«Собор поднял важнейшую для либерализма тему – а в ответ тишина»

Православные священнослужители о правозащитной деятельности Русской Православной Церкви

Как сообщалось, Архиерейский Собор принял документ о позиции Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции. В документе, в частности, говорится, что «государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения». «В законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. При наличии озабоченности содержанием законодательных или подзаконных актов, принимаемых в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, Собор призывает православных христиан обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения — в Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства. При этом признается необходимым создание региональных церковных комиссий по вопросам семьи и защиты материнства на епархиальном и, где это представляется возможным, — на благочиннических уровнях. Видится возможной и поддержка Церковью родительских комитетов и других общественных объединений, защищающих права родителей на воспитание детей».

Аналогичный пункт есть и в документе Собора об электронных документах, принятие которых должно быть сугубо добровольным делом, а отказ от них не должен вести к поражению в правах. «В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества», - говорится в документе.

В связи с этим корреспондент издания Regions.ru обратился к православным священнослужителям с вопросами: Может ли и должна ли Церковь брать на себя защиту прав граждан? Будет ли эта защита эффективной?

Протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии, отметил, что Церковь всегда защищала права людей. «Другое дело, что иногда Церковь ставится в такие условия, когда она может влиять по минимуму. Например, в советский период. Ну а когда есть возможности защищать людей, Церковь должна прилагать все усилия, что и делается. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла создаются специальные структуры, которые могут и должны защищать граждан. Я считаю, что это очень важно и необходимо», - отметил он. «Конечно, такая защита будет эффективной, - уверен священник. – Потому что она у нас двойная: земная и небесная. Священник не только ходатайствует перед властями, перед государственными структурами о защите человека, о защите его прав, но еще и молится одновременно Богу. Такое двойное ходатайство очень эффективно».

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, согласен с тем, что Церковь должна защищать. «Это нравственная позиция, - отметил он. - Но пока это только начало. Что получится, насколько эта защита будет эффективной, пока сказать трудно. Опыт показывает, что власть голос Церкви слышит и соответствующим образом реагирует. Безусловно, церковная общественность должна быть более активной и организованной и действовать так, чтобы ее обращения не могли быть проигнорированы. Но этому еще надо учиться. Такого опыта у нас еще маловато, поэтому далеко не все получается. Могут возразить, что этим должны заниматься общественные организации. Но ведь Церковь является в том числе и общественной организацией. Поэтому вопросов об ее участии в защите гражданских прав быть не должно. Она вполне может влиять на принятие тех или иных законов, касающихся прав граждан, в том числе и верующих. Но именно как общественная, а не политическая организация Церковь может оказывать поддержку. Важно, чтобы и приходы были более активными в выражении отношения к тем или иным вопросам. Тогда и обращения Предстоятеля Церкви будут в глазах власти более весомыми. Будем надеяться, что все у нас получится».

Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, отметил, что «Церковь и имеет на это право, и должна заниматься этими вопросами». «Конечно, это надо делать максимально эффективно. У нас же есть и православные юристы, и православные педагоги. Самое главное, чтобы это была деятельность не для галочки. Важно также, чтобы эта работа активно освещалась в прессе, причем не только положительные результаты, но и сам процесс. Эти темы, безусловно, должны более активно обсуждаться в православных СМИ и доноситься до широкой общественности», - подчеркнул он. «Понятно, что потребуется какое-то время, чтобы все наладилось, чтобы появился опыт работы в этой области. А что вопросы, связанные с ювенальной юстицией и защитой прав человека, причем не только в отношении верующих, стоят довольно остро, по-моему, очевидно. Тем более значимым будет ответ на них со стороны Церкви. Ведь и по сути своей человеческая личность для Церкви представляет большую ценность, чем для государства», - заключил отец Александр.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, считает, что вряд ли правильно утверждать, что Церковь непременно должна защищать права человека, «тем более, что прав бесчисленное множество». «Основной задачей Церкви является спасение человека т.е. приобщение человека к Богу», - напомнил он. «А вот может ли она это делать – другой вопрос. Почему нет? Ведь не зря Архиерейский Собор 2008 года разработал и принял документ "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека". Кроме того, мы помним из истории, что и Церковь и святые подвижники часто взывали к властям с мольбой помиловать осужденных, простить должников и т.д.», - заключил он.

Иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, отметил, что согласно решениям Собора, «Церковь, скорее, напоминает, что возможны ситуации, когда мы призваны, подобно апостолу Павлу, отстаивать не только свои ценности, но и свои гражданские права. Например, в тех случаях, когда необходимо защитить собственных детей от посягательств адептов ювенальной юстиции, либо разрешить какие-либо проблемы, связанные со сбором и распространением информации о человеке с помощью современных технологий его идентификации. Если какие-либо законы или подзаконные акты, предположим, обяжут нас преступать заповеди или потребуют отречения от Христа, то руководствоваться в своих поступках и выборах мы будем Евангелием, а не этими нормами».

«Так что здесь речь, скорее, идет о более активной позиции православных христиан в вопросах защиты детей, семьи, в вопросах защиты фундаментальных гражданских прав и свобод. В этом отношении примечательно, что мы не слышим доброго слова об этих решениях Собора от тех, кто именуют себя российскими либералами. Собор поднял важнейшую для традиции европейского либерализма тему – а в ответ тишина. Отсюда вопрос: если это не аутизм, то на чьей они стороне?» - заключил священник.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Архиерейский Собор 2013 года"
Перед нами тенденция, свидетельствующая о глубоких переменах в государстве и обществе
Борис Якеменко о постепенном возвращении в обиход термина «русский» в позитивном, положительном, определенном смысле
08.07.2013
«В среду верующих вносится соблазн и недоверие к священноначалию»
Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион выступил с обращением в связи с появившейся критикой решений Архиерейского собора
14.03.2013
«Печать антихриста» и 13-я глава Откровения Иоанна Богослова
Предлагаем вторую часть программы «Неслучайные беседы», посвященной итогам Архиерейского Собора 2013 года
02.03.2013
Владыка Марк: Мирянину желательно причащаться три раза в месяц
Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский о частоте причащения и о взаимосвязи исповеди и причастия
21.02.2013
[Видео] «О новых законопроектах, связанных с идентификацией новорожденных»
Представляем видеолекцию известного писателя и общественного деятеля Валерия Филимонова
16.02.2013
Все статьи темы