«Оскорбление чувств» - юридически размытое и неопределенное понятие

Православные священнослужители о защите законом чувств, «имеющих высокое значение для разных общественных групп»

Новости Москвы 
0
453
Время на чтение 5 минут
Законопроект о защите чувств верующих хотят переработать для защиты любых чувств, «имеющих высокое значение для разных общественных групп» - в частности, патриотизма и приверженности традиционным ценностям, сообщает Regions.Ru. В Совете при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека выработана новая концепция законопроекта, которая после заседания 23 января будет представлена на рассмотрение главе государства. Нарушение будущего закона члены СПЧ предлагают карать штрафами и общественными работами, а не лишением свободы, как сейчас предлагается в законопроекте.

Работа над законопроектом ведется членами СПЧ Владимиром Ряховским и Иосифом Дискиным. В качестве примера Дискин привел случай 2010 года со студентом МГИМО, который подъехал на внедорожнике к Могиле Неизвестного солдата в Москве. Новая версия закона предлагает карать именно за такие деяния, которые могут не подпадать под обычную статью о вандализме. Подобные поступки — это оскорбление целого социума, подчеркивают члены СПЧ.

Чтобы упорядочить правоприменение такого закона, по мнению Ряховского и Дискина, нужно «зонировать» общественное пространство, то есть в местах с особыми нормами поведения необходимо размещать соответствующие предупреждения: «Тогда люди, посещающие, например, выставку Марата Гельмана, будут предупреждены и не смогут предъявить претензии, что их чувства оскорблены, так как они сознательно пришли в специальное пространство. Или, скажем, если в музее есть экспонаты, могущие оскорбить людей с традиционной ориентацией, то можно повесить у входа табличку, и тогда депутат Милонов будет знать, что ему там делать нечего».

Напомним, законопроект о защите чувств верующих был внесен на рассмотрение Госдумы 26 сентября прошлого года. В нем предлагалось увеличить штрафы за оскорбление в религиозной сфере до 500 тыс. рублей, а также карать нарушителей тюремным сроком до пяти лет. Тогда многие эксперты высказывали опасения, что само понятие «оскорбление чувств» слишком неопределенно, а факт этого оскорбления практически недоказуем. Так, протодиакон Андрей Кураев сказал: «Если подобная статья появится, я могу оказаться одним из первых, кого справедливо по ней засудят. В моих книгах и лекциях содержится много критики, задевающей чувства носителей других вероисповеданий и сектантов. А определять, оскорбили его или нет, кто будет? … В ближайшее время юридического консенсуса среди экспертов по поводу того, что считать полемикой, что юмором, что сатирой, что оскорблением религиозных чувств, достигнуто не будет. И в результате эта статья будет дубинкой в руках тех, кто находится у власти».

Известный публицист Максим Соколов также писал, что «оскорбление чувств» не поддается необходимой для юридического текста формализации: «Сама формулировка «оскорбление чувств» … содержит апелляцию к неясному предмету, ибо люди обладают разной степенью чувствительности… Наказуемо быть должно «Бесчинство в охраняемых государством местах религиозного, а равно гражданского культа». Нет разницы, церковь то, мечеть, синагога, а равно Соловецкий камень, волгоградская Родина-мать, вечный огонь в областном центре или просто смиренное кладбище… Точно так же нет разницы, привело бесчинство людей в гнев и ярость или все они весело смеялись над проказами задорных хулиганов... Бесчинство имело место — получите. Диспозиция статьи понятна, санкция тоже, и избежать ее не просто, а очень просто. Достаточно не посещать мест религиозного и гражданского культа, если нет уверенности в том, что твое поведение не вызовет нареканий».

«Как вы относитесь к идее законопроекта о защите чувств, «имеющих высокое значение для разных общественных групп»? Не сделает ли такая формулировка совсем уже всеобъемлющим и без того недостаточно определенное понятие «оскорбления чувств», так что под угрозой окажется свобода слова?» - с такими вопросами корреспондент портала Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Добросельский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, отметил, что попытка юридического определения «оскорбления чувств» сталкивается в высокой степени с субъективным миром душевных переживаний каждой отдельной личности.

«Понятно, что любое действие, которое расценивается кем-либо как оскорбительное, можно таким образом подвести под юридическую ответственность. С другой стороны, и любое действие, направленное на поиск истины, может оскорбить кого-либо – пусть по неосторожности или недоумению. Не говорим уже о несовпадении мировоззрений. Следовательно, юридическая ответственность за оскорбление чувств может существовать только в том случае, когда будет доказано, что обвиняемый действовал не с намерением поиска или доказательства истины, но с намерением оскорбить. Безусловно, такая постановка дела вызовет судебное разбирательство, но в то же время заставила бы корректнее и тщательнее анализировать свои личные поступки: ради истины они сделаны или просто по злобе», - добавил священник.

Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил, что «оскорбление чувств» - действительно такая расплывчатая формулировка, что под нее можно подогнать что угодно.

««Чувства, имеющие высокое значение для разных социальных групп», т.е. сюда впишутся и совсем маргинальные группы (не будем их называть, дабы не оскорбить чувства других людей). Здесь, по-моему, делается попытка подвести всех как бы под общий знаменатель», - продолжил он.

«Мы должны прекрасно понимать, что есть традиционные ценности, которые признаются всеми, всем понятны и не нуждаются в законодательном закреплении. Очень прискорбно, что в нашей стране вдруг все эти понятные традиционные ценности, такие как уважение к собственной истории, семья с нормальными отношениями мужчины и женщины, традиционная религия, которой придерживается большинство, - все они потребовали законодательной защиты, каких-то прещений и штрафов. Наверное, нужно больше работать над утверждением этих ценностей в самом обществе, и прежде всего направить на это энергию и средства государства, чтобы человек с самых юных лет видел, что для самого государства такие вещи, как семья, Отечество, вера представляют абсолютную ценность. Тогда не надо будет выдумывать законы для их защиты, «зонировать» пространство: вот, мол, здесь у нас гей-парад, а за забором крестный ход, и все должны быть довольны – у каждого своя ниша. На мой взгляд, это недостойно нашей страны», - заключил о. Агафангел.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, полагает, что «оскорбление чувств» - действительно настолько юридически размытое и неопределенное понятие, что под него можно подвести любые действия, даже если человек в мыслях не имел кого-нибудь задеть.

«Как оскорбление могут трактоваться и действие, и бездействие, поведение, жесты, одежда – все, что угодно. И «чувство» может трактоваться как угодно – это и религиозное чувство, и чувства «сексуальных меньшинств» и разных маргинальных сообществ. Мне кажется, что движение по пути юридического решения этой нравственной проблемы - что не нужно безобразничать в святых местах в широком смысле, а для этого юридически оградить какие-то пространства, - это бесперспективно. Есть обычные статьи за хулиганство, и они достаточно широки. А хулиганство – это, собственно, и есть оскорбление общественной нравственности. Многие случаи и так подпадают под это определение. На мой взгляд, достаточно юридических инструментов, если грамотно ими пользоваться», - продолжил он.

«А специальное законотворчество в этом направлении может привести к непредсказуемым последствиям, стать инструментом преследования неугодных в руках недобронамеренных юристов, адвокатов, прокуроров, представителей власти. В нашей ситуации фактически любое юридически оправданное репрессивное действие может быть направлено против любого человека. Понимая, как много злоупотреблений в нашей стране, приходится опасаться, что принятие новых законов приведет только к новым злоупотреблениям», - заключил отец Тихон.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28