«Если нет читательского запроса, это не значит, что читатель плох»

Писатель Николай Коняев о художественной прозе, читателях и литературной критике

«Странное дело... По моему ощущению, хорошей и даже очень хорошей художественной прозы с каждым годом появляется все больше и больше, а реакция на нее со стороны критики почти нулевая. И дело тут не только в том, что литературной критики как культурного института в России практически уже нет (точнее, он окончательно исчезнет в ближайшие годы). Нет, проблема скорее начинается с другого конца. Со стороны российского читателя все слабее и слабее доносится сигнал "заказа" на хорошую и даже очень хорошую художественную прозу, а ее невостребованность, в свою очередь, парализует и критику», - пишет писатель Павел Басинский в статье «Театр одного писателя», опубликованной «Российской газетой».

Прокомментировать рассуждения Павла Басинского мы попросили нашего постоянного автора, известного русского писателя, секретаря правления Союза писателей России Николая Коняева
.

Я думаю, что вопрос распадается на несколько моментов. Можно согласиться с П.Басинским в том, что сейчас действительно запрос на критику у читателей меньше. Поэтому мало хорошей критики. То, что у читателя отсутствует запрос на хорошую литературу, с одной стороны правильно, а с другой - совершенно неправильно. Читателю хочется получить хорошую литературу, но та, которую Басинский отмечает как хорошую, почему-то не отвечает запросам читателя, не отвечает на те проблемы, ответы на которые он хотел бы услышать. Получается замкнутый круг.

Есть талантливые писатели, а интерес читателей к ним невелик. Я думаю, что это происходит не потому, что запрос на художественную литературу стал меньше. Та литература, которая есть, которая в некоторых проявлениях достаточно талантлива и интересна, существует как бы отдельно от общего интереса читателей. Писатели не могут поймать то, что по-настоящему интересно читателю, поэтому они существуют как нечто отдельное. Басинский тоже не может назвать произведения, которые бы поднимали проблемы нашего общества так ярко и значимо, как это делалось в прежние времена, когда и была великая литература.

Почему не получается создание современного общественно-значимого произведения? Прежде всего, потому что у нас произошло размывание нравственности. Писатель и читатель не понимают, какое общество мы строим, что мы делаем, что хорошо, а что плохо. На одной из моих встреч, где присутствовали люди разного возраста, я говорил, что есть общие нравственные понятия, и тогда один молодой человек задал вопрос: «А я не понимаю, почему нехорошо воровать? То есть, нехорошо, если тебя поймают, а так, в общем-то, очень хорошо люди живут». В нашем обществе на это возразить очень трудно. Ведь у нас люди, которые уворовали огромные богатства и дальше воруют, живут действительно очень хорошо. А плохо живут как раз те, кто не ворует, а зарабатывает честным трудом.

Литература в таком обществе сталкивается с проблемой, что такое хорошо, она зачастую говорит на другом нравственном языке, нежели читатель. Это и мешает созданию произведений общенациональной значимости. Конечно, наша критика могла бы помочь создать такую литературу, вывести ее из состояния разделенности и сформулировать эту главную проблему. Но критика, к сожалению, сейчас этого не делает. Она или «продвигает» определенных писателей, это как бы её вспомогательная функция, или существует сама по себе. Обзоры, которые существовали в 19 веке, были взглядом на русскую литературу. При всех отрицательных чертах той критики, в ней было главное, поскольку критики брали произведения и рассматривали их соотношение с реальной жизнью. И они пытались в этом соответствии жизни увидеть главное, что может быть, даже сам автор не всегда ясно осознавал.

Какой может быть литературная критика в наше время? Ответить на этот вопрос гораздо проще, чем думается. Самая главная проблема нашего общества - это наша разъединенность, наше неумение слышать и понимать друг друга. Неумение любить и прощать друг друга. От этого происходят все наши беды. Может быть, надо принять принцип, который в свое время декларировал Авва Дорофей. Он говорил, что легко понять, приближаешься ты к Богу или удаляешься от Него. Чем ты ближе духовно и нравственно к людям, тем ты ближе к Богу и наоборот. Это применимо и к нашей отечественной литературе, т.е. чем больше любви к человеку, который есть сейчас, которого мы не видим и не понимаем, который часто очень ничтожен, и которого писатель даже не старается понять и принять, тем значимее произведение.

Я думаю, что в этом триединстве: писатель - читатель - критик, не может произойти ничего по отдельности. Не может возникнуть великого писателя, великого читателя или великого критика, это должно создаваться одновременно. Это триединство должно обязательно установиться, что возможно только тогда, когда мы перейдем на нравственную шкалу оценки всех поступков. У критики есть функция направлять читательский интерес. Если нет читательского запроса, это не значит, что читатель плох. А произведения, которые, может быть, и интересны по каким-то параметрам, тем не менее, не могут стать общенациональнозначимыми, и критика тут тоже имеет большое значение.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Коняев:
Русское слово «Кондопога»
К годовщине со дня кончины писателя
15.09.2019
Остро стоит проблема «отцов и детей»
О причинах нарастающего межпоколенческого разрыва
29.06.2018
Белинский: за и против
Размышления о литературной критике в свете 170-летия со дня кончины известного критика и публициста 19 века
11.06.2018
Нобелевка оскандалилась
Скандалы в Шведской академии в области литературы еще раз продемонстрировали ангажированность этой премии
13.04.2018
Театральные постановки не имеют никакого отношения к классике
Писатель Николай Коняев предлагает способ повышения интереса школьников к классической литературе
23.03.2018
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
«Буду трудиться во славу Отечества везде, где окажусь нужен»
Известному военному священнику и просветителю протоиерею Олегу Тэору — 75
01.11.2019
Диалог власти и Церкви
Митрополит Варсонофий обсудил с Александром Бегловым вопросы взаимодействия епархии и городской администрации
25.10.2019
«Этот крестный ход приподнял, вдохновил нас!»
В Санкт-Петербурге, в День перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, состоялось стотысячное молитвенное шествие
12.09.2019
Все статьи темы