«Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия»

Протоиерей Геннадий Беловолов о значении всемирной сети в нашей жизни

0
1041
Время на чтение 5 минут
Как сообщалось ранее, «Российская газета» опубликовала статью кандидата технических наук, известного специалиста в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами, управляющего партнера компании «Ашманов и партнеры», одного из отцов-основателей IT-отрасли России Игоря Ашманова об итогах 2012 года в сетевом пространстве и перспективах развития Интернета в 2013 году.

Основные положения статьи Игоря Ашманова анализирует в интервью «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов
.

Как говорят на Востоке, легко выпустить джинна из бутылки, но потом невозможно его вернуть обратно. Это можно сказать об Интернете. Джин выпущен, Интернет уже не ликвидируешь никаким президентским указом. Интернет надо признать как новую реальность истории человечества. Теперь уже очевидно, что мы вступили в новую эру, название которой еще не придумали, но можно поупражняться в неологизмах: от неолита к «нетолиту», или же «интернетвековье», или же «интернетционал» и т.д. Как бы не назвали наше время потомки, они будут говорить о нашем времени как об эпохе наступления всемирной эры интернета в истории человечества.

Интернет меняет человечество на глазах. И этот процесс застал нас врасплох. В связи с этим возникает множество важных социальных, нравственных, политических и даже религиозных проблем. Те мысли, который высказал уважаемый господин Ашманов как раз и нащупывают эти болевые точки появления интернета.

Если начать с глобальных вопросов, то это прежде всего вопросы государственной безопасности. Интернету оказалось подвластно то, что невозможно ни одному виду оружия. Не надо пересекать тайно границ, не нужно запускать беспилотники, не требуется никакого ядерного или химического оружия. Интернет в считанные секунды достигает любой точки планеты. Нет ни одной страны, которая имеет ПРО против Интернета. Это мощнейшее информационное оружие, которое свободно поражает в любой стране. Пресса, телевидение, радио, все вражьи голоса меркнут перед могуществом и «вездесущием» Интернета. Для интернета нет никаких суверенных границ и законов.

За последние годы мы стали свидетелями нескольких интернет-революций, интернет-переворотов. Теперь уже понятно, что ни один социальный катаклизм на земле не обойдется без интернета.

События годичной давности на Болотной площади показали, что к нам также пристреливают это оружие. Если мы не задумаемся о нашей политической безопасности, то можем так же проиграть интернет-войну, как в свое время проиграли «Холодную войну». Мы можем остаться у разбитого корыта России.

Но Интернет нарушает не только суверенитет государств, но главное – суверенитет личности, он вторгается в пределы нашей личной жизни, становится в самом ее центре. Интернет становится культовым явлением, претендуя быть новой религией человечества. По степени влияния на человека, и месту в его духовной жизни он может быть сопоставлен только с религией. Он пленяет душу и часто полностью заменяет человеку духовную жизнь. Человек незаметно для себя может стать приставкой к этому техническому устройству.

На чем основана сила власти Интернета над душами, сидящих в нем?

Интернет обращается к аудитории дифференцировано – лично к каждому пользователю. С одной стороны, действует «эффект толпы», но, с другой стороны, каждый сидит у своего компьютера один и чувствует себя центром Вселенной.

Думаю, что святые отцы обратили бы внимание на то, что сила влияния интернета основана на наших страстях. Он дает каждому полную свободу самовыражения, полную свободу слова. Именно в Интернете, кто был никем, становиться всем. Здесь можно совершенно безответственно осудить всех и вся, безнаказанно оклеветать и оскорбить любого, нахамить, кому угодно, не неся за это никакой ответственности.

Я вижу главную опасность в том, что в интернет-пространстве всё позволено. Снимаются все моральные и нравственные запреты, человек остается наедине с собой пред всем белым светом. Я уже как-то приводил сравнение интернета с рассказом Достоевского «Бобок», что Интернет – это некое зазеркалье, где человек общается со всем миром из своего подполья и выносит в мир не самое лучшее, что есть в нем, оставаясь анонимом.

Поэтому уже выработался определенный дресс-код среднего блоггера и этикет поведения в блогосфере. «Как себя хорошо вести» в интернете, означает прежде всего всеобщий критицизм как идеологию, циничное осмеяние как формула отношения к миру, особый «аффтарский» язык, перемешанный с нецензурной бранью как лексический стиль.

Надо отметить, что успех Интернета в России объясняется еще и нашей исконной природной доверчивостью к написанному слову. Это проявление информационного патернализма, по принципу: то, что написано в интернете, не вырубишь и топором. Но здесь нам скорее нужно помнить другую русскую мудрость: доверяй, но проверяй.

Все это делает Интернет для человека великим искушением XXI века. В чем-то оно напоминает искушение Христа в пустыне. Человек также находится в Интернете один, « в пустыне» одиночества. Лукавый показывает ему все «царства мира».

Из этого, безусловно, следует необходимость особой осторожности, «трезвенности», т.с. техники безопасности в Интернете. Аскетические правила борьбы с помыслами, выработанные еще древними отцами православного монашества в пустынях Палестины и Египта, может быть, как никогда требуются именно сейчас при работе в Интернете. Требуется разработка такого нового понятия как «аскетика интернета», жизненно необходима богословская разработка по теме «Духовное руководство для интернет-пользователей».

Теперь, что касается клипового мышления. Эта форма мышления имеет основу в психологии человека. Не каждый способен постоянно ломать голову над вечными вопросами и самому решать все проблемы общественной жизни. Люди охотнее потребляют готовый информационный продукт, поэтому есть потребность в клиповом мышлении. Существует определенный запрос общества на уже «переваренную» информацию и готовые рецепты. Нам не хватает объема информации, методики, внутренних резервов, чтобы самим анализировать происходящее. Поэтому, в конце концов, нам тоже приходится доверять определенным инстанциям. Клиповое мышление это как бытовой уровень духовной жизни человека. Невозможно от каждого человека требовать совершения открытий. Мы все пользуемся микроволновыми печками и бытовыми приборами, за которыми стоят чьи-то открытия. От этого не избавиться, но возникает другой вопрос о содержательной стороне этих «клипов». Взять хотя бы, например, фильм «Не верю!», - слава Богу, что снят такой фильм, где впервые нецерковной аудитории сказано слово в защиту Церкви.

Какие же выводы можно сделать в таком кратком размышлении?

Интернет не отменить и не запретить. Сила энергии Интернета не уступает силе ядерного взрыва. Интернет может взорвать не то что отдельные города, а целые страны и целые народы. Отсюда напрашивается и главный вывод: надо направлять и использовать эту энергию в мирных целях, надо научиться «обогащать» Интернет духовным началом.

Поэтому Интернет требует одухотворения и освящения. На нас, христианах, лежит большая миссия «воцерковить Интернет», посвятить его служению Господу Богу, сделать его местом прославления Имени Божия, чтобы он был воплощением не преисподней, а духовной сферой. Господь заповедал нам молиться: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Почему мы должны из этого исключать интернет-пространство?! Я считаю, что православный человек должен свидетельствовать о Боге и Его правде в интернет-пространстве, не дать засеять это поле плевелами, а взращивать добрую пшеницу. Думаю, что необходимы и конкретные богослужебные меры по воцерковлению интернета: усвоение небесного покровителя Интернету (в России многие считают таковым свт. Феофана Затворника), чинопоследование освящение компьютера, молитва перед входом в интернет и т.д.

По крайней мере, я воспринимаю Интернет именно так – как самый большой амвон Слова Божия. Или же перефразируя слова Гоголя, можно сказать: Интернет «ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

29. Ответ на 27., протоиерей Геннадий Беловолов:

Конечно, такое возможно, и дай Бог. Но зачем "долбить" проповедью, это только вызывает обратную и агрессивную реакцию. Они и так уже это знают, во всяком случае те, кто в интернете. И "отрясание праха от ног", по заповеди Спасителя, это не еще не полный конец, а педагогическая мера: "...других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью."(Иуд.1,23).
М.Яблоков / 28.01.2013, 07:25

28. Ответ на 26., М.Яблоков:

только тех, кто кается и принимает Христа. А кто не принимает...

А Как Вы их отличаете? Сегодня не кается, а завтра взял да и покаялся. Сегодня гонит Христа, а завтра примет. Был такой Савл, который стал Павлом. Для этого и нужна проповедь всем. Притчу о сеятеле помните? Какие-то зерна все же попадают на добрую почву!

27. Ответ на 25., протоиерей Геннадий Беловолов:

Вот слова Самого Господа: Мф. 18, 11 "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". - Вы хотите дополнить?

Но не автоматически. А только тех, кто кается и принимает Христа. А кто не принимает, то так сказано в Писании: "Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне."(Пс.138,21-22).
М.Яблоков / 27.01.2013, 09:05

26. Ответ на 23., дед пенсионер:

"Кающихся... Кающихся погибших. А не всех погибших.."Именно так.

Вот слова Самого Гспода: Мф. 18, 11 "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". - Вы хотите дополнить?

25. Ответ на 22., М.Яблоков:

Понятно.

Благодарю за понимание!

24. 21. М.Яблоков :

"Кающихся... Кающихся погибших. А не всех погибших.." Именно так.
дед пенсионер / 26.01.2013, 18:38

23. Ответ на 20., протоиерей Геннадий Беловолов:

У священника в идеале ничего внутри кроме Христа быть не должно. (Как у Иоанна Кронштатского - "Моя жизнь во Христе"). Поэтому самовыражение священника должно всегда быть выражением Христа. Я это имел ввиду.

Понятно.
М.Яблоков / 26.01.2013, 15:58

22. Ответ на 19., протоиерей Геннадий Беловолов:

В чем вопрос? Христос пришел спасать погибших

Кающихся... Кающихся погибших. А не всех погибших, которые сознательно отвергли Христа. Вот в чем дело. В этом и ограничение проповеди, за которой уже идет лжемиссионерство. "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас."(Мф.7,6).
М.Яблоков / 26.01.2013, 15:58

21. Ответ на 19., протоиерей Геннадий Беловолов:

Христос пришел спасать погибших

Кающихся... кающихся погибших. А не всех погибших, которые сознательно отвергли Христа. Вот в чем дело. В этом и ограничение проповеди, за котороы
М.Яблоков / 26.01.2013, 15:55

20. Ответ на 17., М.Яблоков:

4) Для священника проповедь является его самовыраженмем.А зачем ему самовыражаться? Не Христа ли он должен выражать?

У священника в идеале ничего внутри кроме Христа быть не должно. (Как у Иоанна Кронштатского - "Моя жизнь во Христе"). Поэтому самовыражение священника должно всегда быть выражением Христа. Я это имел ввиду.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
С днём Православного Священства!
О юбилейном вечере памяти 195-летия со дня рождения св.Иоанна Кронштадтского и 25-летия Мемориального Музея-Квартиры
11.11.2024
«Иоанн Кронштадтский - Жизнь во Христе»
Учреждена юбилейная медаль о.Иоанна Кронштадтского
08.11.2024
Русский ответ Хэллоуину
Учредить в день рождения о.Иоанна Кронштадтского День православного священника!
30.10.2024
Россия сдаёт экзамен на духовную зрелость
О реакции общества на возвращение душегуба Кашпировского
17.10.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06