В истории многих городов и стран существуют такие значительные даты, которые ни страны, ни города, ни отдельные люди не могут забыть, не оскорбив свои сыновьи, национальные, культурные чувства и достоинства, не оскорбив память своих дедов, отцов, матерей, сынов и дочерей, не нанеся духовного ущерба стране, городу, народу и себе самому. К числу таких дат относятся и даты, связанные с героической защитой нашего города в суровые дни борьбы с германскими фашистскими, пришедшими к нам с Запада.
«Проходит год за годом, и мы всё глубже осознаем этот триумф человеческого духа – великий Ленинград выстоял 900 дней блокады, навязанной ему гитлеровскими полчищами во время Второй мировой войны. Ничто не в силах преуменьшить победу этих мужчин и женщин; они боролись, несмотря на голод, холод, болезни, бомбы, снаряды, отсутствие отопления, транспорта, в городе, где, казалось, царила смерть. История этих дней - эпопея, которая будет волновать сердца, пока на земле существует человечество» ( Г. Солсбери, 900 дней, М. изд. Прогресс, 1994 ).
Под этими словами мог бы подписаться любой переживший блокаду и войну, любой честный и благородный человек России, соприкоснувшийся с историей 900-дневной блокады города на Неве. Но приведённые выше слова принадлежат жителю далекого Нью-Йорка, Гаррисону Солсбери – автору книги «900 дней». И это признание стоит многого, ибо американцы скупы на похвалы других, а тем более – на похвалы России и русских.
Оценка Г.Солсбери подвига ленинградцев есть по существу оценка духа наших людей в дни блокады. Несмотря на голод, холод болезни, бомбы, отсутствие отопления, транспорта, на царство смерти, наши люди победили. Они победили, прежде всего, не транспортными средствами, не бомбами, не фаустпатронами, не самолетами, а именно духом. Духом же победили и наши войны, сражавшиеся иногда без танков против танковой бригады фашистов, духом побеждали и подводники лодки С-13, которых Гитлер записал в свои личные враги; духом победил и наш летчик А.Маресьев, научившийся летать без ног. Примеров проявления высокого духа сынами и дочерьми России той поры очень много. Те уроки духа для нас сегодня очень поучительны и ими стоит напитываться, как лекарством против унынья, апатии и слабоволия.
Надо признать, что по отношению к истории вообще и истории своего Отечества люди в основном бывают трёх категорий: первая – это люди, которые хотят разобраться в истории возможно полнее и через это узнать и приобщится к духу своего народа, к своей культуре, более зряче и более содержательно. Они понимают, что история дана людям не для того, чтобы в неё верить и её заучивать, а чтобы в ней разбираться. Вторая категория – это люди, которые заучивают то, что им предлагают учителя, преподаватели, какие-то другие их авторитеты, особо не вникая в исторические даты и процессы. Эти люди обычно слушают тех, кто громче и нахальнее кричит и вещает на разных радио – и телеканалах. Третья категория – это люди, для которых главное в истории не понять происходившее, а найти «козла отпущения» и навесить на него вину за всё, что угодно. Такими «козлами отпущения» они делают не только отдельные личности, но и целые народы. Вот пример: в начале и средней стадии «перестройки» резвые либералы требовали покаяния и признания вины только от русского народа, другие народы, по их мнению, в покаянии не нуждались. Эти «козлоискатели» убедили себя, что у фашистов во 2-ю мировую войну всё было самое лучшее и самое передовое: лучшие солдаты и офицеры, лучшие танки и самолёты, лучшие стратеги и тактики, лучшие и самые безжалостные врачи, лучшие умы и инженеры, лучшие лагеря смерти и газовые камеры. И они нам проиграли войну только потому, что мы завалили дороги им своими труппами. Вот не задача, фашистам хватило ума и сноровки сделать лучшие танки, самолёты, офицеров, солдат, инженеров, по их мнению, победить нас в решающих сражениях, но им почему- то не хватило ума, солдат, техники и пленных рабов, чтобы убрать труппы с дороги?
Историософская и нравственная каша в головах либералов есть следствие содержания либерального духа. «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти… Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, волшебство, вражда, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, ссоры, зависть, гнев, распри, ереси, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное… Плод же духа (святого): любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( 1-е к Галл. 5. 17-23).
Когда мы обращаемся с вами к истории и её датам, мы должны принимать к сведению разные способности к восприятию и пониманию вещей у разных категорий людей. Здесь надо заметить, что любой человек при желании и усердии может перейти из одной категории понимания в другую.
Чтобы понять прошлое, нужно иметь ясное представление о характере мышления людей с обеих сторон, их целях и о состоянии их духа. Сила духа, героизм и самоотверженность нашей армии, флота, нашего народа и жителей блокадного города оказались намного выше, чем предполагали немецкие стратегии и идеологи. Город на Неве фашисты не взяли. Город смог противостоять мощной немецкой агрессии более 2,5 лет или 900 дней.
Лондонское радио военных лет сообщало: «Защитники Ленинграда вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны». Высоко ценили подвиг блокадных ленинградцев митрополит Ливанских гор Илия, В.Черчилль, Ф.Рузвельт.
Героическая победа ленинградцев есть, прежде всего, победа нашего национального духа, противостоящего духу агрессии, духу предательства; высокого духа веры, любви, долготерпения, милосердия и чести наших бойцов и защитников города против духа трусости, вражды, убийства, ереси, не желания вникать в суть и толерантности к фашизму.
Как самоотверженно гасили зажигательные бомбы на крышах домов наши женщины и дети, как они же почти без сна и еды денно и нощно производили для армии боеприпасы, танки, «Катюши» и самолеты на заводах осажденного города! А подвиги наших соколов в небе над городом, героев «Дороги жизни», «Ораниенбаумского пяточка», «Невского пяточка», защитников крепости Орешек и полуострова Ханко! Слова великой песни Бориса Александрова были написаны и для блокадников: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна. Идет война народная – священная война».
Несмотря ни на какие бомбежки, в храмах города шла неустанная молитва за бойцов и за всех униженных и оскорбленных России! Проходили крестные ходы и многое другое, что составило бы честь и славу любому народу мира. Конечно, не все оставшиеся в городе были героями и подвижниками. Но должно быть ясно, что героев и подвижников в городе было абсолютное большинство, ибо иначе город бы не устоял и уподобился бесславной участи Франции, Бельгии и Голландии, где героев оказалось меньше, чем либералов.
Естественен вопрос: «Что же дало возможность нашему духу победить дух фашизма и германской агрессии, который был подкреплен мощным техническим оснащением, особенно в авиации и подводном флоте?»
Дух немецкого фашизма – это оккультный, неоязыческий дух, дух газовых камер и опытов над людьми, дух выжженной земли, смешанный с духом сатанизма и глобализма. Достаточно вспомнить «камлания» самого Гитлера, Геббельса, Гесса, братьев Лаутезак, культ тела и культ лжеарийца, идеолого-мистическое воскрешение валькирий, викингов, берсерков; посещения гитлеровцами тибетских лам. Здесь также уместно вспомнить их теории и принципы расового превосходства, теорию золотого немецкого превосходства; использование людей в качестве подопытных «кроликов», кодирование людей в концлагерях, их идеи глобального господства, замешанные на агрессии, зле, цинизме и инфернальной жестокости.
«И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам. Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный день Бога Вседержителя» ( Откр Ин. 16. 13,14).
Показательно: Сталин, вдохновляя воинов на борьбу, обращался не к цитатам из Маркса, Энгельса, Ленина и Троцкого с их высокомерным и довольно расистким подходом к оценке русского народа, а к примерам ратных подвигов великих русских благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского, православных праведных Илии Муромца, Федора Ушакова, также Александра Суворова, Дмитрия Пожарского, Кузьмы Минина, Ивана Сусанина и многих других православных. Это нельзя объяснить только тем, что Сталин испугался. Испугом нельзя объяснить то, что в 1939 г. он отменил ленинский декрет о борьбе с Церковью и попами, а после войны он согласился с патриаршеством на Руси и в 1948 г. содействовал открытию в Москве всемирного православного собора. Мы не имеем права отказывать в покаянии никому. На этот счет есть важные свидетельства митрополита Николая Ярушевича и Патриарха Алексия I.
В годину суровых испытаний всякая фальшь и театральность поведения быстро улетучивается. Перед лицом смерти люди проявляют свое истинное лицо и свои истинные намерения. Либо люди быстро становятся дезертирами и предателями, либо они быстро становятся настоящими воинами, укрепляются в борьбе с врагом в любви к Богу, Родине и близким, т.е. становятся по духу православными (если они вышли из православной среды). Этому подтверждением могут быть многочисленные случаи Крестных ходов во время блокады и вообще во время всей войны. Были Крестные ходы и на передовой, они были и вокруг отдельных домов. Эти факты православные хорошо знают. Я знал трех летчиков, сражавшихся в той войне, которые, будучи сбитыми, неустанно молились и оставались невредимыми в очень сложных обстоятельствах. Люди отдавались воле Божией, люди отрицали сердечную фальшь.
Надо иметь в виду, что за многие столетия Православие основательно вошло в генетическую память большинства народов нашей страны: русских, белорусов, украинцев, русин, мордвы, удмуртов, карел, чувашей, шорцев, осетин и других.
И сегодня мы должны помнить не только павших за нас и за Россию, наших героев и подвижников, но и духовные уроки той страшной войны, истинные пружины и механизмы той войны. Мы должны помнить то, что Великая Отечественная война для нас - это не только наказание за вероотступничество, но и искупительная жертва и покаяние за забвение Православной веры, как и православной культуры России в целом. Великая Отечественная Война – это очистительный подвиг нашего народа.
Имеющий уши – услышит, имеющий глаза – протрет их, имеющий ум – сосредоточится и поймет, что к чему; а имеющий совесть – отдаст должное истинным героям, истинным воинам, труженикам и молитвенникам нашей Родины, истинным радетелям будущего России, ковавшим день Великой победы силой духа, своей кровью, своим самоотверженным трудом, своей жертвой, молитвой и непоколебимой верой в справедливость, правду и торжество добра над злом. Подвиг освящает человека и народ, подвиг делает народ сильнее, подвигом искупаются грехи, подвиг подвигает человека и народ ближе к Богу. В этом самый главный смысл подвига блокадного Ленинграда. Люди, города, знамёна, наша история освящены подвигами Великой Отечественной войны перед последующими поколениями.
Помнить – это не только уметь вспоминать то, что было. Помнить – это и продолжать живое дело отцов и дедов, жить в духе отцов и дедов. Это понимание того, подвиги наших отцов и дедов, прежде всего, не для музеев, но для России, для духовного роста нашего народа, нашей молодёжи.
У.Черчилль, премьер-министр Великобритании времён ВОВ, выразил своё отношение к нашему народу и руководству времён войны так: « Ни одно правительство в истории человечества не было бы в состоянии выжить после таких тяжёлых и жестоких ран, которые Гитлер нанёс России. Но…Россия не только выжила и оправилась от этих страшных ран, но и нанесла немецкой военной машине смертельный урон. Этого не могла бы сделать ни одна другая сила в мире».
Там, где есть сила, там есть и дух. В случае с противостоящей фашизму Россией и борющимся Ленинградом наш дух был угоден Господу, мы победили.
Геннадий Дмитриевич Колдасов, доцент