«Откровения» последовательницы священника Кочеткова

И.Карацуба мечтает о либеральной реформации Православной Церкви

Кощунство в Храме Христа Спасителя  Проблемы церковной жизни 
0
1720
Время на чтение 6 минут
Идейная сторонница кощунниц из "Pussy Riot", доцент кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В.Ломоносова Ирина Карацуба, отличившаяся вчера провокационной выходкой в Храме Христа Спасителя, считает, что Православие благословляет отсталость. Об этом она заявляла два года назад в интервью Harvard Business Review.

Начав с того, что «Россия представляет собой своеобразный мир», Карацуба заявила, что наша страна – это «окраинная страна Европы». «Она очень далека от основных очагов развития», - подчеркнула она. «Точно так же неравномерно развивалась и наша основная религия – православие, - утверждает Карацуба. – И соответственно, если говорить о влиянии церкви на экономику, здесь с самого начала наблюдались очень своеобразные черты. Как мне кажется, это связано с тем, что церковь все, что могла, отдала русской культуре – и осталась, грубо говоря, ни с чем». Причем, заявила доцент МГУ, произошло это с Церковью «на ранних этапах, еще в Киевской Руси».

Сокрушается историк и по поводу того, что в период раздробленности Руси нам «достался монархический принцип, невероятно усилившаяся власть князя». «Андрея Боголюбского потому и убили, что с ним невозможно было договориться», - заявила она. Вступив в союз с самодержавием, «церковь совершила огромную ошибку: сделала выгодный тактический ход при определенном стратегическом проигрыше. Она фактически благословила и изоляцию страны от окружающего мира, и усиление несвободы общественной жизни, и складывавшееся крепостное право», - считает она.

Сегодня же, заявила Карацуба, Русская Церковь находится «в идейном параличе», а ее концепция Русского мира «тянет нас на два века назад». Возмущает историка и желание Церкви вернуть отобранную у нее собственность, поскольку «церковь была лишена собственности еще в XVIII веке, поэтому, когда она требует вернуть ей то, что у нее отобрали большевики, она идет против исторической правды».

«Наша церковь в параличе морально-нравственном», - заявляет «эксперт», мотивируя свой «глубокомысленный» вывод тем, что Церковь молилась и за Царя, и за Временное правительство, и за Сталина. «РПЦ МП ни за что не покаялась, ни в чем не раскаялась», - резюмировала Карацуба.

Возмущает ее и то, что Церковь и сегодня «продолжает активно сотрудничать с государством, и, учитывая суть нашего государства, это сотрудничество уже за гранью коллаборационизма». Причем в качестве примера «коллаборационизма» Карацуба приводит то, что Церковь оказалась не на стороне… Ходорковского. «Церковь во всем поддерживает государство, что бы то ни делало. В нашей политике сейчас звучат неоимпериалистические ноты: мы хотим собрать вокруг себя постсоветское пространство. И кого-то мы загоняем туда танками и пушками, кого-то заманиваем деньгами, а кого-то – проповедями», - негодует доцент МГУ.

По ее словам, начиная с середины XVII века «во главе церкви у нас, за небольшим исключением, стоят циники и неверующие, которым что бы ни делать, лишь бы служить власти».

«Выход» для Церкви Карацуба видит в ее «обновлении». «После десятилетий упадка, вновь возобновились попытки обновить церковь снизу, - рассказала она. – Так называемая общинно-братская экклезиология, кочетковцы, меневцы – этими группами почти не занимаются, но они существуют. У отца Георгия Кочеткова вообще практически сетевые структуры от Мурманска до Волгодонска и от Калининграда до Владивостока. Но кто про это знает? Например, они активно трудятся на ниве образования. У кочетковцев есть Свято-Филаретовский православно-христианский институт, у меневцев – Общедоступный православный университет отца Александра Меня; с меневцами же связан Библейско-богословский институт святого апостола Андрея. Если в церковь придут ответственные за нее европейски образованные люди, может быть, что-то и изменится».

Но, призналась поклонница кочетковщины, она «не уверена, что серьезная модернизация сейчас возможна». «В больном обществе церковь больнее всех», - утверждает она, отмечая, что «с ОПК в школах (и в учебнике Бородиной, и в учебнике Кураева написаны страшные по сути вещи), с судебными решениями по выставке "Осторожно, религия!" – о какой модернизации может идти речь?!» «Пути культуры и церкви у нас разошлись, и разошлись давно. (…) Ну а нынешняя церковь дошла до настоящей войны с культурой, фактически взяв на себя роль инквизиции», - заявляет она.

«Если обновлению церкви что-то и может способствовать, то, помимо низового дижения, это, во-первых, опыт зарубежных епархий русской православной церкви. Например, Сурожской епархии, которая для РПЦ МП всегда была бельмом на глазу, - продолжает рассуждать Карацуба. - Во-вторых, модернизации может способствовать необходимость отвечать на вызовы со стороны активно действующих российских протестантов и католиков».

«У католиков был Второй Ватиканский собор в 1960-х годах, целью которого была реорганизация церкви, - напомнила она. – Нам до Второго Ватикана еще очень далеко. Кроме того, внутри католической церкви существовали и существуют мощные общественные движения, которых в православии никогда не было: Corpus Dei, Opus Dei, Малые сестры Иисуса. И все потому, что в католических странах есть гражданское общество. Ну и конечно, католическая церковь действует преимущественно в государствах, скажем так, первого эшелона, а мы — в странах второго, если не третьего эшелона. И это очень важно».

«Православие не смогло найти своей экономической доктрины, - считает доцент МГУ. – И вообще оно действует в русле, скорее, небесного отечества, чем земного. Христианство считает: надо терпеть и смиряться, потому что "нет власти не от Бога". Если бы апостол Павел знал, как будут перетолкованы эти его слова, он бы их не написал. Получается, что и Гитлер от Бога, и Сталин от Бога, и Путин от Бога. И сами мы не отвечаем за то, что происходит у нас в стране. Попытки отдельных богословов вроде отца Александра Меня объяснить, что апостол Павел имел в виду совсем другое, у нас никогда не приветствовались. Еще один важный момент — отношение православия к богатству. Христианство в целом очень плохо относится к богатству и готово терпеть состоятельных людей, если они будут давать деньги церкви. В Евангелии недвусмысленно сказано: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное. Католики и протестанты сумели это преодолеть и перетолковать, а православные – нет».

«А служба у нас до сих пор ведется на церковнославянском. И церковь наша живет по календарю, который на две недели отстает от мирового», - возмущается Карацуба.

«Выполнение программы собора 1917–1918 годов могло бы в значительной степени способствовать ее (Церкви – ред.) оздоровлению. Конечно, с тех пор прошло уже почти 100 лет, поэтому в эти положения необходимо внести коррективы, но в целом, на мой взгляд, это прекрасная основа для начала реформации», - заключила она.

Комментируя в интервью «Интерфакс-Религии» вчерашнюю выходку Карацубы, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Скорблю, но не удивляюсь тому, что госпожа Карацуба сделала то, что сделала, ведь ее духовный путь давно вел к чему-то подобному».

По его словам, в «условно-православной среде» есть группа людей, которая идет той же дорогой, «что и западные либеральные полухристиане, все больше уходящие от учения Христа по пути соглашательства с доминирующей в близких к ним кругах религией “бога в душе хороших людей”, религией потребительского общества, обожествления грешного человека и соглашательства с его пороками».

«Сначала эти люди начинают говорить об условности евангельских чудес, потом – о том, что Бог не будет никого судить и что Он не наказывает грех, но примиряется с ним. Затем начинают говорить, подобно адвентистам, что душа умирает вместе с телом и воскресает только после второго пришествия Христа, что противоречит как Евангелию, так и всей церковной традиции», – отметил о. Всеволод.

«Затем ищут лазейки для того, чтобы пересмотреть нравственное учение христианства, исповедуют крайний пацифизм, который никогда не был свойствен Церквям апостольской традиции. Потом оспаривают непорочное зачатие Христа и Его воскресение. Далее утверждают: все равно, во что верить, был бы “человек хороший”, в обывательском понимании хорошести», – продолжил священник.

Заканчивают же эти люди «солидарностью с кощунством, как у госпожи Карацубы», или отрицанием писательницей Людмилой Улицкой «евангельского учения о единственности пути в вечную жизнь и к Богу-Отцу через Христа».

«Эти люди и подобные им, пытаясь переписать Евангелие и церковную традицию, не случайно пришли к поддержке кощунства и к отречению от Евангелия. Что ж, это очень печально, но совершенно неудивительно. Впрочем, я надеюсь, что не за этими людьми будущее – их идейное направление давно наскучило всем на Западе и лишь у нас почему-то воспринимается постаревшими певцами перестройки как нечто “прогрессивное”», – заявил отец Всеволод.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кощунство в Храме Христа Спасителя
Победа православной общественности!
Шоу «Гарри Поттер и философский камень» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя не состоится
20.11.2024
Какая мобилизация нам нужна?
В призывах к мобилизации нет внятной и живой идеи
13.01.2023
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 11:20
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
24.11.2024 11:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от РомКа
24.11.2024 10:40
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
24.11.2024 07:39
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
24.11.2024 04:25
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 02:47