itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Пушкинский юбилей и репрессии - явления разного плана и векторов»

Диакон Владимир Василик подверг критике утверждение священника Георгия Селина о взаимосвязи празднования 100-летия со дня кончины А.С.Пушкина в 1937 году и массовыми репрессиями

0
606
Время на чтение 6 минут

28 января с.г. на сайте «Русской народной линии» была опубликована статья священника Георгия Селина «Загадка 2037 года». С критикой основных положений этой статьи выступил в интервью РНЛ к.филол.н., доцент исторического факультета СПбГУ диакон Владимир Василик.

Публикации досточтимого брата и сослужителя отца Георгия Селина, посвященные Пушкину, в частности, «Пушкин – 2037 год», а также Гоголю повергли меня в некоторое удивление и печаль. С какой стати Пушкин как организатор 2037 года? И если отец Георгий Селин пытается инкриминировать Александру Сергеевичу 1937 год, в который праздновался его юбилей, и взвалить на него вину за кровавые жертвы того года, то это совершенно напрасно. Ведь что говорит Пушкин в своем стихотворении «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.


Какое отношение всё это имеет к кровавой трагедии 1937 года – года беспощадного, недоброго и несвободного? Отец Георгий обвиняет поэта в неверии в бессмертие души:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…


Но, простите, есть такая вещь, которая называется «проклятие жанра». В данном случае Пушкин творчески переработал темы Горация: «Нет, не весь я умру, бо́льшая часть меня Либитины уйдет; славой посмертною возрастать мне…». Это во-первых. А во-вторых, разве в «Памятнике» Пушкин не явил своё смирение перед Промыслом Божиим и спокойную тихую веру к Богу?

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.


Разве это не христианское отношение ко всему? Вспомним слова одного из египетских старцев в Патерике: «Будь как труп и не считайся ни с презрением людей, ни с их уважением».

Делать Пушкина ответственным за революцию и даже за декабристский мятеж в высшей степени странно. Он сказал Императору Николаю честно, что если бы он был в Петербурге, то был бы на Сенатской площади, но сказал это не из революционности или злонамеренности, а исключительно из дружеских чувств по отношению к тем, кто участвовал в мятеже. И Николай I был гораздо мудрее и проницательнее отца Георгия, потому что после этих слов не только отпустил Пушкина, но и взял его на государственную службу. Потому что профессиональный революционер так бы не ответил. В стихотворении «Стансы» Пушкин дал ясную оценку мятежу:

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.


На мой взгляд, это оценка декабристского мятежа как стрелецкого, как янычарского бунта. Странно инкриминировать автору «Стансов», «Клеветникам России», «К Бородинской годовщине», «Истории Петра Великого» преданность декабристскому делу, а тем более ответственность за революцию.

У Марины Цветаевой есть замечательное произведение «Мой Пушкин». Точно выражена суть вещей, у каждого свой Пушкин. Конечно, любой мерзавец, блудник и пошляк может нахватать из Пушкина, особенно из непубликуемого и нецензурного, много чего. Как говорится, «свинья грязь найдет». У нас есть свой Пушкин. Пушкин христианский. Подобно тому, как был христианский Платон, так у нас есть христианский Пушкин. Слава Богу, за десятилетия гимназической традиции у Пушкина было отфильтровано лучшее и самое достойное, христианское. Даже советский строй с этим не смог ничего сделать. Пушкина пришлось принять с «Борисом Годуновым», с «Капитанской дочкой», с «Медным всадником», который в первой части, безусловно, является гимном русскому самодержавию. С его стихами об отцах-пустынниках и ответом митрополиту Филарету. Мы должны всё это читать, а на то, что не на пользу нашему спасению, можно просто не обращать внимания.

Культура - это всегда выбор. И не случайно Спаситель уподобляет книжнику, наученному Царствию Небесному, человека, который выносит из своей сокровищницы новое и старое. Это всегда выбор, разбор. Поэтому понятно, что Александра Сергеевича Пушкина не стоит считать пророком. Не стоит приравнивать к Иоанну Златоусту. Всему свое место и своя честь. Как говорит апостол Павел, «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15, 41-42). Так и в иерархии бытия у Пушкина есть свое место, где «сладостью стихов живой он был полезен». Где он являл пользу и чувства добрые он лирой пробуждал. И ополчаться на него за то, что он не апостол Павел, не Роман Песнопевец и не Иоанн Златоуст, по меньшей мере, странно.

Вообще от «пушкиноборства» пусть даже в таком благочестивом варианте несет чем-то нездоровым и революционным. Вспоминаются революционеры-народники, которые говорили о пользе сапог и бесполезности Пушкина. Ставили в иерархии бытия Пушкина ниже сапог. Вспоминаются троцкисты-лефовцы, которые в 20-е годы хотели Пушкина сбросить с корабля современности. То, что делает уважаемый отец Георгий, связано с такой огромной ненавистью к товарищу Сталину, которая объемлет всё и вся, с ним связанное. Не случайно именно Сталин был инициатором Пушкинского юбилея. На Сталине лежит ответственность за 1937 год. Но сколь велика мера этой ответственности, учитывая коллективный характер решений Политбюро, карьеристский энтузиазм НКВД и партийную борьбу в государственных органах, а также низовой энтузиазм карьеристов, доносчиков и мерзавцев? Из всего этого складывается трагедия 1937 года. На мой взгляд, Пушкинский юбилей и репрессии - явления разного плана и векторов. Празднование этого юбилея было как раз позитивным событием. Это восстановление символов Российской государственности, направленное против тех, кто стремился сделать Россию топкой для мировой революции, и против тех, кто раздул репрессии и способствовал огромному увеличению числа жертв.

Что касается выпадов против «Шинели» Гоголя, то они тоже являются странными. О чем этот рассказ? О человеческом равнодушии, о черствости и мелкой злобе, о великом презрении «высших» по отношению к «низшим», которое царствовало тогда и царствует, к сожалению, поныне. Это встречается как в мире светском, так и в мире церковном. То, что это явление показано и обличено, за это Гоголю надо сказать «спасибо». Поскольку если молчат проповедники, то приходится высказываться писателю. А что касается явлений Акакия Акакиевича и снятия шинелей, что интерпретируется автором статьи как личная месть героя, то это опять же странно, поскольку отец Георгий - человек тонкий и умный и должен понимать, что речь идет о художественном символе, без преувеличения, Страшного Суда. На память читателю должно бы прийти изречение апостола Павла: «Только бы нам и одетыми не оказаться нагими» (2Кор. 5,3). Это символ грядущего возмездия в мире ином, который, однако, может проявляться и в мире сем. Появляется крамольный вопрос, а не отражает ли мнение досточтимого отца Георгия сокровенное желание власть имущих быть безнаказанными и в мире сем и в мире будущем. Так сказать, стяжать себе вечный иммунитет за счет покорного смирения обиженных ими. В «Шинели» Гоголь всего лишь напомнил то, о чем ясно говорил Лермонтов:

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.


Святитель Игнатий (Брянчанинов) как-то заметил, что свет произведений Гоголя смешан с тьмой. Может, и так. Все мы не совершенны. Но временами слишком яркий свет слепит очи, и читатель оказывается часто неподготовлен к тем великим истинам, которые провозглашают отцы Церкви. К тому же соборного мнения о творчестве Гоголя у нас в Церкви так и не было. Есть отдельные мнения. Можно рассмотреть, всегда ли святитель Игнатий бывал справедлив в своих отзывах. Например, его отзыв на поэму Державина «Бог». Он написал буквально следующее, что барин после сытного обеда написал оду «Бог». А ведь на самом деле история этого произведения совершенно другая. Первые строфы этой поэмы, как пишет Державин в своих записках, пришли к нему после Пасхального богослужения. А остальное он почувствовал, что должен писать. Сказав жене, что поехал осматривать свои имения, помчался в сторону Нарвы, остановился в каком-то трактире, не ел, не пил, не спал – писал. Только когда дописал концовку:

Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.


Тогда он заплакал и уснул. И во сне увидел Свет! Такова была история создания этой поэмы.

Так что правомерно ли нам опираться лишь на одно мнение человека, даже истинно святого, который допускал резкие и не всегда соответствующие реальному положению дел высказывания?

Пушкин и Гоголь были очень одиноки в своей жизни. После «Стансов» Пушкину не подавали руки, его шельмовали, в конце концов, его затравила либеральная масонская «тусовка» и спровоцировала на дуэль с Дантесом именно потому, что он перестал быть их. А перед смертью он говорил: «Пожить бы ещё, весь бы государевым был».

От Гоголя отвернулись либералы. Белинский его шельмовал именно за веру в Бога.

Надо ли нам отрекаться от тех писателей, которые с великими трудами среди многих искушений и падений все-таки нашли путь в Отчий храм? Имеем ли мы право выталкивать их и тех, кто идет в Отчий дом по их стопам? Имеем ли мы право, подобно старшему брату из евангельской притчи, сказавшему: «Не пускать в храм их и тех, кто пришел к Твоим стопам», выталкивать их и тех, кто за ними?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: «Пушкинский юбилей и репрессии - явления разного плана и векторов»

"И Николай I был гораздо мудрее и проницательнее отца Георгия ..." Слава Богу!
Иоанна / 04.02.2013, 09:17

3. повтор

http://www.proza.ru/2012/06/21/492 Интересен и тот факт, что именно на белорусской земле - в Бобруйской епархии - в апреле этого года начали собирать материалы для причисления к лику святых внучки великого русского поэта Александра Пушкина графини Натальи Воронцовой-Вельяминовой (1859 - 1912). Графиня в свое время открыла (и сама в ней преподавала) школу для крестьянских детей, среди выпускников которой уже известно восемь священномучеников. Кстати, в настоящее время Бобруйская епархия также собирает материалы причисления к лику святых одного из воспитанников этой школы - отца Павла Севбо. Стараниями графини Натальи был открыт и детский сад при этой школе, и дом престарелых. До сих пор действующий Свято-Никольский храм в деревне Телуша Бобруйского района также построен в свое время за деньги графини. Следующим неоспоримым доводом святой жизни внучки Пушкина стало и ее народное почитание: люди приходят на ее могилку помолиться, попросить о помощи и эту помощь получают. Не исключено, что в течение этого года Собор Белорусских Святых пополнится новыми именами.

2. Re: «Пушкинский юбилей и репрессии - явления разного плана и векторов»

Соболеву: РНЛ сегодня - это уже, увы, совсем не то, что было, когда все начиналось. Автору: Спаси Господи, дорогой отец диакон. Русский словесник такую позицию и должен занимать.
blogger / 31.01.2013, 12:35

1. re РНЛ

Любопытно, а что думает по этому поводу сама РНЛ? Появление некоторых публикаций и фотографий вызывает недоумение. Чаще стал на страницах появляться пресловутый "стёб", свойственный отнюдь не лучшим представителям наших СМИ. Например, "пойманные кадры" людей, несимпатичных РНЛ, или статьи, подобные "Обама под мухой". Несерьёзно...
Соболев / 31.01.2013, 09:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Обращение к Президенту России с призывом отменить шоу «Властелин тьмы» в Кремлёвском дворце
27.03.2024
Пора покинуть планету розовых пони
Нелицеприятные вопросы в связи с терактом в Крокусе
25.03.2024
На воре и шапка горит
О заявлении главы Минобороны Великобритании, что «Путин снова своровал выборы, но он не украдет Украину»
19.03.2024
Кто «крышует» украинскую агентуру в России?
Пора властям опомниться и обратить внимание на антироссийскую деятельность на территории Ханты-Мансийского округа, где действует три прихода униатов
08.03.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06