Основные положения статьи Игоря Ашманова анализирует в интервью «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов.
Как говорят на Востоке, легко выпустить джинна из бутылки, но потом невозможно его вернуть обратно. Это можно сказать об Интернете. Джин выпущен, Интернет уже не ликвидируешь никаким президентским указом. Интернет надо признать как новую реальность истории человечества. Теперь уже очевидно, что мы вступили в новую эру, название которой еще не придумали, но можно поупражняться в неологизмах: от неолита к «нетолиту», или же «интернетвековье», или же «интернетционал» и т.д. Как бы не назвали наше время потомки, они будут говорить о нашем времени как об эпохе наступления всемирной эры интернета в истории человечества.
Интернет меняет человечество на глазах. И этот процесс застал нас врасплох. В связи с этим возникает множество важных социальных, нравственных, политических и даже религиозных проблем. Те мысли, который высказал уважаемый господин Ашманов как раз и нащупывают эти болевые точки появления интернета.
Если начать с глобальных вопросов, то это прежде всего вопросы государственной безопасности. Интернету оказалось подвластно то, что невозможно ни одному виду оружия. Не надо пересекать тайно границ, не нужно запускать беспилотники, не требуется никакого ядерного или химического оружия. Интернет в считанные секунды достигает любой точки планеты. Нет ни одной страны, которая имеет ПРО против Интернета. Это мощнейшее информационное оружие, которое свободно поражает в любой стране. Пресса, телевидение, радио, все вражьи голоса меркнут перед могуществом и «вездесущием» Интернета. Для интернета нет никаких суверенных границ и законов.
За последние годы мы стали свидетелями нескольких интернет-революций, интернет-переворотов. Теперь уже понятно, что ни один социальный катаклизм на земле не обойдется без интернета.
События годичной давности на Болотной площади показали, что к нам также пристреливают это оружие. Если мы не задумаемся о нашей политической безопасности, то можем так же проиграть интернет-войну, как в свое время проиграли «Холодную войну». Мы можем остаться у разбитого корыта России.
Но Интернет нарушает не только суверенитет государств, но главное – суверенитет личности, он вторгается в пределы нашей личной жизни, становится в самом ее центре. Интернет становится культовым явлением, претендуя быть новой религией человечества. По степени влияния на человека, и месту в его духовной жизни он может быть сопоставлен только с религией. Он пленяет душу и часто полностью заменяет человеку духовную жизнь. Человек незаметно для себя может стать приставкой к этому техническому устройству.
На чем основана сила власти Интернета над душами, сидящих в нем?
Интернет обращается к аудитории дифференцировано – лично к каждому пользователю. С одной стороны, действует «эффект толпы», но, с другой стороны, каждый сидит у своего компьютера один и чувствует себя центром Вселенной.
Думаю, что святые отцы обратили бы внимание на то, что сила влияния интернета основана на наших страстях. Он дает каждому полную свободу самовыражения, полную свободу слова. Именно в Интернете, кто был никем, становиться всем. Здесь можно совершенно безответственно осудить всех и вся, безнаказанно оклеветать и оскорбить любого, нахамить, кому угодно, не неся за это никакой ответственности.
Я вижу главную опасность в том, что в интернет-пространстве всё позволено. Снимаются все моральные и нравственные запреты, человек остается наедине с собой пред всем белым светом. Я уже как-то приводил сравнение интернета с рассказом Достоевского «Бобок», что Интернет – это некое зазеркалье, где человек общается со всем миром из своего подполья и выносит в мир не самое лучшее, что есть в нем, оставаясь анонимом.
Поэтому уже выработался определенный дресс-код среднего блоггера и этикет поведения в блогосфере. «Как себя хорошо вести» в интернете, означает прежде всего всеобщий критицизм как идеологию, циничное осмеяние как формула отношения к миру, особый «аффтарский» язык, перемешанный с нецензурной бранью как лексический стиль.
Надо отметить, что успех Интернета в России объясняется еще и нашей исконной природной доверчивостью к написанному слову. Это проявление информационного патернализма, по принципу: то, что написано в интернете, не вырубишь и топором. Но здесь нам скорее нужно помнить другую русскую мудрость: доверяй, но проверяй.
Все это делает Интернет для человека великим искушением XXI века. В чем-то оно напоминает искушение Христа в пустыне. Человек также находится в Интернете один, « в пустыне» одиночества. Лукавый показывает ему все «царства мира».
Из этого, безусловно, следует необходимость особой осторожности, «трезвенности», т.с. техники безопасности в Интернете. Аскетические правила борьбы с помыслами, выработанные еще древними отцами православного монашества в пустынях Палестины и Египта, может быть, как никогда требуются именно сейчас при работе в Интернете. Требуется разработка такого нового понятия как «аскетика интернета», жизненно необходима богословская разработка по теме «Духовное руководство для интернет-пользователей».
Теперь, что касается клипового мышления. Эта форма мышления имеет основу в психологии человека. Не каждый способен постоянно ломать голову над вечными вопросами и самому решать все проблемы общественной жизни. Люди охотнее потребляют готовый информационный продукт, поэтому есть потребность в клиповом мышлении. Существует определенный запрос общества на уже «переваренную» информацию и готовые рецепты. Нам не хватает объема информации, методики, внутренних резервов, чтобы самим анализировать происходящее. Поэтому, в конце концов, нам тоже приходится доверять определенным инстанциям. Клиповое мышление это как бытовой уровень духовной жизни человека. Невозможно от каждого человека требовать совершения открытий. Мы все пользуемся микроволновыми печками и бытовыми приборами, за которыми стоят чьи-то открытия. От этого не избавиться, но возникает другой вопрос о содержательной стороне этих «клипов». Взять хотя бы, например, фильм «Не верю!», - слава Богу, что снят такой фильм, где впервые нецерковной аудитории сказано слово в защиту Церкви.
Какие же выводы можно сделать в таком кратком размышлении?
Интернет не отменить и не запретить. Сила энергии Интернета не уступает силе ядерного взрыва. Интернет может взорвать не то что отдельные города, а целые страны и целые народы. Отсюда напрашивается и главный вывод: надо направлять и использовать эту энергию в мирных целях, надо научиться «обогащать» Интернет духовным началом.
Поэтому Интернет требует одухотворения и освящения. На нас, христианах, лежит большая миссия «воцерковить Интернет», посвятить его служению Господу Богу, сделать его местом прославления Имени Божия, чтобы он был воплощением не преисподней, а духовной сферой. Господь заповедал нам молиться: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Почему мы должны из этого исключать интернет-пространство?! Я считаю, что православный человек должен свидетельствовать о Боге и Его правде в интернет-пространстве, не дать засеять это поле плевелами, а взращивать добрую пшеницу. Думаю, что необходимы и конкретные богослужебные меры по воцерковлению интернета: усвоение небесного покровителя Интернету (в России многие считают таковым свт. Феофана Затворника), чинопоследование освящение компьютера, молитва перед входом в интернет и т.д.
По крайней мере, я воспринимаю Интернет именно так – как самый большой амвон Слова Божия. Или же перефразируя слова Гоголя, можно сказать: Интернет «ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
29. Ответ на 27., протоиерей Геннадий Беловолов:
28. Ответ на 26., М.Яблоков:
27. Ответ на 25., протоиерей Геннадий Беловолов:
26. Ответ на 23., дед пенсионер:
25. Ответ на 22., М.Яблоков:
24. 21. М.Яблоков :
23. Ответ на 20., протоиерей Геннадий Беловолов:
22. Ответ на 19., протоиерей Геннадий Беловолов:
21. Ответ на 19., протоиерей Геннадий Беловолов:
20. Ответ на 17., М.Яблоков: