Под словом «экуменизм» чаще всего, понимают стремление к единству. Экуменизм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир). Вопрос только в целях этого единства. С кем человек должен быть един. Для православного понимания ответ может быть только один. Самое главное - это единство со Христом. Для того чтобы мы могли достичь этого единства, Господь оставляет нам Предание и Писание, которому мы должны следовать. В этом смысле однажды полученное Откровение невозможно каким-то образом изменить, а возможно только сохранить и передать другим поколениям. Цель и миссия Православной Церкви в том и заключается, что Православие на протяжении столетий сохраняет и передает следующим поколениям Божие Слово. Но кроме этого, конечно, участвуя в различных экуменических встречах, представители нашей Церкви свидетельствуют о Православии, что очень важно. На протяжении всей истории они показывают, что значит правильное и полное Предание, которое Господь оставил своим ученикам, которое затем апостолы передали Церкви. В этом смысле мы, православные, ставим перед собой цель не в том, чтобы объединиться со всеми христианами и тем более с представителями других религий, просто сказав о том, что мы едины.
Безусловно, мы желаем единства, но важно, на каких принципах это единство будет строиться. Если мы говорим о религиозном единстве, важно, чтобы именно вера, догматы веры совпадали не в какой-то части, а полностью. Потому что цена спасения очень велика. В данном случае речь идет не о каких-то философских вещах, а о спасении человека, о вечной жизни. Господь обещает вечную жизнь своим ученикам и вместе с тем, мы знаем из Священного Писания, что ересь это один их страшных грехов, который разрывает связь с Богом и лишает человека вечности. Важно, чтобы на принципах истинного вероисповедания и сохранения церковного Предания рассматривалась возможность объединения с кем-либо. Мы видим, что в истории Католической церкви после Второго Ватиканского собора был момент, когда, для достижения внешнего единства любой ценой римо-католики пошли на модернизацию всех сторон церковной жизни, вплоть до совместного участия в таинствах с инославными.
В этой статье представитель Католической церкви показывает, что этот путь не увенчался никакими успехами. И действительно, человеческими силами, просто прибавляя одного человека к другому, невозможно изменить самого главного. Причина разделения людей - это грех. Это главное, что необходимо понять. В первую очередь, когда мы говорим о единстве, то надо понимать, что это есть единство веры и желание следовать за Христом. Когда мы об этом заботимся и думаем, то возможно единство и между людьми разных национальностей и мест проживания.
Очень интересно об этом говорил преподобный Амвросий Оптинский. Отвечая на вопрос о том, какие народы спасутся, а какие нет, о единстве он сказал: «[Недавнее] крещение [татарского] муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной, потому что, хотя и не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству». Действительно, каждый человек в свое время может обратиться к Богу, к истинной вере. Это говорит о том, чтобы мы не смешивали и не соглашались с тем, что как сейчас модно говорить, есть разные пути, и каждый из них ведет к Богу. Нет, мы получили и сохраняем свидетельство от Бога, что единственный путь спасения это путь следования за Христом путь в Его Церкви. Об этом мы должны говорить.
Далее преподобный Амвросий продолжает: «Святитель Иоанн Златоуст в одном месте говорит: «Един богоугождаяй Господу [приятен] паче тьмы нечестивых». Значит, если из тьмы нечестивых один обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святитель Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава… и другими примерами. А если уж какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится». Господь соблюдает и сохраняет Церковь в мире для свидетельствования об Истине и не надо бояться того, что не все люди сразу принимают православное христианство, приходят в Церковь, а кто-то может и вообще не приходит. Это свободный выбор человека, Бог сохраняет эту свободу выбора, потому что если бы все шли единым строем в одном направлении, это означало бы, что эти люди не свободны, они как роботы. Бог создал человека свободным. У каждого этот выбор есть. И хорошо, что через 50 лет католики, которые говорили о единстве любой ценой, сегодня осознали, что единство возможно только с Богом, как следствие христианской жизни, следование за Христом и как дар Бога. Я думаю, что и вера - это тоже определенный дар от Бога, а какими критериями и как это определяется, нам до конца познать невозможно. От нас зависит только одно, чтобы мы сами своим примером показывали истинность нашей веры, старались её сохранять и ни в чем её не изменять.