Прокомментировать слова отца Всеволода Чаплина и выразить свое отношение к советской эпохе мы попросили нашего постоянного автора, ветерана Великой Отечественной войны, доктора исторических наук, вице-президента Академии военно-исторических наук, профессора Михаила Ивановича Фролова.
Я поддерживаю заявление протоиерея Всеволода Чаплина. Я человек советского времени, 1924 года рождения. Большая часть моей жизни и становление как личности прошло именно в советское время. И я считаю, что в советское время как в любом царстве-государстве было то, что достойно осуждения, но это не «черная дыра». В то время было много положительного, даже отношение к Русской Православной Церкви было далеко не однозначным. Достаточно почитать труды митрополита Иоанна (Снычева), где он четко определяет разные группы в правящей элите советской России.
Также и Компартию надо рассматривать не только как правящую верхушку, но и как огромные массы честных людей, которые работали для страны, не жалея себя. В годы войны погиб каждый второй коммунист. Разве на передовую и под огонь врага рвались худшие люди, которым жить надоело?
На мой взгляд, в советские годы было много взято от русского Православия. Моральный кодекс строителя коммунизма - это по существу 10 заповедей Господа Бога, только сказанные другими словами. В моем понимании годы войны показали, что Русская Православная Церковь не только патриотична, но и готова всеми своими духовными и материальными возможностями поддержать народ, что она и делала. Это привело в 1943 году к резкому изменению отношения Сталина и руководства страны к РПЦ. Более того, такие постулаты РПЦ как совесть, а это главное, были положены в основу поведения коммуниста.
Федор Абрамов говорил, что Бог - это совесть, это главное, что отличает человека от животного. Бог - это добро, любовь, помощь ближнему, это коллективизм и соборность. Эти принципы советская пропаганда внедряла в души людей, конечно, называя их коммунистическими принципами. Но на самом деле это христианские моральные принципы. На первое место ставились качества души, ценность того, что люди делают для окружающих, а не выгода и барыши как сегодня.
Как можно это все выбросить из нашей истории? Еще Николай Бердяев писал о русском коммунизме, что русские коммунисты в своеобразной форме пытались осуществить идеи русского Православия. При этом, конечно, гонения, начатые на Церковь после 1917 года, не подлежат никакому прощению и оправданию.
3. И все же мы говорим не о том
2. О фильмах и не только.
1. Постановка вопроса.