В апреле прошлого года сообщалось, что ученый совет факультета искусств СПбГУ решил ходатайствовать об открытии в университете основной образовательной программы «теология» и возможности создания теологического факультета.
Напомним, что в конце февраля 2008 года на конференции «Духовные основы развития общества» протоиерей Георгий Митрофанов заявил, что на базе кафедры библеистики Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета будет создан теологический институт. По его словам, создаваемый институт будет учебным заведением для молодых мирян, желающих получить качественное богословское образование, с тем, чтобы в дальнейшем нести служение в епархиальных отделах, на приходах, в сфере светского высшего и среднего образования, в области социальной работы и журналистики. Особенность так и не созданного института должна была заключаться в том, что он будет поликонфессиональным. «Петербург изначально возник как поликонфессиональная столица православной империи, ― подчеркнул о.Георгий. ― Ключевая роль в институте, безусловно, будет принадлежать православным богословам, но мы планируем привлечь к работе и представителей других конфессий». Занятия института должны были проходить на базе культурно-просветительского центра при соборе Федоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Велика вероятность того, что создаваемый теологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета возглавит ярая противница введения «Основ православной культуры» в школе заведующая кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ Марианна Шахнович. Можно только представить, во что выродится преподавание теологии на этом факультете, если его возглавит воинствующая атеистка, а его преподавателями станут экуменически настроенные люди.
Своим видением проблемы делится в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик.
«Создание теологического факультета в отдаленном будущем можно было бы назвать и позитивным элементом, хотя тут возникают вопросы. Для России отсутствие теологических факультетов было не случайным. Западная Европа имеет культуру диспутов. Именно на богословских факультетах Сорбонны, Виттенберга гремели диспуты, потрясавшие христианский мир, а наша культуру - это скорее культура молчания и умолчания, благоговейного взирания на икону и внимания Слову Божьему. Последствия культуры диспута понятны, это Реформация и многое другое, то, что произошло в западном мире вплоть до апостасийных революций XVII - XVIII в. Благодаря культуре молчания Россия сохранила в целом свое религиозное единство, хотя и не избежала революции. Но это продукт импортный, хотя и реципированный.
Вместо теологических факультетов у нас искони были богословские школы, которые ставили своей целью воспитание священника, служителя Церкви, а не теолога вообще, тем более теолога межконфессионального и внеконфессионального. Существовала четкая конфессиональная и служебная ориентация. Конечно, можно предъявить большой счет нашим духовным семинариям и академиям за большое количество из них выходивших, но, думаю, что если бы у нас были теологические факультеты при университетах, то это число на порядок было бы больше.
Но это общие культурологические рассуждения, понятно, что богословское образование мирянам необходимо, но мирянам, членам Церкви. Богословское образование определительно к Православию. В этом смысле наш город нуждается либо в филиале, либо в аналоге Свято-Тихоновского богословского института, ныне Гуманитарного университета, где православность органически связывается с широтой и открытостью, а богословские дисциплины соединяются со светскими. Но нет никакой нужды в межконфессиональном теологическом факультете. Потому что это будут «лебедь, рак и щука». Представители разных направлений будут «дудеть в свою дуду» и в результате в головах у студентов получится ералаш. Либо власть на факультете захватит одна из конфессий. А учитывая существующее направление денежных потоков, есть опасность, что это будет совсем не Православие.
Я вспоминаю начало 90-х годов, когда протестанты в стенах филологического факультета устраивали свои собрания, а преподавателей нашего факультета открыто и нагло приглашали съездить к «преподобному Муну» поучиться. Не дай Бог, если это начинание станет продолжением лихих девяностых. Возникает вопрос: чему могут научить католические и протестантские ученые? Известно, в каком жестоком кризисе находится католическое и протестантское богословие. Некоторые протестантские теологи договорились уже до оправдания всего, даже однополых «браков».
Но, скорее всего, всё будет ещё проще. Этот факультет захватят бывшие научные атеисты, ярые противники ОПК. Тогда получится очередная профанация. Теологией начнут заправлять люди, не верящие в Бога и не имеющие никакого отношения к богословию, как к духовному деланию.
Ещё вопрос: где будет располагаться этот факультет? Есть серьезные основания считать, что он может расположиться в историческом здании Петербургской духовной академии на Обводном,7. Тем самым наши духовные школы могут окончательно лишиться своего здания, в котором они нуждаются, и оно будет передано под чуждые Православной Церкви нужды.
Тем не менее, теологический факультет нужен, но для этого, как считает архимандрит Александр (Федоров), заведующий иконописной школой, необходима полная легализация теологии. У нас сейчас есть бакалавры и магистры теологии, но нет кандидатов и докторов теологии. Церковные ученые степени государством не признаются. Сначала надо придать теологии полностью государственный статус, а уже затем разворачивать теологический факультет. Иначе будут выпускаться специалисты без статуса и без будущего».
12. Re: «Нет никакой нужды в межконфессиональном теологическом факультете»
11. Ответ на 9., sysbooter:
10. Ответ на 8., sysbooter:
9. Ответ на 4., blogger:
8. Ответ на 6., М.Яблоков:
7. Ответ на 6., М.Яблоков:
6. Ответ на 1., Артур К :
5. Re: «Нет никакой нужды в межконфессиональном теологическом факультете»
4. Re: «Нет никакой нужды в межконфессиональном теологическом факультете»
3. Ответ на 2., рудовский: