При этом Ваши интервьюеры и публикаторы, дорогой владыка, составили материал по всем канонам информационной войны, показав мастер-класс как надо дискредитировать противника, т.е. редакцию РНЛ. Здесь мы увидели целый набор недобросовестных приемов вплоть до подтасовки фактов. И все это завернуто в обертку борьбы за чистоту идеалов, сдобрено призывами к высоким духовным ориентирам. Сначала Вам задают вопросы о недопустимости публикации скандальных материалов в СМИ, которые, тем не менее, появляются, о том, что некоторые священники дают почву для подобного рода скандалов. Словом, обсуждаются вполне реальные проблемы, с которыми сталкивается Церковь, говорится о роли православных СМИ. Но все это, как становится вскоре ясно, только подводка к главному вопросу - о «Русской народной линии».
Законы жанра интервью требуют точной формулировки вопроса. Порой вопрос формулируется так, чтобы задать тон ответу. Вот и постановка вопроса о «Русской народной линии», предложенная Вам, заранее предполагает, какой нужен был ответ, - мол, на РНЛ появилась грязная статья о некоем преподавателе Минских духовных семинарии и академии (имя преподавателя стыдливо умалчивается). Вы, владыка, говорите о том, что эту статью прочитали, но Вы, видимо, не знаете, в каком контексте появилась эта статья. А, как известно, текст вне контекста не существует. Поскольку контекст теми, кто готовил это интервью, бессовестно искажен, позвольте напомнить Вам, дорогой владыка, как было дело. Поводом для этой статьи на РНЛ о преподавателе Минской духовной семинарии и академии Александре Валерьевиче Слесареве (чего уж тут скрывать это славное имя!) послужила серия публикаций, которые г-н Слесарев разместил на редактируемом им портале «Анти-Раскол». Причем, повода для нападок РНЛ г-ну Слесареву не давала. Что бы Вы, владыка, сказали, если бы на каком-нибудь информационном ресурсе были опубликованы с периодичностью день-два несколько материалов критической направленности против вашей епархии, в которых, может быть, содержалась бы и правдивая информация, но перемешанная с лживой? Сам факт частых публикаций, думаю, заставил бы Вас предположить, что против Вашей епархии или против Вас лично начата информационная кампания. Точно такое же предположение сделали и мы. Мы решили, что г-н Слесарев начал против РНЛ кампанию по дискредитации нашего сайта.
Напомню также Вам, дорогой владыка, что это происходило в то время, когда в Красносельском районном суде Санкт-Петербурга слушалось дело по обвинению в экстремизме священника Русской Православной Церкви и нашего постоянного автора отца Александра Шумского и редакции РНЛ. В этом контексте информационную кампанию, которую начал г-н Слесарев, мы восприняли однозначно как удар в спину своим собратьям по вере, причем, в тот момент, когда мы находились в очень сложной ситуации. В этих условиях мы посчитали необходимым ответить на эту кампанию г-на Слесарева. Мы попросили прокомментировать ситуацию людей, которые были задеты в публикациях. Это - наши авторы, священники Русской Православной Церкви протоиерей Геннадий Беловолов и иерей Алексий Мороз. А также от имени редакции дали разъяснения по поводу некоторых обвинений в наш адрес г-на Слесарева. Никакого неизвестного автора пасквиля, как Вы выразились, нет. Этот материал, действительно подготовлен руководством, т.е. редакцией «Русской народной линии». Поскольку материал готовили несколько человек, и он выражает нашу общую позицию, автором его названа редакция РНЛ. Это обычная практика.
Привыкший к безнаказанности г-н Слесарев, видимо, не ожидал такого ответа и закатил истерику. Акцент в этой истерике делается на нетрадиционной сексуальной ориентации. Но об этом в нашей статье упоминается лишь мимоходом, причем, мы сослались на информацию из открытых источников. При этом мы ничего не утверждали, а просто указали на то, что такая информация существует. Главные же аргументы были посвящены не этому вопросу, поскольку личная жизнь г-на Слесарева нас не интересует, а вопросам, связанным с содержанием выдвинутых им против нас обвинений. Единственная ошибка, которая была допущена лично мной, - это обвинение г-на Слесарева в меркантилизме. Тут я должен признать свою ошибку, - увы, положился на память, которая меня подвела. Почему-то у меня отложилась в памяти именно такая версия наших отношений. Г-н Слесарев опроверг это утверждение в своей публикации, и я приношу ему свои извинения за то, что я не перепроверил факты нашей переписки. Все же остальное - подлинные факты.
Более того, на открытии последних Рождественских чтений в Кремлевском дворце Съездов во время перерыва ко мне неожиданно подошел незнакомый мне священнослужитель, который поблагодарил РНЛ за нашу полезную и активную работу, сказал, что регулярно читает «Русскую народную линию» и поддерживает нашу деятельность. Приятно слушать слова о нужности твоей работы. На это видимо и был расчет, поскольку затем неожиданно прозвучало: «А вот, позвольте вам представить Александра Валерьевича Слесарева». Так собственно и состоялось наше знакомство. К сожалению, у меня не было времени, чтобы обсудить с г-ном Слесаревым ситуацию вокруг нашей полемики. По моей просьбе заместитель главного редактора РНЛ Александр Тимофеев побеседовал с ним. Результатом этой беседы стало намерение Александра Валерьевича достичь примирения, прекратить конфликт между ним и РНЛ. Хотя не мы были инициаторами этого конфликта, но мы были готовы обсудить варианты примирения, о чем и сообщили г-ну Слесареву. И тут появляется интервью с Вами. Теперь мне понятна цена «миротворчества» г-на Слесарева. Для меня несомненно, что это интервью с Вами и публикация на сайте Экзархата инспирированы г-ном Слесаревым, который, кстати, услужливо переслал нам ссылки на эти публикации.
Самое прискорбное, дорогой владыка, что люди, которые организовали эту информационную атаку против РНЛ с Вашим участием, цинично и грубо «подставили» Вас. Судите сами. Вам задают вопрос: «В интернете, Ваше Высокопреосвященство, появилась компрометирующая статья под названием «Активное разрушение церковного сознания и границ Церкви». Она о двух белорусских Архиереях, которые якобы обязали духовенство отпевать римо-католиков и принимать от них записки для церковной молитвы». Вы возмущены этой статьей. Она, действительно, была опубликована на сайте «Православный апологет» в январе сего года. Но в шапке Вашего интервью епархиальному сайту говорится: «Архиепископ Гурий комментирует негативные публикации на сайте «Русской народной линии» о двух белорусских Архиереях и преподавателе Минских Духовных Академии и семинарии, появившееся недавно и объясняет причины появления пасквильных материалов». Такой же финт совершается и на сайте Белорусского Экзархата: «Этой зимой на сайте «Русская народная линия» появились враждебные публикации о двух белорусских архиереях и преподавателе Минских духовных школ Александра Слесарева (стилистика подлинника. - А.С.)».
Но ведь это бессовестная подтасовка фактов, дорогой владыка! Эти недобросовестные люди стремятся прикрыться Вашим именем, совершая недостойный поступок не только с точки зрения христианской, но и общечеловеческой морали. Нам, как профессионалам, понятно намерение г-на Слесарева выставить свой конфликт с РНЛ как информационную кампанию чуть ли не против всей Белорусской Православной Церкви. Но ведь это, дорогой владыка, наглая клевета. Г-н Слесарев и его помощники пытаются бросить тень на Вас, поскольку Вам приписывают распространение недостоверной информации.
Среди авторов РНЛ, дорогой владыка, много священнослужителей Русской Православной Церкви, с которыми мы поддерживаем самые теплые личные отношения, постоянно общаемся. Они знают наш образ мыслей. Если бы РНЛ проводила какую-то антицерковную линию, они не могли бы этого не заметить. Смею Вас заверить, что все сотрудники РНЛ - верные чада Церкви, которые относятся к Матери-Церкви, как и подобает православным христианам. Мы можем в чем-то заблуждаться, можем совершать ошибки, ибо не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы понимаем, что деятельность в информационной сфере таит в себе немало опасностей и трудностей, с которыми мы ежечасно, ежеминутно сталкиваемся. Но наши помыслы чисты. Мы по мере сил стремимся защищать нашу Мать-Церковь от информационных нападок враждебных сил, обсуждать те вопросы, которые волнуют наших современников.
Мне, честно говоря, неизвестно, чем руководствовался г-н Слесарев, когда начинал кампанию против РНЛ, пытаясь представить нас в общественном мнении как раскольников и людей, занимающихся подрывом авторитета Русской Православной Церкви и архиереев. По глупости он это сделал или им руководил какой-то умысел. Да это собственно и неважно. Важно то, дорогой владыка, что Вас пытаются втянуть в некрасивую историю. Вашими руками пытаются совершать действия, далекие от установления истины, далекие от умиротворения ситуации. Простите владыка, что приходится таким образом обращаться к Вам, но публикация открытых обвинений предполагает и возможность открытого объяснения наших мотивов. Просим Ваших святых молитв о нас грешных.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
43. Ответ на 42., разум возмущенный:
42. се ля ви
41. Ответ на 10., свщ Алексий Бачурин:
40. Re: «Вас, дорогой владыка, втягивают в некрасивую историю»
39. Re: «Вас, дорогой владыка, втягивают в некрасивую историю»
38. Ответ на 35., Ратник:
37. Ответ на 35., Ратник: Не вдаваясь в подробности.
36. 9. свщ Алексий Бачурин
35. Ответ на 31., Анатолий Степанов:
34. 20. Вл. Боричевский