Как объяснил РИА Новости пресс-секретарь Московской областной епархии епископ Балашихинский Николай (Погребняк), иерей Дмитрий Свердлов был наказан за то, что самовольно уехал в отпуск, не оповестив священноначалие. «Есть такая практика, когда священник без спросу покидает приход… Здесь все четко, в полном соответствии с церковным уставом и теми документами, которые священник, перед тем, как принимает рукоположение в сан, подписывает – это называется церковная присяга, там четко написано, что без ведома священноначалия не имеет права покидать приход, поэтому такое наказание», - сказал епископ. По словам владыки, запрет в служении на пять лет - это «достаточно мягкое» наказание, так как священника запретили в священнослужении не совсем, а лишь на определенный срок, после которого он сможет вернуться в штат. «Если он себя будет достойно вести, то через пять лет – это не очень много – он сможет вернуться к своим обязанностям, написать прошение о возвращении в штат, и будет работать, как и работал», - заявил епископ Николай.
На вопрос РИА Новости, связано ли наказание иерея Дмитрия Свердлова с его публичными высказываниями, касающимися Русской Православной Церкви, пресс-секретарь Московской областной епархии ответил отрицательно, при этом отметив, что это его личное мнение. «Когда человек, не подумав, высказывается по одному поводу, у него и в других случаях обязательно бывают какие-нибудь проколы. Если человек, например, привык перебегать на красный свет, у него что-нибудь рано или поздно обязательно происходит. Я не могу сказать, что это не связано в духовном плане, потому что, конечно, когда человек делает что-то неправильно одно, то это одно неправильное у него вызывает и другое, серьезное вот такое: мол, ладно, подумаешь, я съезжу, никто не узнает… Но это никаким образом не связано по таким, что называется, формальным, официальным параметрам», - добавил владыка.
Новость о наказании иерея Дмитрия Свердлова широко распространилась в Интернете, вызвав осуждение решения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия со стороны либеральных и раскольничьих СМИ. «По мере распространения новости о явно политически мотивированной репрессии против о. Димитрия, осуществленной церковным деятелем, известным в определенных кругах под оперативным псевдонимом "Адамант", в социальных сетях поднимается негодование со стороны вполне лояльных ранее священников и мирян РПЦ МП», - пишет рупор раскольников Портал-Credo.ru. «Неужели наше гражданское общество позволит вот так просто «забанить» честного и порядочного пастыря, талантливого молодого журналиста, который возвысил свой голос «правды ради»?!» - возмущается в своем блоге на сайте «Эха Москвы» скандальный музейный работник Дмитрий Абрамов.
Напомним, иерей Дмитрий Свердлов «прославился» рядом заявлений, в основном сделанных на портале «Православие и мир», где он был фактически ведущим автором. 4 декабря 2011 года он участвовал в выборах в Государственную Думу в качестве наблюдателя от портала «Православие и мир». По их итогам на «Правмире» были размещены две его статьи «Выборы. Как это было на самом деле» и «Хомячок в поле».
Самочинную политическую активность священника осудил председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда. «Без получения благословения я лично не вижу такой возможности. В пастырский функционал необходимость выступления наблюдателем на выборах не входит... Церковь – над миром политического... Конкретное участие Церкви в каких-либо конкретных политических процессах невозможно», - подчеркнул Владимир Легойда.
18 марта 2012 года иерей Дмитрий Свердлов заявил в интервью «Правмиру», что хотел бы пойти в СИЗО, где находятся исполнительницы кощунственного акта в Храме Христа Спасителя. По его словам, ему бы хотелось сделать в СИЗО четыре вещи. «Первое. Я хотел бы попросить прощения у задержанных – не от лица Церкви, но как член церковного сообщества за ту бешеную ненависть, которую вдруг часть православного сообщества проявила в связи с событиями в храме Христа Спасителя», - сказал о. Димитрий. «Второе, - продолжил священник. - Я бы хотел сказать, чтобы они знали, что в Церкви есть люди, которые ни в коем случае, ни малейшим образом не солидаризируются с их методами, но согласны с тем, что проблемы, которые они озвучили, существуют». О.Димитрий Свердлов также хотел бы спросить участниц группы «о том, как они думают, чем мы можем им помочь в данной ситуации – несправедливой, на мой взгляд, неадекватной меры пресечения». Священник также выразил надежду, что эта история не закончится реальным тюремным сроком.
Такая деятельность иерея Дмитрия Свердлова была высоко оценена на Западе. Одно из самых влиятельных американских изданий «The New York Times» опубликовало статью «Спорные результаты выборов превращают церковь из союзницы в критика Кремля», в которой подчеркивается, что наибольшую неудовлетворенность властью выражают священнослужители, сгруппировавшиеся вокруг сайта «Православие и мир». В этом отношении, отмечает издание, особо отличился священник Дмитрий Свердлов. «Молодой священник Дмитрий Свердлов, - пишет "The New York Times", - ранее работавший в сфере финансов, привлек внимание широкой аудитории и вызвал восхищение у светских либералов, зачастую цинично отзывающихся о церкви, своим отчетом о добровольной работе в качестве наблюдателя на одном из московских избирательных участков и о том, как он видел вбросы бюллетеней в пользу "Единой России"».
С обоснованием своей политической позиции священник выступил на круглом столе «Церковь во время политических кампаний: особенности диалога со СМИ в предвыборный период», прошедшем в рамках ХХ Юбилейных Международный Рождественских образовательных чтений. «Всю защиту позиции церковно-оранжевого «болота» взял на себя священник Димитрий Свердлов. И надо заметить, что его выступление было достаточно блеклым, хотя батюшка, несмотря на молодые годы, вел себя надменно. Вместо отведенных пяти минут по регламенту он выступал раза в три дольше, довольно дерзко ответил на вопрос годящегося ему в отцы священника Александра Шумского. По содержанию его выступление сводилось к попытке обосновать тезис о том, что его статья, получившая широкую известность благодаря публикации в "The New York Times", была выражением нравственной позиции и полностью аполитична. Несколько раз на протяжении своего выступления отец Димитрий заявлял: "Найдите в моем тексте хотя бы одно слово в поддержку оппозиции, в поддержку оранжевой революции. Нет этого, невозможно этих слов найти в моем тексте". Более того, он аттестовал себя как человека абсолютно аполитичного и не имеющего своей собственной политической позиции. Это похоже на заклинание наших либеральных властей 1990-х годов о том, что отныне объявляется кампании по деидеологизации политики, что никакой идеологии не будет, хотя на самом деле все это время в обществе господствовала идеология радикального либерализма, индивидуализма и культ мамоны», - вспоминает выступление священника главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов.
К сожалению, иерей Дмитрий Свердлов не внял ни братским увещеваниям, ни советам старших. И вот закономерный результат. Непонятно, правда, что означает формулировка указа митрополита Ювеналия «за самовольное оставление прихода». Возможно, речь о второй серии скандальных антивластных публикаций священника-либерала, связанных с трагедией в Крымске, куда о. Дмитрий ездил как корреспондент того же портала «Правмир» в июле минувшего года. Но тогда удивляет терпение митрополита Ювеналия, который ждал объяснений от своего клирика целых полгода. Других за такое самоуправство отправляют под запрет на следующий день. Либо речь о банальном нежелании о. Дмитрия «тянуть священническую лямку». В любом случае мы видим проявление дерзости и страшной гордыни. Впрочем, дерзкое поведение о. Свердлова во время круглого стола на минувших Рождественских чтениях бросалось в глаза уже год назад. Но тогда речь шла об идеологических спорах, а тут о его священническом служении, о призвании. А это вещи разные.
Мы далеки от злорадства в связи с запретом в служении священника Дмитрия Свердлова, ибо понимаем, что это – трагедия для него и боль для Церкви. Впрочем, нельзя не признать, что к нему применено относительно мягкое наказание - запрещение в священнослужении всего на 5 лет. Других за подобное вовсе лишают сана. Пока его реакция на меры прещения вызывает сожаление. Об этом свидетельствует его запись на страничке в Фейсбуке, где ведущий автор «Правмира» и любимец либеральных СМИ назвал свое пастырское служение «карьерой». Это – еще одно свидетельство того, что прещение в отношении о.Дмитрия принято своевременно.
Будем надеяться, что решение Священноначалие станет для него настоящим уроком, поведет к исправлению его сознания. По крайней мере, пяти лет, думаем, достаточно, чтобы понять, что священник в Церкви служит Богу и людям, а не делает карьеру. А понимание этого – надежная опора для трудов на благо Церкви и Отечества, а не ради славы и карьеры.
Редакция «Русской народной линии»
46. В РПЦ ПМ "делают карьеру"?
45. Re: «Моя карьера в РПЦ закончилась»
44. Ответ на 42., Алексий Попович:
43. Георгий
42. Ответ на 7., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
41. Re: Иерей Дмитрий Свердлов: «Моя карьера в РПЦ закончилась»
40. Ответ на 35., Анатолий Степанов:
39. Ответ на 33., иерей Илья Мотыка:
38. Ответ на 12., М.Яблоков:
37. Жертва политической борьбы