Братья Чепмен и Эрмитаж

Дневник философа Александра Казина

0
801
Время на чтение 3 минуты

Вопрос о том, для кого/чего существует искусство, стар как мир. Ещё великий Платон (5 век до Рождества Христова) изгнал «свободных художников» из своего идеального государства, подозревая их  в том, что они сами не знают, что сочиняют и поют. Со своей стороны, Лев Толстой в специальном трактате «Что такое искусство?» писал, что современное ему искусство богатых классов служит исключительно для развлечения бездельников, используя для этого три основных средства - подражательность, поразительность, занимательность. Если перевести это на нынешний  искусствоведческий жаргон, получится -  эстетика ремейка, шока, интриги. Актуальному искусству (назовем «это» пока так) нужен скандал, провокация, информационный взрыв - иначе его  никто не заметит.   

Начиная  с 1917 года (дата выставления в Нью-Йорке сантехнической «скульптуры»  М.Дюшана «Фонтан»), искусство ХХ века практикует то, что впоследствии получило название «реди-мейд» - эстетику «готовой вещи», когда  статус произведения искусства автоматически получает любой предмет, коль скоро он назван «картиной», «скульптурой», «симфонией», «спектаклем», и, соответственно, представлен на той или иной «артплощадке» - в музее, на экране, в концертном зале. Если писателю нашего времени захочется назвать «романом» телефонную книгу, он это сделает без всякого труда, ибо такова его авторская воля, помноженная на деньги его издателя. Теоретики постмодерна прямо утверждают, что «фиксированная субстанция искусства распалась», а красота (она же истина и благо) является симптомом оставленного в далеком прошлом («за берлинской стеной») тоталитаризма.  Современное искусство - это «событие», «игра», «перформанс». Как раз по этой причине  писателями одинаково можно назвать  Пушкина и Лукьяненко, «музыкой» считается  и «Реквием» Моцарта и тяжелый рок, живопись представлена  на равных «Моной Лизой» и «Черным квадратом», а «художественное кино» - это всё, что показывают в кинозалах...

Говорить об этих теоретических материях  приходится потому, что сегодня это не теория, а практика. Если директор музея решил, что он выставляет картину, то это и будет  картина. Именно так случилось в нашем уважаемом Государственном Эрмитаже, директор которого М.Пиотровский санкционировал экспозицию некоего «арт-объекта» английских братьев Чепменов. Думаю, что большинство читателей уже наслышаны (а многие и видели своим глазами) этот  скандальный «объект», смысловым центром которого является  крест, «украшенный» плюшевым клоуном.

Не думаю, что г. Пиотровский не понимает, что  делает. Налицо унижение священного религиозного символа Православия - религии, исповедуемой большинством русского  населения нашей страны. Конечно, в искусстве возможно многое - кроме сознательного кощунства и религиозной  провокации. В последнем случае любой (даже гениальный, с точки зрения  постмодерна) «объект» теряет статус произведения искусства и переходит в другую социальную область  - становится инструментом направленного концептуально-смыслового воздействия на массовую аудиторию. Не нужно многотомных исследований,  чтобы квалифицировать воздействие «объекта» братьев Чепменов на православного зрителя как оскорбительно-антихристианское. Есть вещи, которые не позволительны даже очень большому таланту - а господа  Чепмены  таковым, увы, не обладают. Даже когда они  изображают конец света.

В свое время, ещё при советской власти, наша либеральная интеллигенция любила рассуждать о том, что надо поднимать массового зрителя/читателя/слушателя до собственного уровня, и в подтверждение ссылалась на товарища Ленина, который, как известно, попрекал поэта Демьяна Бедного за то, что тот грубоват, идет за читателем, а надо бы немного впереди. Говорилось это, разумеется, аккуратно, с подобающим реверансами в сторону  народа, которому, как считалось, и принадлежит, в конечном счете, любое искусство. Сегодня  об «улице», вздумавшей поучать профессиональное сообщество, директор  Эрмитажа говорит прямо и недвусмыслен: дескать, не суйтесь туда, в чем вы ничего не понимаете. Вкусы толпы  не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром. Музей сам всё решит  - и что такое искусство, и что вам показывать, а что нет. Получается, что крупнейший государственный  общенациональный  музей  предназначен для узкой группы искусствоведов, да и то только определенной ориентации. В самом деле,  главная тайна т.н. «актуального» искусства заключается в том, что его не существует. Боюсь только, что в результате подобных  эстетических  парадоксов может произойти серьёзный мировоззренческий конфликт между народом и либеральной частью интеллигенции.

Александр Казин,   доктор философских наук, профессор
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Братья Чепмен и Эрмитаж

Конечно, в искусстве возможно многое - кроме сознательного кощунства и религиозной провокации. (с) Как мы видим, на практике нет никаких "кроме".
рудовский / 01.02.2013, 12:23

2. Дневник философа Александра Казина

"Боюсь только, что в результате подобных эстетических парадоксов может произойти серьёзный мировоззренческий конфликт между народом и либеральной частью интеллигенции." Конфликт уже произошел и из мировоззренческого он довольно стремительно перетек в политическую плоскость.Не знаю, намеренно или нет заблуждается г-н Пиотровский и иже с ним, когда в "толпу" загоняет всех нелибералов, считая их одним большим "уралзаводом". А профессор Казин, а еще десятки и сотни тысяч людей с университетским образованием,или с институтским , да не одним, которые тоже абсолютно солидарны с тем же Уралзаводом, т. е - с НАРОДОМ и не считают это искусством, а считают скотством, - с ними как? Если по-народному сказать, - оборзели господа, почуяли себя хозяевами жизни. Это ошибки из разряда очень тяжелых предполагающие соответствующие последствия.
Сава / 01.02.2013, 09:54

1. Re: Братья Чепмен и Эрмитаж

Я бы высказался конкретнее. Впервые в Эрмитаже экпонировалась откровенная гадость и мерзость. Самое обидное, что справедливые упреки граждан не возымели никакого действия А господин М.Пиотровский место того, что бы спохватиться, что где-то не досмотрел, откровенно выступил в защиту не прикрытого сатанизма. Интересно, что думает старшее поколение Эрмитажников- те которые отстояли музей в годы Отечественной войны?! Чтобы на это сказал Борис Борисович Пиотровский, чей безупречный вкус служил проводником в мире искусства? Мне стыдно за нового директора Эрмитажа, за то что ему не хватило мужества назвать дрянь-дрянью. За то, что в стенах этого великого Храма Искусства-Эрмитаже впервые экпонировалось откровенная чернуха.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Леонидович Казин
«Всё человеческое балансирует между личным и безличным»
В христианстве личное и всеобщее, духовное и телесное не оппозиционны друг другу
24.12.2024
О либерализме
Наши новые либералы («либероиды») суть избранники тёмной свободы
18.12.2024
«Культура есть замена богообщения»
Русский человек преодолевает культуру, возвращаясь к самому Творцу
16.12.2024
«Нужна единая национальная цель»
О капитализме и коррупции
12.12.2024
«У нас до сих пор идёт религиозная война»
Нет никаких «законов истории», есть война змея с Христом, длящаяся до конца времен
09.12.2024
Все статьи Александр Леонидович Казин
Последние комментарии
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
27.12.2024 21:18
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от учитель
27.12.2024 19:43
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
27.12.2024 18:37