Как сообщалось, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил в Общественной палате РФ на слушаниях «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества». В частности, он сказал: «…Кризис влияния самой литературы на общество приходится на конец XX - начало XXI века, которые стали временем не только бурных политических преобразований, но и изменения национального менталитета. Этому есть свои причины. В первую очередь, дело, конечно, заключается в изменении общественного сознания. Отказавшись от коммунистической идеологии, господствовавшей в стране на протяжении 70 лет, общество не определилось с национальной идеей. Вместо того, чтобы обратиться к своим духовным корням, и в них, а также в историческом фундаменте нашей страны, искать основы будущей народной жизни, мы оказались вовлечены в так называемую мировую массовую культуру, которая, в особенности в 90-е годы минувшего века, интенсивно внедрялась в общество посредством СМИ и, еще в большей степени, - через изменение привычного уклада жизни и активное продвижение западных идеалов и ценностей. «Бери от жизни всё!» - именно под этим лозунгом продвигалась идея равенства между такими понятиями, как «счастье» и «богатство». Человеку внушалось, что чем больше он приобретет материальных благ, тем более беззаботной и счастливой будет его жизнь. При этом практически полностью отвергались любые духовные и морально-нравственные ценности на пути к достижению своего идеала. Огромное число людей, прельстившихся этой ложной идеей счастья, бросают Родину и уезжают в поисках личного рая в экономически благополучные западные страны. Уже с первого взгляда было ясно, что эта массовая культура совершенно чужда не только русской культуре, но и всякой национальной культуре вообще. Являясь по своей сути бездуховной, она не имеет основ и принципов. Через потворство самым низменным инстинктам, низводящих человека на уровень животного мира, эта так называемая культура не соединяет, а, напротив, разобщает людей, ведет их путем духовного саморазрушения».
Мы попросили прокомментировать слова владыки Климента известного русского писателя, секретаря правления Союза писателей России Николая Коняева.
Я думаю, что владыка Климент абсолютно прав, когда он определяет сроки, когда наша литература начала скатываться в то сложное положение, в котором она находится сейчас. Другое дело, почему это произошло, и сама ли литература туда свалилась? Владыка говорит о том, что общество не определилось с идеологией. Но общество само по себе идеологию не вырабатывает. Кто-то должен ее разработать. Выработке этой идеологии во многом раньше способствовала литература. Что случилось в конце 80-х, в 90-е годы с нашим общественным сознанием? Были предприняты колоссальные усилия, чтобы такая идеология в нашей стране не появилась.
Действительно, в каком-то смысле абсолютно безразлично, какая идеология была у Российской Империи, какая у СССР. Безразлично в том смысле, что идеология была, как-то все население страны ориентировалось на нее и подчиняло в той или иной мере все свои движения именно ей. Противостояло ей или соответствовало, но всегда соотносило свои действия с идеологией. В 80-е - 90-е годы было предпринято много усилий, чтобы разрушить саму возможность создания такой государственной идеологии.
Как это разрушалось? Отчасти лишением финансирования книгоиздания, распространения книг. Сейчас можно провозглашать через книги какие-то идеи, интересные мысли, которые могли бы лечь в фундамент общей идеологии, о которой мы говорим, но все эти мысли зачастую просто исчезают. Они существуют тиражом 1000, иногда 3000 экземпляров, но они не овладевают массами, не превращаются в силу. Почему? Не потому, что они хуже тех идей, которые ставились во главу идеологии раньше, все те идеи не были совершенными в абсолюте, но они были оглашены ясно, громко, решительно, они становились общим достоянием, становились идеологией.
То, что литература не выполняет ту функцию, которая была присуща ей раньше, именно этим обусловлено. Раз нет идеологии, нет единой системы нравственных отношений, нравственных ценностей, каждый живет по тем принципам, которые дороги ему лично, то организация такой жизни в масштабах общества ведет к отрицательному результату. То, что один считает хорошо, его сосед воспринимает негативно, и происходят стычки, система разбалансируется. Люди атомизируются, живут сами по себе, их интересуют лишь их личные интересы. Индивидуальные принципы никак не соотносятся с общими.
Литература в такой атмосфере погибает. Для того, чтобы литература существовала, надо не просто написать роман, этот роман должен быть прочитан, услышан. Когда он будет услышан, к писателю вернется отзвук его творения, и эта обратная связь окажет влияние на следующее его произведение. И будет написан роман, который станет очень важным и в литературе, и в обществе. Сейчас такого не происходит. Пишутся талантливые, интересные книги, но они не соотнесены с общим движением общества.
Надо сказать, никто не определяет цель, к которой движется общество. Более того, власти стремятся всячески уйти от определения того, что мы строим. Наши общественные проявления, например, выступления о том, можно ли или нельзя усыновлять русских детей в Америку, тонут в каких-то частностях, и забывается тот ужас, как страна может допустить, чтобы ее детей усыновляли? Понятно, если это африканская страна, умирающая от голода и лихорадки, так поступает. Это можно понять, раз у страны нет ни средств, ни возможностей. Но когда так поступает страна, которая захлестывается потоками нефтедолларов, которая строит какие-то невероятные сооружения, находится на одном из первых мест в мире по количеству миллиардеров, - это просто непостижимо. Это показывает, в какой глубочайшей пропасти, сами того не сознавая, находимся мы сейчас. Пропасть эта не столько экономическая, не столько политическая, это пропасть нравственная.
То, что говорит владыка Климент, правильно, но в эту пропасть нас столкнули, и столкнуло то упорное стремление не дать народу обрести идеологию, создать литературу, отвечающую потребности сегодняшнего дня, не дать народу осмыслить свой путь.
Как происходит разрушение даже малых идеологических конструкций, которые воздвигаются, как на песке, на той почве, на которой мы находимся сейчас? Вот, мы начинаем осмыслять историю, но мгновенно, как только начинаем развенчивать авторитеты советской или романовской поры, появляются теории в духе хронологии Фоменко, Носовского, которые утверждают, что история наша настолько многовариантна, что говорить о каких-то вариантах не так уж и важно. Она сама по себе песок, и все исторические конструкции ничего не значат. Это и является разрушением идеологии, тем, что нам мешает создать что-либо новое.
Под стремлением разрушить идеологию лежало желание разорвать духовное пространство страны. Вы знаете, что читатели журналов «Наш современник», «Знамя», «Новый мир» не встречаются между собой, их в принципе не так уж много. Это положение для литературы тоже не возможно. Значит, надо создать какую-то предпосылку для создания настоящей идеологии, которая бы отвечала задачам общества, необходимо вернуть единое духовное пространство. Надо, чтобы появилась возможность какие-то произведения прочитать одновременно и в Москве, и на Дальнем Востоке, и чтобы эта возможность поддерживалась государством.
2. Мне это напомнило проект Козьмы Пруткова...
1. Re: «Необходимо вернуть единое духовное пространство»