Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Евгений Соколов: «Община о.Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси»

Проблемы церковной жизни
Заостровский раскол / 28.12.2012


Руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии о «Заостровском расколе» …

26 декабря на сайте «Русской народной линии» была опубликована статья «Заостровский раскол» об антиканонической, раскольнической, сектантской деятельности настоятеля храма Сретения Господня в селе Заостровье Приморского района Архангельской области иерея Иоанна Привалова, который к тому же является последователем известного священника-обновленца Георгия Кочеткова.

О происхождении и особенностях так называемого «Заостровского раскола» в интервью «Русской народной линии» рассказывает наш постоянный автор, руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов
.

Впервые я познакомился с деятельностью общины прихода Сретения Господня в селе Заостровье более 10 лет назад. Однажды в храме ко мне подошла женщина, которую я ранее катехизировал и крестил, и со слезами сказала, что ее выгнали с Литургии верных из заостровского храма. Это сообщение вызвало у меня горечь и изумление. Женщина спросила меня: «Батюшка, неужели Вы неправильно меня крестили? Почему меня оттуда выгнали?» Тогда я даже не нашелся, что ей сказать. Меня захлестнуло возмущение: ну как же так, на каком основании ее выгнали с Литургии верных?! Она рассказала, как остановили богослужение, и все прихожане на нее уставились, вынуждая уйти. Изгнанная из храма женщина призналась мне, что она так и не смогла понять, почему ее прогнали. Потом ей объяснили, что на Литургию верных допускается только тот, кто прошел какое-то специальное оглашение у отца Иоанна Привалова. Поступок священника меня покоробил, я никак не мог понять, как он может так поступать, ведь мы несем служение в одной епархии, сидим рядом на епархиальных собраниях, причащаемся из одной Чаши. И вдруг такой странный поступок.

Но дальше – больше. Я стал больше узнавать о заостровской общине, например о том, что богослужение в этом храме идет исключительно на русском языке. Тогда я попытался понять, почему они «паки и паки» заменяют на «снова и снова», а не, скажем, на «опять и опять» или «еще и еще раз». И кто постановил, что именно этот перевод должен использоваться на богослужении? Насколько я знаю, владыка Тихон не благословлял отца Иоанна служить по-русски, и все его начинания были самочинием. А ведь мы приносили священническую присягу, в которой клялись перед Господом «Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя».

Затем я узнал, что в этом храме академик Сергей Аверинцев и священник Георгий Кочетков признаются едва ли не за учителей Церкви и творцов канонов. Это обстоятельно тоже меня покоробило. Безусловно, академик Аверинцев – умнейший человек, но он же – не Отец Церкви. И, несмотря на это, в Сретенском храме во время Литургии читается Евангелие, переведенное на русский язык Аверинцевым.

Потом мне пришлось напрямую столкнуться с общиной отца Георгия уже в Артемиево-Веркольском монастыре. В обители был престольный праздник, на который меня пригласил игумен монастыря. После Литургии я со своей общиной решил отслужить акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому. И после акафиста ко мне подошла экскурсовод и попросила о помощи. Женщина сказала: «Батюшка, здесь община отца Георгия, они просто "съели" меня, для них все не так, все плохо, все неверно». Я подошел к группе кочетковцев (их было человек 40), я поздоровался, представился и предложил поговорить о том, что конкретно им не нравится. Когда мы начали разговаривать, я попросил их перевести строчки из 13-го псалма: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог! Растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню. Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша...» И в, частности, попросил дать точный перевод последних слов «вкупе неключими быша». Они попробовали несколько вариантов, потом один из них наконец-то признался, что этот отрывок без ущерба для смысла непереводим. Тогда я спросил их, как же они дерзают переводить текст Божественной Литургии, если не могут перевести даже простую фразу из Псалтири. Далее, я их спросил, в чем заключается смысл Нового Завета, и попросил раскрыть суть слова «Завет». Они долго гадали, пока ни пришел некто и ни позвал их. Вдогонку я лишь успел заметить, что, прежде, чем критиковать церковные правила, нужно хотя бы изучить догматику.

Позже у меня состоялась дискуссия с самим отцом Иоанном Приваловым. Он очень часто давал интервью одной из главных областных газет. Причем его беседы преподносились как мнение всей Православной Церкви. В одном из интервью был поднят вопрос, является ли душа смертной или бессмертной. Отец Иоанн так и заявил журналисту, что представление о бессмертии души – чисто языческое, и добавил, что все грешники после смерти полностью растворятся в небытии. Вот так, ни много, ни мало! И это говорил ни свидетель Иеговы, ни адвентист Седьмого дня, а священник Русской Православной Церкви!

Меня тогда мои прихожане спросили, если душа смертна, если нет рая, то зачем тогда мы постимся, молимся, причащаемся? Я не выдержал, пошел к руководителю пресс-службы епархии и взял разрешение позвонить при нем отцу Иоанну и задать один вопрос. Я позвонил и спросил, на каком основании он утверждает, что душа смертна. Он попросил меня немного подождать, затем принес книгу протоиерея Георгия Флоровского и минут 15 зачитывал текст на тему смертности души. Я возразил, сказав, что перед мной лежит самая читаемая газета региона, а в ней фраза отца Иоанна о том, что вера в бессмертие души – это язычество. И в интервью нет никаких ссылок о.Г.Флоровского. Тогда я сказал отцу Иоанну, что его заявления смущают простых, маловоцерковленных людей. Я его спросил, зачем он вносит смуту и распространяет учение, противное Православию. Писание рассказывает о геенне огненной, темноте и скрежете зубов, о сошествии Христа во ад, но ни в Священном Писании, ни в Священном Предании не говорится, что душа после смерти тела бесследно исчезает.

Я сказал, что подобные вопросы еще можно обсуждать на богословских конференциях, но нельзя высказывать их под видом православного вероучения на страницах светской печати.

Отец Иоанн пообещал, что постарается воздерживаться. Но вскоре после этого пригласил к себе в гости артиста Сергея Юрского, сподвижника отца Георгия Кочеткова. Юрский в интервью все тому же изданию заявил, что Христос, избрав апостолом Иуду, ошибся. На недоуменный вопрос журналиста, как мог допустить ошибку Сын Божий, актер ответил, что Иисус был Богочеловеком, а, значит, мог ошибаться. Дальше Юрский сказал дословно следующее: «Христос не знает заранее решение всех вопросов. Когда приводят к Нему грешницу Марию-Магдалину Он сидит и чертит на песке, Он же в это время думает, Он не знает ответа. Если Он Бог, Он все знает, все ответы, у Него полный покой. Но нет у Него покоя».

Я понимаю, конечно, что известный актер не знаком с догматическим учением Церкви, с положениями Халкидонского собора. Но каково же было мое удивление и возмущение, когда я обнаружил еретические высказывания актера Юрского в книжке, вышедшей в архангельском издательстве большим тиражом. Эта книга на две трети состоит из интервью священника Иоанна Привалова, на обложке стоит его фотография, он рецензировал книгу и благословлял автора на ее написание. И как можно благословлять богохульство?!

В заключение хотелось бы сказать, что деятельность этой общины – это крайняя степень ереси. Последователи о.Г.Кочеткова в Архангельске допускают даже хулу на Господа нашего Иисуса Христа, и не как оговорку, а как норму, достойную публикации. Община священника Иоанна Привалова, на мой взгляд, уже подошла к той границе, за которой возврат к Православию невозможен. И единственный выход для них – принести покаяние в своей ереси и возвратиться в лоно Матери Церкви. Хотя надежды остается все меньше и меньше. Для разрешения сложившейся ситуации недостаточно простого увещевания, необходимо принять административные, дисциплинарные, канонические меры.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. С. Швецов : Ответ на 2., Сельскiй бригадиръ:
2012-12-29 в 03:25

Ну ка, Серега, выдай свой блестящий теологумен!



Я не знаю, какой смысл Вы вкладываете в понятие "душа". Если под душой понимать ипостась - то бессмертна. 1Кор.3:15
9. Елена Сергеева : на п. 4 -- Екатерине Домбровской
2012-12-29 в 02:15

Кто покровительствует кочетковцам?
Это видно из письма дамы, опубликованное в защиту общины (ссылка Юрия П. на её письмо в п. 5).
Помимо "джентельменского набора" высказываний, присущих сектантам Кочеткова, а также обвинений в адрес "врагов Заостровья", нападок на митрополита Даниила,.. в этом письме приводятся такие слова: ..."Митрополит Даниил терпел это некоторое время, видимо, зная, что у Заостровья есть друзья в Москве и заграницей".
8. Юрий П. : Очень показательный комментарий с Православия.ру
2012-12-29 в 01:57

prot Andrei Fillips:

Bolshoe Vam spasibo, o. Evgeniy! Nado, chtoby golos pravoslavnykh prozvuchal i v Rossii. To, chto menia smushchaet, eto chto za-granitsey my davno prekrasno znaem etu kochetkovshchinu, potomu chto Surozhskaya Eparkhiya v Velikoy Britanii byla proniknuta takim obnovlenchestvom ot 70-ykh godov do Surozhskogo raskola v 2006-om godu. Togda ne bylo nikakogo soprotivleniya so storony sviashchennonachaliya Moskovskogo Patriarkhata - skoree vsego tsaril dukh vsedozvolennosti. Segodnia eta poluprotestantskaya i sektantskaya kochetkovshchina schitaetsia normoy vo mnogigh yurisdiktsiyakh v S.Sh.A. i v Parizhskom Ekzarkhate (prikhody 'russkoy traditsii' pod omoforom Konstantinopolskoy Patriarkhii). Vsego tolko tri nedeli nazad, predupredili odnogo iz moikh znakomykh vo Frantsii, chto esli on ne gotov prichashchatsia kazhdoe voskresen'e (konechno bez ispovedi), to on budet otluchon ot obshchiny Ekzarchata...

prot. Andrei Fillips (RPTsZ, Angliya)
7. Сергий Агапов : "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду..."
2012-12-28 в 17:09

Странно, неужели я все это время ошибался? Я всегда говорил, да и писал в комментариях о бесправии и незащищенности нашего священства. Простите. Я всегда думал, что чуть не угодил батюшка, к примеру, благочинному, то вылетит за штат моментально, а то и в запрет, не дай, Бог. Но нет. Годами резвятся попы. Кромсают богослужение, меняют язык, вертятся с Евангелием кто куда хочет. Кто от иконостаса отказывается, кто пост упраздняет. Не Церковь, а казацкая вольница! Или я вновь ошибаюсь? Или есть просто исключения из общих правил и есть неприкасаемые реформаторы наших с вами традиций?
А может здесь проявляется авантюризм отца Георгия, и причина просто в том, что он умело блефует своими прежними связями? Вот посмотрите на страничку его интернет журнала - Служение священника Георгия Кочеткова в Новодевичьем монастыре:
http://www.sfi.ru/st...devichem-monastyre/
Тут отец Георгий при Патриархе Кирилле, там он вместе с Его Высокопреосвященством Митрополитом Ювеналием, здесь он вместе с отцом Иоанном Приваловым в Царских вратах, а вот опять с какими-то иерархами. А если учесть, что на поклон к нему идут уже представители от синодальных отделов: http://www.s5element...wtopic.php?f=46&;t=374, то, дорогие друзья, уже начинаешь путаться, кто кому сослужит: то ли Кочетков иерархам, то ли иерархи Кочеткову. Даже иногда невольно вслед за доктором Самойленко из чеховской «Дуэли» подумаешь: « Гляди, длиннополая аллилуйя в митрополиты выскочит, чего доброго, придется ручку целовать...».
Но, надеюсь, что это не так. Да, когда-то рукополагал тогда еще Архиепископ Кирилл Юру Кочеткова, как он с теплотой рассказывал про отца Георгия, во диаконы.
http://www.ogkochetkov.ru/biografija/
Да, Святейший Патриарх, скорее всего, вслед за своим учителем Митрополитом Никодимом сторонник нового перевода богослужебного языка. Но де до такой же степени простирается его симпатии, что он может терпеть начинающиеся нестроения среди верующего народа. И дело здесь, конечно, не в том, что кто-то из Священноначалия покрывает отца Георгия. А здесь мы видим, как нам надо относиться к нашим оппонентам, даже если нам кажется, что по их вине завтра разрушится наша Церковь. Очевидно, мало кому известно, что в свое время Святейший Патриарх Кирилл пострадал именно из-за Юры Кочеткова, когда он, не взирая на ярость местных властей, поддерживал тогда еще первые шаги в просветительской деятельности ныне столь известного катехизатора и миссионера.
http://tapirr.livejo...nal.com/1693793.html
И только в отсутствие владыки Митрополиту Антонию удалось прищучить его иподиакона. (Очевидно, это Митрополит Антоний (Мельников), перу которого приписывают известное «Открытое письмо священнику Александру Меню «Постовой на страже сионизма».
http://pravoslavielo...ndru_menju/3-1-0-257
Я тут, по случаю, аж десять штук купил в нашей церковной лавке, под таким названием. Видать Издательский отдел где-то зевнул.

Вот как нам всем надобно относится к тем, через которых и пострадать немного придется. Наше Священноначалие уберегает, очевидно, нас от скороспелых решений, выводов, от разделения на чистых и нечистых. Нельзя же, в конце концов, вести себя подобно нашим оппонентам. А я, к сожалению, то и дело вижу, мелькают слова «Еретик, раскольник, сектанты». Нет, нам надо напрямую обращаться и к Святейшему Патриарху Кириллу, и к Его Преосвященству Ювеналию с тем, что бы они разъяснили с какой целью ими оказывается покровительство деятельности отца Георгия. Мне лично кажется, что всей нашей Церкви следует брать у него пример в организации православных общин, приходов и братств. Разумеется, только не в вероучительном плане. Здесь нам необходимо полемизировать с ними, даже если среди нашего Священноначалия находятся сторонники и последователи его идей.
Простите, если где неловко выразился. С Рождественским постом. Прошу молитв о грешном Сергии.
6. Алексий Попович : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Община о.Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси»
2012-12-28 в 16:54

Почему-то расколовед Слесарев такие расколы не замечает.
5. Юрий П. : Юрий П.
2012-12-28 в 16:16

Как я и предполагал, кочетковцы начали грызть митрополита Даниила http://goo.gl/dyR5X

Тут тебе и Солодовник из ЕЖ, которая специализируется на поношении Святейшего и воспевании Кочеткова, тут тебе и ангажированные болотные блоггеры. Тут тебе слезливо-гневное письмо доктора культурологии из хорошо известного храма Космы и Дамиана. Они уже и не скрывают, что будут добиваться снятия владыки с кафедры. Подкатывают тяжелую артиллерию. Мда, "весело"...
4. Екатерина Домбровская : СЕКРЕТ ПОЛИШИНЕЛЯ
2012-12-28 в 15:39

Кто же будет давать прещение? Каким образом так раскормились и разжировались сектанты-кочетковцы в нашей церкви, в наших русских православных храмах? Какие витамины они для этого получали? Или мы не видели? Или мы не слышали? Или это не зафиксировано в хрониках церковной жизни последних нескольких лет?
Так что сотрясать воздух. Их поддерживают и охраняют. Вопрос, - кто?
3. К.Олег : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Община о.Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси»
2012-12-28 в 14:02

И Привалова и Кочеткова никак нельзя назвать верующими людьми, вот и все, тут и рассуждать и обсуждать нечего.
И на этом форуме также есть люди, вроде бы православные, но не верующие в Бога.
Раньше это удивляло, теперь - нет.
Вопрос только, для чего они это делают?
Зачем?
2. Сельскiй бригадиръ : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Община о.Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси»
2012-12-28 в 11:59

В последние годы появились люди, которых можно охарактеризовать как «ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ БОГОСЛОВЫ». Это, как правило, атеисты, неплохо начитанные в силу своих занятий и своей академической профессии в святоотеческих книгах. Эти люди на основе манипуляции святоотеческими цитатами в состоянии оправдать ЛЮБУЮ ЕРЕСЬ, ЛЮБОЕ АНТИПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ, хоть арианство, хоть несторианство, хоть филиокве, хоть теорию развития догматов или учение о папской непогрешимости и т.п.. Таких то людей активно используют в своих целях враги Церкви Христовой. Ярким примером такого неверующего «внеконфессионального богослова и является пользователь «Сергей Швецов».
Вот попросите его - и он сразу с обильными цитатами св. отцов «докажет» всем, что душа смертна и что веровать в бессмертие души - язычество.
Ну ка, Серега, выдай свой блестящий теологумен!
1. Сельскiй бригадиръ : Re: Протоиерей Евгений Соколов: «Община о.Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси»
2012-12-28 в 11:42

«Батюшка, неужели Вы неправильно меня крестили? Почему меня оттуда выгнали?» Тогда я даже не нашелся, что ей сказать.


Священник Кочетков пишет:
«иногда не грех крестить “вновь” иного “православного”, даже “батюшку”, и не перекрещивать иного пятидесятника-единственника (унитария) или иеговиста» (Таинственное введение в православную катехетику. М., 1998. С.223).
http://www.blagogon.ru/biblio/439/

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме