем писала Ольга Федоровна Бертгольц:
«Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу».
Величайшее потрясение ХХ века, революция 1917 года оказалась бы невозможной без финансовой, дипломатической и прочей помощи Запада. С одной стороны это немецкая и американская финансовая помощь большевикам, а с другой стороны дипломатическая помощь английского и французского послов заговорщикам в России. Это действительно тысячелетнее противостояние. Несмотря на все стремления определенной части общества устроить Россию по чужому подобию с Западом, мы органично не совместимы. Мы живем иными ценностями, наш культурный код переформатировать не удастся. Учитывая растущую потребность Запада в ресурсах и заявления типа «несправедливо, чтобы одна страна обладала 30% всех мировых богатств», или о том, что в России достаточно населения в 30 млн человек для обслуживания горной промышленности, надо понимать, что нас вряд ли оставят в покое.
А либералы – это пятая колонна, даже не обязательно продавшиеся за дензнаки, часть из них перевербована идейно. Это обслуга западного империализма, их «империя добра». Эта «империя» уже растерзала Югославию, Ирак, Ливию, поглотила финансово-экономически целый ряд стран и, где сделает пустыню, там провозгласит «мир».
Безусловно, нужно задать определенные рамки для создания учебника истории России. В стилистическом плане надо воздерживаться от резких высказываний, уничижительных оценок. Воздерживаться от изложения непроверенных фактов, взятых из публицистических источников, стараться выстраивать материал учебников на основе фактов, документальных и архивных данных. Например, взять потери Красной армии в ВОВ, которые публицисты довели до 20 млн безвозвратных потерь. Сотрудники института военной истории во главе с генералом Кривошеиным подсчитали число потерь в Красной армии, это около 8 млн 670 тысяч человек. Вот именно эта цифра должна фигурировать в учебнике. Если мы сопоставим это с числом потерь немцев и их сателлитов, то оказывается, что цифры примерно равные, и Красная армия воевала никак не хуже немцев.
Кроме того, история изучает реальные процессы, а не рассказы о них. В учебниках не следует выражать отношение к истории только как к нарративу. История - это рассказ о реальности. Реальность при всей своей изменчивости обладает целостностью. При всех своих изменениях русский народ – это реальность, это единство, в том числе духовное. Следует исходить из принципа примордиализма, а не конструктивизма. И я бы предложил ещё одну концепцию, а именно концепцию Русского дома, которая разрабатывается, в том числе, Русской Православной Церковью при живейшем участии Святейшего Патриарха Кирилла.
8. Re: «Нынешний разброд в умах уже становится социально опасным»
7. Автору
6. разум возмущенный
5. Ответ на 3., о. Николай Савченко:
4. Re: «Нынешний разброд в умах уже становится социально опасным»
3. еще раз про историю
2. Re: «Нынешний разброд в умах уже становится социально опасным»
1. Re: «Нынешний разброд в умах уже становится социально опасным»