Также считает и руководитель Федерального медико-биологического агентства России Владимир Уйба, пишут «Ведомости». «Те, кто заводит разговор на эту тему, мыслят не по-государственному, не по-человечески и антисоциально, — подчеркнул он. — Кощунственен сам вопрос, который ставится — нужно обязательно платить, иначе будет катастрофа, доноров не будет, крови не будет». Такую позицию он назвал оскорблением донорского движения. По его мнению, протесты организуют участники «теневого» рынка платного донорства, у которых закон уводит «рынок из-под ног». Уйба также назвал «аутсайдерами» 19 регионов, в которых 10% и более платных доноров. В остальных 64 субъектах, по его словам, от 0 до 2% платного донорства. По его словам, в Москве 48% «платников», а в Санкт-Петербурге — 0%, разницу он объясняет разной работой на местах. Если в регионах, привыкших к платному донорству, действительно образуется дефицит крови, им организуют доставку из других регионов, заверил он.
Между тем, как сообщают «Ведомости», Москва сохранит материальное и моральное стимулирование доноров, даже несмотря на вступивший в силу с 21 январях закон о том, что в основу национальной системы донорства должен быть положен принцип добровольного и безвозмездного донорства. Мэр столицы Сергей Собянин поручил своему заместителю Леониду Печатникову подготовить проект постановления, которое будет регламентировать платное донорство в городе. Проект должен быть готов к ближайшему заседанию горадминистрации.
Собянин назвал абсолютно правильной задачу развивать бесплатное донорство. По его мнению, страна должна двигаться по этому пути. Однако резкий переход на бесплатное донорство может повлечь «определенные негативные последствия», признал он – дефицит крови. По словам мэра Москвы, сейчас от 50 до 90% крови и препаратов на ее основе больницы получают за счет возмездного донорства.
Ранее, главный врач петербургской Городской станции переливания крови Владимир Красняков заявил, что количество первичных доноров уже сократилось в несколько раз. «По мировым нормам на одну тысячу населения должно быть 50 доноров. До принятия закона у нас было 15 человек на одну тысячу петербуржцев. Сегодня, возможно, уже пять. Я был на станции утром, там пустые коридоры. А раньше было много людей», - сказал он.
Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» Госдума утвердила 6 июля, а Совет Федерации одобрил 18 июля. Президент Владимир Путин подписал его 21 января. Закон направлен на поощрение и поддержку безвозмездного донорства крови в соответствии с мировой практикой и позицией ВОЗ, отмечает «Интерфакс».
Высказать свое мнение о «донорском законе» и его последствиях мы попросили известного петербургского политика и донора Елену Бабич.
«Я сдавала и сдаю кровь, если кому-то надо, потому что чувствую долг перед людьми. Когда-то сама оказалась в сложной ситуации и выжила тоже благодаря тому, что кто-то сдал кровь для меня.
Относительно нового закона о донорстве я уже высказывалась о его порочности и неправильности. Как всегда взяли кальку с западного образца и не адаптировали её к нашим условиям. Можно вспомнить, что в 2008 году у нас вообще практически не было доноров. Существующую на сегодня систему донорства тщательно выстраивали. В последнее время у нас было уже на 1000 человек 15 доноров, а в норме должно быть 60. То есть мы имеем 25% от нормы, но ситуация более или менее была стабильная. Проводили Дни донора с хорошей рекламой. И как часто у нас бывает, как только отлаженная система начинает работать, её тут же разрушают. С донорством получается именно так.
Можно ещё понять, если бы у нас был достаточно высокий уровень жизни в стране, высокий уровень сознательности, пропаганда и агитация донорства, тогда можно было бы переходить на безвозмездную сдачу крови. При этом должен быть определенный уровень морального поощрения, необходимо награждать грамотами, медалями, рассказывать про доноров. Но ведь ничего этого нет. Получается, что на сегодняшний день у нас нет ни морального, ни материального поощрения.
Более того, я считаю, что то, что сделали, это очень цинично. Если даже человек просто по своему желанию пришел сдать кровь, то его просто унижают, давая ему талончик на обед. А почему нельзя дать денежный эквивалент этого обеда? Или опять будут какие-то схемы увода средств? Напишут, что обед стоит 500 рублей, а покормят на 150? Для чего это делается? Наверное, можно дать возможность человеку после сдачи крови купить и поесть то, что ему хочется и нравится, а не навязывать людям какой-то комплексный обед. Фактически получается, что на это выделяются определенные средства, а как будут расходоваться неизвестно. Опять тут что-то от лукавого.
Далее, закон уже вступил в действие, а система даже этих сомнительных обедов вообще не отлажена. Дадут талончик, на него списана определенная сумма, а обедать негде, потому что системы этого питания нет. Кто знает, сколько надо таких обедов каждый день? Кто знает, сколько доноров придет в тот или иной день? В закон заложена абсолютная глупость. Чтобы привлечь население к безвозмездной сдаче крови, надо объяснять положительные моменты этой процедуры, рассказывать, что это полезно для здоровья, что кровь обновляется и т.д. Должна быть какая-то мощная пропаганда. Но ничего же этого не происходит. А сейчас, когда уже принят закон, мы понимаем, какой вред он наносит системе донорства. Люди выступают против этого закона, потому что в результате его принятия мы лишимся банка крови. Мы и так постоянно слышим призывы о помощи, просьбы сдать кровь.
Теперь говорят, что это не отразится на тех, кто уже в штате донорства, но их не так много. Мы теряем полностью первичных доноров, т.е. пополнение штатных доноров. И говорить о том, что этот закон только улучшит систему донорства – это полная глупость, потому что за первую неделю действия этого закона количество доноров сократилось в пять раз. Осуждать первичных доноров, которые приходят сдавать свою кровь за материальное вознаграждение, – это цинично. Если студент, молодой и здоровый человек, пришел, сдал кровь, получил за это деньги и купил что-то себе необходимое, разве можно за это человека осуждать? Видимо, те, кто принимает подобные законы, судят только по своему материальному уровню жизни и не видят, что в стране творится. Как пеликан, который по легенде, разрывая грудь, кровью кормит своих птенцов, так может и родители сдают кровь, чтобы на эти деньги накормить детей. И зачем же их осуждать за это? У нас все стоит очень дорого, цены постоянно растут, и осуждать людей за то, что они сдавали свою кровь за деньги, ни в коем случае нельзя. Надо думать о том, как повышать уровень жизни в стране.
Донорство – это благородное дело. Людей надо поощрять и морально и материально, а не унижать их, выдавая необеспеченный ничем талончик на обед. Человека, получающего сомнительного качества обед, как бы априори считают бомжем. В Советском Союзе система донорства была очень хорошо отлажена, людям давали три дня дополнительных выходных. А с учетом того, что сегодня основная часть людей работает не на государственных предприятиях, а в частных, то не каждому работодателю понравится, что его сотрудник в рабочее время едет сдавать кровь. Кто из работодателей согласится оплачивать дополнительные дни к отпуску? Получается, что те льготы, которые были в СССР, ликвидированы. Кроме того, в принципе раньше было почетно быть донором. Теперь и тот минимум, который ещё оставался, отобрали.
Я бы сказала, что это просто геноцид в отношении нашего народа. Похоже, что те, кто принимает подобные законы, окончательно оторвались от нашей жизни, возможно, что они бывают в России вахтенным методом, и поэтому совершенно не знают уже, как в нашей стране люди живут, их-то семьи живут в других странах, и они просто не хотят знать российскую действительность. Астахов нам рассказывает, какая прекрасная на Лазурном Берегу медицина, какое замечательное там родовспоможение, он сам вроде как живет в Москве, но каждые выходные летает к семье во Францию. Вот это как раз очень цинично. Зачем улучшать жизнь в России, если их с Россией ничего не связывает, кроме вывоза денег из страны. Мы видим, что людей, работающих таким вахтенным методом, становится всё больше и больше. Они зарабатывают деньги в России, а тратят их на Западе. Только так можно расценивать новый закон о лишении компенсации за сданную кровь. Он никак не направлен на улучшение системы донорства и помощи больным людям. Это просто диверсия, удар по системе донорства.
Сергей Собянин в Москве это уже понял, наши депутаты тоже говорят, что попытаются на региональном уровне сделать что-то в этом направлении. Хочется надеяться. У Москвы есть деньги, чтобы эту федеральную глупость как-то изменить, а как быть в регионах, где таких денег просто нет? В регионах будет полная беда, потому что там люди живут совсем бедно, и как раз деньги за сданную ими кровь кому-то из них помогали выжить. Неужели теперь вообще крови не будет, и люди будут умирать? А между тем потребность в донорской крови огромная. Мы знаем, что в 90-е годы существовал «черный рынок» крови, когда кровь толком и не проверялась, сколько людей заразилось тогда разными болезнями. Никаких слов, кроме как «вредительство», я тут не могу подобрать».
10. Re: Елена Бабич: «Это просто диверсия»
9. Ответ на 2., дед:
8. Ответ на 4., Сава:
7. Это просто диверсия
6. Это не закон, а издевательство над обществом!
5. Ответ на 2., дед:
4. Ответ на 2., дед:
3. Re: Елена Бабич: «Это просто диверсия»
2. Это просто диверсия»
1. Re: Елена Бабич: «Это просто диверсия»