Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»

24.01.2013


Протоиерей Геннадий Беловолов о значении всемирной сети в нашей жизни …

Как сообщалось ранее, «Российская газета» опубликовала статью кандидата технических наук, известного специалиста в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами, управляющего партнера компании «Ашманов и партнеры», одного из отцов-основателей IT-отрасли России Игоря Ашманова об итогах 2012 года в сетевом пространстве и перспективах развития Интернета в 2013 году.

Основные положения статьи Игоря Ашманова анализирует в интервью «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов
.

Как говорят на Востоке, легко выпустить джинна из бутылки, но потом невозможно его вернуть обратно. Это можно сказать об Интернете. Джин выпущен, Интернет уже не ликвидируешь никаким президентским указом. Интернет надо признать как новую реальность истории человечества. Теперь уже очевидно, что мы вступили в новую эру, название которой еще не придумали, но можно поупражняться в неологизмах: от неолита к «нетолиту», или же «интернетвековье», или же «интернетционал» и т.д. Как бы не назвали наше время потомки, они будут говорить о нашем времени как об эпохе наступления всемирной эры интернета в истории человечества.

Интернет меняет человечество на глазах. И этот процесс застал нас врасплох. В связи с этим возникает множество важных социальных, нравственных, политических и даже религиозных проблем. Те мысли, который высказал уважаемый господин Ашманов как раз и нащупывают эти болевые точки появления интернета.

Если начать с глобальных вопросов, то это прежде всего вопросы государственной безопасности. Интернету оказалось подвластно то, что невозможно ни одному виду оружия. Не надо пересекать тайно границ, не нужно запускать беспилотники, не требуется никакого ядерного или химического оружия. Интернет в считанные секунды достигает любой точки планеты. Нет ни одной страны, которая имеет ПРО против Интернета. Это мощнейшее информационное оружие, которое свободно поражает в любой стране. Пресса, телевидение, радио, все вражьи голоса меркнут перед могуществом и «вездесущием» Интернета. Для интернета нет никаких суверенных границ и законов.

За последние годы мы стали свидетелями нескольких интернет-революций, интернет-переворотов. Теперь уже понятно, что ни один социальный катаклизм на земле не обойдется без интернета.

События годичной давности на Болотной площади показали, что к нам также пристреливают это оружие. Если мы не задумаемся о нашей политической безопасности, то можем так же проиграть интернет-войну, как в свое время проиграли «Холодную войну». Мы можем остаться у разбитого корыта России.

Но Интернет нарушает не только суверенитет государств, но главное – суверенитет личности, он вторгается в пределы нашей личной жизни, становится в самом ее центре. Интернет становится культовым явлением, претендуя быть новой религией человечества. По степени влияния на человека, и месту в его духовной жизни он может быть сопоставлен только с религией. Он пленяет душу и часто полностью заменяет человеку духовную жизнь. Человек незаметно для себя может стать приставкой к этому техническому устройству.

На чем основана сила власти Интернета над душами, сидящих в нем?

Интернет обращается к аудитории дифференцировано – лично к каждому пользователю. С одной стороны, действует «эффект толпы», но, с другой стороны, каждый сидит у своего компьютера один и чувствует себя центром Вселенной.

Думаю, что святые отцы обратили бы внимание на то, что сила влияния интернета основана на наших страстях. Он дает каждому полную свободу самовыражения, полную свободу слова. Именно в Интернете, кто был никем, становиться всем. Здесь можно совершенно безответственно осудить всех и вся, безнаказанно оклеветать и оскорбить любого, нахамить, кому угодно, не неся за это никакой ответственности.

Я вижу главную опасность в том, что в интернет-пространстве всё позволено. Снимаются все моральные и нравственные запреты, человек остается наедине с собой пред всем белым светом. Я уже как-то приводил сравнение интернета с рассказом Достоевского «Бобок», что Интернет – это некое зазеркалье, где человек общается со всем миром из своего подполья и выносит в мир не самое лучшее, что есть в нем, оставаясь анонимом.

Поэтому уже выработался определенный дресс-код среднего блоггера и этикет поведения в блогосфере. «Как себя хорошо вести» в интернете, означает прежде всего всеобщий критицизм как идеологию, циничное осмеяние как формула отношения к миру, особый «аффтарский» язык, перемешанный с нецензурной бранью как лексический стиль.

Надо отметить, что успех Интернета в России объясняется еще и нашей исконной природной доверчивостью к написанному слову. Это проявление информационного патернализма, по принципу: то, что написано в интернете, не вырубишь и топором. Но здесь нам скорее нужно помнить другую русскую мудрость: доверяй, но проверяй.

Все это делает Интернет для человека великим искушением XXI века. В чем-то оно напоминает искушение Христа в пустыне. Человек также находится в Интернете один, « в пустыне» одиночества. Лукавый показывает ему все «царства мира».

Из этого, безусловно, следует необходимость особой осторожности, «трезвенности», т.с. техники безопасности в Интернете. Аскетические правила борьбы с помыслами, выработанные еще древними отцами православного монашества в пустынях Палестины и Египта, может быть, как никогда требуются именно сейчас при работе в Интернете. Требуется разработка такого нового понятия как «аскетика интернета», жизненно необходима богословская разработка по теме «Духовное руководство для интернет-пользователей».

Теперь, что касается клипового мышления. Эта форма мышления имеет основу в психологии человека. Не каждый способен постоянно ломать голову над вечными вопросами и самому решать все проблемы общественной жизни. Люди охотнее потребляют готовый информационный продукт, поэтому есть потребность в клиповом мышлении. Существует определенный запрос общества на уже «переваренную» информацию и готовые рецепты. Нам не хватает объема информации, методики, внутренних резервов, чтобы самим анализировать происходящее. Поэтому, в конце концов, нам тоже приходится доверять определенным инстанциям. Клиповое мышление это как бытовой уровень духовной жизни человека. Невозможно от каждого человека требовать совершения открытий. Мы все пользуемся микроволновыми печками и бытовыми приборами, за которыми стоят чьи-то открытия. От этого не избавиться, но возникает другой вопрос о содержательной стороне этих «клипов». Взять хотя бы, например, фильм «Не верю!», - слава Богу, что снят такой фильм, где впервые нецерковной аудитории сказано слово в защиту Церкви.

Какие же выводы можно сделать в таком кратком размышлении?

Интернет не отменить и не запретить. Сила энергии Интернета не уступает силе ядерного взрыва. Интернет может взорвать не то что отдельные города, а целые страны и целые народы. Отсюда напрашивается и главный вывод: надо направлять и использовать эту энергию в мирных целях, надо научиться «обогащать» Интернет духовным началом.

Поэтому Интернет требует одухотворения и освящения. На нас, христианах, лежит большая миссия «воцерковить Интернет», посвятить его служению Господу Богу, сделать его местом прославления Имени Божия, чтобы он был воплощением не преисподней, а духовной сферой. Господь заповедал нам молиться: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Почему мы должны из этого исключать интернет-пространство?! Я считаю, что православный человек должен свидетельствовать о Боге и Его правде в интернет-пространстве, не дать засеять это поле плевелами, а взращивать добрую пшеницу. Думаю, что необходимы и конкретные богослужебные меры по воцерковлению интернета: усвоение небесного покровителя Интернету (в России многие считают таковым свт. Феофана Затворника), чинопоследование освящение компьютера, молитва перед входом в интернет и т.д.

По крайней мере, я воспринимаю Интернет именно так – как самый большой амвон Слова Божия. Или же перефразируя слова Гоголя, можно сказать: Интернет «ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 28

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

28. М.Яблоков : Ответ на 27., протоиерей Геннадий Беловолов:
2013-01-28 в 11:25

Конечно, такое возможно, и дай Бог. Но зачем "долбить" проповедью, это только вызывает обратную и агрессивную реакцию. Они и так уже это знают, во всяком случае те, кто в интернете. И "отрясание праха от ног", по заповеди Спасителя, это не еще не полный конец, а педагогическая мера: "...других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью."(Иуд.1,23).
27. протоиерей Геннадий Беловолов : Ответ на 26., М.Яблоков:
2013-01-28 в 08:31

только тех, кто кается и принимает Христа. А кто не принимает...


А Как Вы их отличаете? Сегодня не кается, а завтра взял да и покаялся. Сегодня гонит Христа, а завтра примет. Был такой Савл, который стал Павлом. Для этого и нужна проповедь всем. Притчу о сеятеле помните? Какие-то зерна все же попадают на добрую почву!
26. М.Яблоков : Ответ на 25., протоиерей Геннадий Беловолов:
2013-01-27 в 13:05

Вот слова Самого Господа: Мф. 18, 11 "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". - Вы хотите дополнить?


Но не автоматически. А только тех, кто кается и принимает Христа. А кто не принимает, то так сказано в Писании: "Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне."(Пс.138,21-22).
25. протоиерей Геннадий Беловолов : Ответ на 23., дед пенсионер:
2013-01-26 в 23:31

"Кающихся... Кающихся погибших. А не всех погибших.."Именно так.


Вот слова Самого Гспода: Мф. 18, 11 "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". - Вы хотите дополнить?
24. протоиерей Геннадий Беловолов : Ответ на 22., М.Яблоков:
2013-01-26 в 23:29

Понятно.


Благодарю за понимание!
23. дед пенсионер : 21. М.Яблоков :
2013-01-26 в 22:38

"Кающихся... Кающихся погибших. А не всех погибших.."

Именно так.
22. М.Яблоков : Ответ на 20., протоиерей Геннадий Беловолов:
2013-01-26 в 19:58

У священника в идеале ничего внутри кроме Христа быть не должно. (Как у Иоанна Кронштатского - "Моя жизнь во Христе"). Поэтому самовыражение священника должно всегда быть выражением Христа. Я это имел ввиду.


Понятно.
21. М.Яблоков : Ответ на 19., протоиерей Геннадий Беловолов:
2013-01-26 в 19:58

В чем вопрос? Христос пришел спасать погибших


Кающихся... Кающихся погибших. А не всех погибших, которые сознательно отвергли Христа. Вот в чем дело. В этом и ограничение проповеди, за которой уже идет лжемиссионерство. "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас."(Мф.7,6).
20. протоиерей Геннадий Беловолов : Ответ на 17., М.Яблоков:
2013-01-26 в 15:18

4) Для священника проповедь является его самовыраженмем.А зачем ему самовыражаться? Не Христа ли он должен выражать?


У священника в идеале ничего внутри кроме Христа быть не должно. (Как у Иоанна Кронштатского - "Моя жизнь во Христе"). Поэтому самовыражение священника должно всегда быть выражением Христа. Я это имел ввиду.
19. протоиерей Геннадий Беловолов : Ответ на 16., М.Яблоков:
2013-01-26 в 15:16

как быть с теми, кто отверг проповедь Евангелия. И в интернете таких большинство.


В чем вопрос? Христос пришел спасать погибших
18. дед пенсионер : 15. протоиерей Геннадий Беловолов : Ответ на 14., дед пенсионер:
2013-01-26 в 15:09

"1)И все же интернет - это не амвон. 2)Перед амвоном стоят верующие люди, а в интернете - отнюдь не все верующие. 3)Больше того, в интернете огромное количество пользователей с ярко выраженной психопатологией. 4)Интернет - это особая современная форма самовыражения"

Это сказал Яблоков, и я с ним согласился.
Но хорошо, что Вы ответили мне.

Я хочу ответить Вам на: "3)Христос никого не отвергал."

Не отвергал,конечно.
Но выгонял бичом из Храма известно кого,обличал фарисеев и книжников.
Вы,батюшка, сегодня всех таких любите?
Вы думаете,что фарисеи,или торгаши(состояние души) сегодня вымерли?
Или их нет в интернете, на РНЛ в т.ч.?

"Интернет - это особая современная форма самовыражения, аналогов которой еще не было." - сказал Яблоков.
Вы отвечаете: "4) Для священника проповедь является его самовыраженмем."

Это, к сожалению, правда.

Кочетковы да прочие митрофоновы-мещериновы самовыражаются очевидно.
Савченки на форуме самовыражаются предельно - утверждают свою значимость(психология), ведь значимости нет, а утверждать необходимо, иначе депрессия(уныния у таких нет,только депрессия), дед сказал ему в детстве,что комуняки голодоморили,хуже фашистов. Хорошая проповедь.

А вообще, скоро это станет определением:
проповедь - это самовыражение священника.

Но есть другие священники, слава Богу.
17. М.Яблоков : Ответ на 15., протоиерей Геннадий Беловолов:
2013-01-26 в 08:36

4) Для священника проповедь является его самовыраженмем.


А зачем ему самовыражаться? Не Христа ли он должен выражать?
16. М.Яблоков : Ответ на 15., протоиерей Геннадий Беловолов:
2013-01-26 в 08:34

2)Проповедь христианства обращена ко "всем народам", в т.ч. и не верующим (в этом случае она становится миссионерской).


Отче, Вы не ответили на вопрос: как быть с теми, кто отверг проповедь Евангелия. И в интернете таких большинство.
15. протоиерей Геннадий Беловолов : Ответ на 14., дед пенсионер:
2013-01-26 в 00:56

"1)И все же интернет - это не амвон. 2)Перед амвоном стоят верующие люди, а в интернете - отнюдь не все верующие. 3)Больше того, в интернете огромное количество пользователей с ярко выраженной психопатологией. 4)Интернет - это особая современная форма самовыражения


1) Не нужно буквально понимать слово "амвон" как место проповеди. Я имел ввиду возможность проповеди. Интернет дает ее с избытком и поэтому он и есть "самый большой амвон".
2)Проповедь христианства обращена ко "всем народам", в т.ч. и не верующим (в этом случае она становится миссионерской).
3)Христос никого не отвергал.
4) Для священника проповедь является его самовыраженмем.
14. дед пенсионер : 5. М.Яблоков : Re: «Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»
2013-01-25 в 21:35

"И все же интернет - это не амвон. Перед амвоном стоят верующие люди, а в интернете - отнюдь не все верующие. Больше того, в интернете огромное количество пользователей с ярко выраженной психопатологией. Интернет - это особая современная форма самовыражения, аналогов которой еще не было."

С этим полностью согласен.
Все верно.
13. Косьма : Ответ на 11., М.Яблоков:
2013-01-25 в 19:29

А вы как идиоты все "проповедуете"


И священство тоже идиоты?
12. Владимир Воробьев : Re: «Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»
2013-01-25 в 17:58

Интернет-пространство сегодня - передовая борьбы за будущее России мира, и слава Богу, что многие отцы это понимают и дают свое благословение на такую борьбу людям православным... Есть и другие точки зрения: всем идти на кладбище и накрыться там простынями, потому что все равно скоро конец; отказаться от всего "сатанинского" - света, газа, тепла и жить естественно, как 1000 лет назад... Первая точка зрения есть ни что иное как отказ от миссии в миру, уход в себя, а вторая - элементарный фанатизм, который к тому же еще ведет в пещеры и на край земли...

Известно изречение: бейся там, где стоишь! Для тех, кто стоит в интернете - сейчас время контрнаступления на все силы зла, которые сосредоточились здесь и рушат целые страны и цивилизации...

Всем подвизающимся в интернете на духовное и информационное, идеологическое противостояние силам зла надо общаться и помогать друг другу, выступать сообща и вести дело к тому, чтобы можно было сказать: враг здесь не пройдет!
11. М.Яблоков : Ответ на 10., Косьма:
2013-01-24 в 19:32

«Итак идите, научите все народы»,


Они так уже знают об этом, только сознательно отвергли. А на это Христос другое сказал: "А если кто не примет вас и не послушает слов ваших... отрясите прах от ног ваших." А вы как идиоты все "проповедуете". К христианству лжемиссионерство никакого отношения не имеет.
10. Косьма : Ответ на 8., М.Яблоков:
2013-01-24 в 17:32

Христос сказал своим ученикам: «Итак идите, научите все народы», а также «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Так что не нахо сказок. Никто навязывать христианство никому не собирается, но проповедовать должно. Между прочим относительно интернета патриарх в прошлом году высказался определенно.
9. Косьма : Ответ на 8., М.Яблоков:
2013-01-24 в 17:25

Здесь никто никого не звал с проповедью. Не надо навязывать никому христианство.


Здесь это где? На РНЛ? Тогда Вы не правы.

И вообще, христианство никто никогда не навязывает. А во-вторых, может быть вы еще и совесть свою попросите чтобы она вам перестала "навязываться"?
8. М.Яблоков : Ответ на 7., Косьма:
2013-01-24 в 17:02

Иоанн Креститель в пустыне проповедовал.


В пустыню приходили специально для того, чтобы услышать проповедь иоаннову. Здесь никто никого не звал с проповедью. Не надо навязывать никому христианство. Это вызывает только обратную реакция. И называется лжемиссионерством.
7. Косьма : Ответ на 5., М.Яблоков:
2013-01-24 в 16:50

Перед амвоном стоят верующие люди, а в интернете - отнюдь не все верующие


Здесь амвон не в смысле место перед алтарем, а как место проповеди. Иоанн Креститель в пустыне проповедовал.
6. рудовский : Re: «Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»
2013-01-24 в 14:59

А почему автор думает, что интернет застал облей врасплох?


Косьма, интернет - это не наркотик. Не считаете же вы наркотиком шприц или нос!? А ведь благодаря шприцу или дыхательные отверстия в организм человека могут попасть наркотические вещества.
5. М.Яблоков : Re: «Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»
2013-01-24 в 14:57

И все же интернет - это не амвон. Перед амвоном стоят верующие люди, а в интернете - отнюдь не все верующие. Больше того, в интернете огромное количество пользователей с ярко выраженной психопатологией. Интернет - это особая современная форма самовыражения, аналогов которой еще не было.
4. Косьма : Re: «Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»
2013-01-24 в 13:38

мне кажется, что в выражении "посвятить его служению Господу Богу" после слова его нужна запятая. Иначе может показаться, что интернет служит Господу Богу, а мы должны посвятить себя интернету :)
3. Косьма : Re: «Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»
2013-01-24 в 13:25

А нужно ли специальное «Духовное руководство для интернет-пользователей» ?
Разве святые отцы не оставили нам всего необходимого для этого?
2. Косьма : Re: «Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»
2013-01-24 в 11:35

каждый сидит у своего компьютера один и чувствует себя центром Вселенной


Чтобы чувствовать себя центром Вселенной не обязателен интернет. Для этого вполне много чего подходит. Например видео, книга и даже мысли. Но то, что интернет - сильнейший наркотик - это факт. Сильнее только (кроме благодати Божией) есть диавольское духовное прельщение.
1. Косьма : Re: «Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»
2013-01-24 в 11:22

«интернетционал» хорошо подходит

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме