24 ноября им была републикована старая статья «Когда православная книга бывает во вред. О книге о. Алексия Мороза "Исповедаю грех, батюшка"», в которой повествуется, как на благочестивого Слесарева «самое отвратительное впечатление произвело чтение раздела, посвященного грехам против седьмой заповеди - «Не прелюбодействуй».
На следующий день, 25 ноября, Слесарев выложил на своем сайте рецензию на книгу В.П.Филимонова «Под маской православия. Допустима ли неправда в Церкви?», которая якобы разоблачает мифы об иконе Божией Матери «Азъ есмь съ вами и никтоже на вы». Также предпринимается попытка опорочить честь и достоинство почитаемого на Украине старца схиархимандрита Херувима (Дегтяря) и известного петербургского священника протоиерея Геннадия Беловолова, который собственно и возродил память об этой почитаемой ныне иконе.
28 ноября Слесарев стреляет по РНЛ уже дуплетом, публикуя сразу две статьи – «"Русская народная линия" объявила войну священноначалию Русской Православной Церкви» с критикой интервью с Андреем Рогозянским «Навстречу либеральному повороту! Беседа по поводу интервью митр. Илариона (Алфеева) "НГ-Религиям"», которое было опубликовано на РНЛ 25 сентября 2010 года, и «Письмо в редакцию: О псевдоцерковной деятельности сайтов "Благодатный огонь" и "Русская народная линия"», в котором анонимный автор защищает священника-экумениста Александра Дягилева, сослужившего с англиканами, от критики со стороны его собрата священника Николая Боголюбова. При этом статья «Совместная служба с англиканами в Санкт-Петербурге», опубликованная на сайте журнала «Благодатный огонь», была републикована не только РНЛ, но и рядом других сайтов, о чем автор письма умалчивает. Оно и понятно, - если упомянуть, надо из заголовка убрать упоминание об РНЛ, но тогда цель не будет достигнута.
Наконец, 1 декабря г-н Слесарев, продолжая свою кампанию против РНЛ (напомним, что 4 декабря должно было состояться решающее заседание суда), размещает статью «Почему изверженный из сана раскольник является героем "Русской народной линии"?», в которой РНЛ критикуется за то, что на ее сайте появлялись сообщения о протоиерее Алексии Аверьянове.
Если упомянуть републикованную г-ном Слесаревым 5 июля 2012 года статью «Лжеархиепископ Херувим (Дегтярь) и внутрицерковное сектантство» с автокефалистского сайта «Релігія в Україні», который возглавляет некий Сергей Штейников, кстати, большой почитатель творчества А.Слесарева, - картина нападок г-на Слесарева на РНЛ будет полной.
Клеветническую кампанию, начатую Александром Слесаревым против «Русской народной линии», мы попросили прокомментировать тех людей, которых пытается дискредитировать этот храбрый Аника-воин, неистовый борец с псевдорасколами в Церкви.
Протоиерей Геннадий Беловолов в ответ на выпады А.Слесарева в свой адрес разместил в собственном блоге статью известного писателя Юрия Рассулина. «Мои труды, - говорится в заметке "Великий эквилибрист от расколоучения", – кость поперек горла уважаемого расколоведа Слесарева, который ошибочно отнес к раскольникам и сектантам старца схиархимандрита Херувима (Дегтяря). Доказать свои научные постулаты он не в состоянии, т.к. свидетельств и документов у него нет и не было, кроме подзаборных сплетен, анонимных выпадов, набивших оскомину обвинительных выражений в интернете, все притянуто за уши. Согласиться с тем, что он ошибся в своем научном теоретизировании, А.В.Слесарев тоже не в состоянии, духа и мужества не хватает». Что касается брошюры В.П.Филимонова, направленной на развенчание «мифов» об иконе Божией Матери «Азъ есмь съ вами и никтоже на вы», то на этот счет отец Геннадий обстоятельно высказался в статье «Издательский Совет хотят впутать в скандальную историю», размещенной на сайте РНЛ 2 февраля 2011 года.
Своим мнением о клеветнической кампании А.Слесарева поделился в интервью «Русской народной линии» председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз: «Никакое доброе дело не остается неискушенным. Господь наш говорил: "И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется" (Мф. 10: 22); "Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше". (Ин. 15: 20). Нам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него. Всякий, кто желает жить благочестиво с Господом нашим Иисусом Христом, гоним будет. Христос говорил, что каждый человек, который будет жить по заповедям Господним и стремиться нести правду и истину в этот мир, обязательно будет гоним.
Как Самого Христа, Его апостолов гнали за Истину, так и любого, кто будет нести в мир свет, будут гнать. Гонителями будут сыны погибели, люди, которые являются проводниками демонических сил. Им ненавистно все доброе, хорошее и светлое. Когда они видят росток света и добра в этом мире, в них сразу действует сатанинская злоба и возникает желание растоптать этот росток, не дать добру распространиться на окружающую действительность. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на «Русскую народную линию» и её авторов идут поклепы, собирается ложная информация, потоки клеветы. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Имелся в виду и Иуда, главный предатель Христа. Предательство того, с кем ты был рядом и сотрудничал, видел его благие дела, есть отступление ради страсти, страсти сребролюбия, страсти самости и гордыни.
Что касается господина Слесарева, то мы видим, что этот человек обуреваем сребролюбием и гордыней, которые были у Иуды. Ведь когда-то этот господин потребовал у РНЛ гонорары за свои статьи, на что Степанов сказал ему, что у издания нет денег на гонорары. В ответ Слесарев разорвал всяческие отношения с РНЛ и, затаив на нее обиду, стал, как мы сейчас видим, ждать удобного момента для того, чтобы излить на издание свою злость и отомстить ему. Он, выбрав момент, когда, как ему показалось, РНЛ стала подвергаться гонениям со стороны власти, решил добавить каплю своего яда, пытаясь дискредитировать издание и его авторов с помощью клеветы, которую тщательно собирал по сусекам Интернета, выгребая всякую ложь и грязь. Можно, конечно, подать в суд на него за клевету, но мне кажется, недостоин этот человек нашего внимания. Бог ему судья. Каждому воздастся по делам его.
Слесарев преподает в Минских духовных школах и является, так сказать, «главным расколоведом» в нашей Церкви. Примечательно, что именно он начинает провоцировать раскол, становится фактически расколоучителем, допуская массу антихристианских и антиканонических выступлений, в том числе выступая против иконы Божией Матери «Азъ есмь съ вами и никтоже на вы», которую признал Синод УПЦ МП. Можно провести параллель между Слесаревым и Иудой. Иуда был около Христа, был Его учеником, видел Его подвиги, но страсть сребролюбия взяла верх над ним, и он предал Христа врагам, потом страшно погиб и был низвергнут на дно адово.
Неважно, поверят или нет читатели лжи Слесарева о РНЛ, но неприятный осадок все равно останется. Мы не будем говорить о его личных качествах, хотя известно, что этот человек был уличен в плагиате и клевете, а также заподозрен в гомосексуализме. Это его личные грехи, за которые он будет отвечать перед Богом. Мы поражаемся тому, как этот человек, который должен хорошо знать Священное Писание, вдруг преступает его. Вероятно, Слесарев просто хочет выделиться и завоевать признание людей за счет уничижения и оскорбления авторитетной православной организации. Есть такой спектакль "Забыть Герострата", о том, как человек сжег огромный храм для того, чтобы войти в историю. Мы видим такого же "Герострата", который пытается уничижением РНЛ сделать себе имя.
Мне не раз приходилось сталкиваться в Интернете с тем, что какие-то люди приводят якобы из моих книг цитаты, которых на самом деле нет, пытаясь тем самым показать, что они умнее автора. На самом деле ими движет тщеславие и желание показать себя. Мне ставят в упрек, что я в своей книге "Исповедаю грех, батюшка" перечисляю блудные грехи. Мои оппоненты говорят, что можно прочесть мою книгу и развратиться. Но это смешно, т.к. этот перечень взят из дореволюционных сборников и требников, которые были одобрены ещё дореволюционным Святейшим Синодом. В наш век разврата, когда школьникам проповедуют половое воспитание, когда через Интернет идет шквал грязи и нечистоты, разговор идет не о том, что они что-то узнают, а о том, чтобы они поняли, что это грех. За 27 лет своей священнической практики я сталкивался часто с тем, что люди просто не понимают, что есть такие грехи, поскольку в их сознании это норма. Они не думают, что блудные извращения - это грех, отводящий от Бога. И вот эти люди, лицемеря, говорят, что они прочли мою книгу, узнали, что блуд есть грех, и это их развратило. Это лицемерие, а по сути - скрытие информации о грехе от людей. Если человек находится в этом грехе, значит, он в нем не кается. Такое поведение неизбежно приведет к его духовной гибели. Таких упреков мы слышим очень много, на них даже не хочется отвечать. Это не конструктивная критика, продиктованная желанием помочь человеку исправиться, а лишь стремление создать себе имя на низвержении какого-то авторитета.
То же самое мы видим и со стороны Слесарева по отношению к РНЛ. Ему хочется, чтобы все запомнили его имя и с восхищением отнеслись к такому «глубокому и дальновидному» автору. Очень трагична и жалка судьба подобных людей. Особенно, если учесть, что автор очень молодой человек, ему едва исполнилось 32 года. В этом возрасте, когда он ещё не познал глубин духовной жизни, не набрался житейской мудрости, он пытается выскочить и обратить на себя внимание общественности и завоевать авторитет. Вместо этого он обрекает себя на забвение людьми в этой жизни и в случае отсутствия покаяния на гибель души перед Богом. Хочется пожелать этому молодому человеку осознать глубину его нравственного и духовного падения, отринуть тщеславие и сребролюбие, покаяться в этих грехах и снова войти в церковное общение. Потому что такими делами он просто себя отрывает от Церкви.
Хотелось бы, чтобы священноначалие Белорусского Экзархата, в частности, митрополит Филарет, обратили внимание на то, какие учителя преподают в Минских духовных школах. Чему может научить студентов человек безнравственный, исполненный страстей? Он может только заразить студентов обуреваемыми им страстями, гордыней и высокомерием, привести их к потере любви. Какие из таких студентов выйдут пастыри? Деятельность Слесарева - это вредительство, повреждение будущего пастырства. А это уже забота всей Церкви. Очень внимательно нужно относиться к учителям, кто учат будущих пастырей. Многие беды, которые мы сейчас наблюдаем и в обществе и в Церкви, происходят от того, что священнослужителями становятся недостойные люди, которые были воспитаны таким образом в семинариях. Они заражены духом экуменизма, сребролюбия и гордыни. Такие пастыри не могут нести свет Христов в мир. Они не столько помогают, сколько вредят Церкви. Надо строго относиться к подбору учителей для священников. Если мы видим паршивую овцу, то её надо выводить из стада ради сохранения многих. Надо обратиться к митрополиту Филарету с просьбой, внимательно рассмотреть фигуру Слесарева и решить вопрос о его соответствии занимаемой им должности».
Прокомментировал мотивы господина Слесарева, побуждающие его вести клеветническую кампанию против своих же собратьев, и главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов: «Александр Слесарев – еще совсем молодой человек, но уже является и преподавателем Минской духовной академии и семинарии, и главным редактором сайта Минских духовных школ. Немудрено, что отсутствие жизненного и профессионального опыта вскружило ему голову. У него, по всей видимости, появилась мания величия, - только этим я могу объяснить его настойчивые поиски раскольников в Церкви, причем, ищет он там, где раскольников нет. Прямо притча про черную кошку в темной комнате.
Что же касается обвинений РНЛ в том, что мы якобы «рекламируем» отца Алексия Аверьянова, тут г-н Слесарев явно подтасовывает факты, вводя своих читателей в заблуждение. Никакого пиара и пропаганды не было и нет. В этом легко убедиться, посмотрев те публикации, на которые собственно ссылается автор. Если бы г-н Слесарев хотел разобраться с вопросом, мог бы для начала поинтересоваться у меня обстоятельствами появления этих текстов. Я бы мог ему рассказать, сколько предложенных нам к публикации текстов не было опубликовано именно из-за того, что этот священник имеет проблемы канонического характера. Об этом прекрасно знает и Василий Вадимович Бойко-Великий и другие близкие к отцу Алексию люди, просившие нас о публикации.
Вместе с тем ситуация вокруг о.Алексия Аверьянова и его общины мне, в отличие от г-на Слесарева, представляется довольно сложной. Я лично не знаком с о. Алексием Аверьяновым, но знаю людей, которые считают, что он был оклеветан и стал жертвой недобросовестных людей. И я не могу так просто отмахнуться от этих свидетельств. Это, во многом, - наследие непростых отношений РПЦ и РПЗЦ, которые преодолевались в ходе тяжелейших переговоров путем взаимных уступок, когда с обеих сторон широко использовался принцип икономии. Думаю, если бы г-н Слесарев был участником этих переговоров, то воссоединение Церкви никогда бы не состоялось. Для него органична роль инквизитора, который готов судить всех исключительно по букве закона.
Слесарев в силу отсутствия у него жизненного опыта, видимо, не обращает внимания на то, что помимо буквы закона есть ещё и людские судьбы. Община о. Алексия достаточно большая, и это - православные верующие люди. Относиться к ним, как к фигурам на шахматной доске, как к бездушным цифрам, просто недопустимо. Это неприемлемо не только для православного, но и просто для гуманного человека. К сожалению, именно такой подход демонстрирует преподаватель Минской духовной академии.
Что же касается мотивов такой, я бы сказал, оголтелой кампании против РНЛ, которую развернул г-н Слесарев, то, возможно, одним из них является чувство мести. В своё время он предлагал сотрудничество тогда ещё единой «Русской линии», мы опубликовали несколько его статей, но затем он предложил перевести эти отношения на гонорарную основу. Поскольку его статьи носили справочный характер, его "коммерческое" предложение было нам неинтересно. Кроме того, бюджет «Русской линии» не позволял проводить активную гонорарную политику, и я об этом честно ему написал, после чего он перестал нам присылать свои статьи. И вот теперь, воспользовавшись сложной ситуацией, в которой оказалась РНЛ, он, видимо, решил нанести удар. Бог ему судья. Надеюсь, злонамеренность и неосновательность его нападок на «Русскую народную линию» очевидная для всех».
В заключение стоит отметить, что А.Слесарева неоднократно уличали в клевете и плагиате. В Интернете можно найти весьма любопытный документ под названием «Досудебная претензия по факту клеветы А.В.Слесарева на сайте «Анти-раскол», в котором, в частности, объясняется, почему А.В.Слесарева не рукополагают в священники. Авторы уверяют, что причины этого имеют канонический характер. Как утверждается, «препятствием к хиротонии служат его открытые симпатии католическому богословию и нетрадиционная сексуальная ориентация, о чем свидетельствуют многие слушатели Минской Академии и Семинарии».
Личные грехи г-на Слесарева нас не интересуют, у нас и своих хватает. А вот филокатоличество – это уже серьезное обвинение для преподавателя духовных школ, православного ученого, борющегося с расколами в Церкви (тут уже задумаешься поневоле: а с какой целью Слесарев так активно навешивает ярлыки раскольников?) Да и клевета – это не просто личный грех человека, ведь от нее страдают многие другие люди, в том числе священнослужители. Своей клеветой Слесарев не только наносит урон репутации людей, но и сеет семена недоверия среди церковного и мало церковного народа. И все это делает, фарисейски прикрываясь борьбой «за чистоту рядов».
Конечно, мы, как православные люди, прежде всего, надеемся, что брат наш во Христе Александр раскается в своих неблаговидных поступках, задумается над своей жизнью и деятельностью, станет на путь исправления. Время сейчас для этого благоприятное, - на дворе Рождественский пост. Но опыт показывает, что людям, обуреваемым гордыней, а тут, судя по всему, именно такой случай, для вразумления нужно внешнее вмешательство. В данном случае, вмешательство духовного начальства, как об этом справедливо написал о.Алексий Мороз. Вредную для общего дела активность лучше пораньше остановить.
А там глядишь, из А.В.Слесарева получится не только примерный христианин, но и нормальный православный ученый, который послужит еще благу Церкви, а не только своей гордыне.
Редакция «Русской народной линии»
136. Re: Как и почему преподаватель Минской семинарии Слесарев воюет против «Русской народной линии»
135. Протоиереям Петру и Николаю
134. Ответ на 122., протоиерей Петр:
133. Ответ на 121., протоиерей Петр:
132. Re: Как и почему преподаватель Минской семинарии Слесарев воюет против «Русской народной линии»
131. Ответ на 121
130. ответ на 119. Сергий Агапов:
129. Re: Как и почему преподаватель Минской семинарии Слесарев воюет против «Русской народной линии»
128. Re: Как и почему преподаватель Минской семинарии Слесарев воюет против «Русской народной линии»
127. Ответ на 124., Анна Фёдоровна: