Это также и запись с участием Бориса Виноградова, который был в свое время заместителем министра образования. Он также был депутатом Госдумы и является «рыцарем без страха и упрека». Он один из тех, кто задерживал разрушительную реформу образования, и как только его принудили уйти, сократив ставку замминистра, из Министерства образования, реформа началась.
Мы брали интервью у Алексея Воронцова, который является коммунистом, но при этом активным противником реформы образования и одним из самых плодотворных политиков, который предложил 17 поправок к законопроекту об образовании. Приняли только пять из них, в том числе поправку о том, что средняя зарплата профессорско-преподавательского состава должна быть не ниже средней зарплаты по региону.
Мы взяли также и комментарий у классного руководителя Владимира Путина Веры Дмитриевны Гуревич - единственной из живых учителей Путина. Это интервью вообще можно воспринимать как первоисточник, поскольку это сведения, сообщенные первым лицом, то есть историческим деятелем, учителем, который воспитывал Путина. Если учитывать слова Путина, что «хорошие учителя определяют судьбу школьника», то это один из тех людей, которые определили Путина как Президента России, как лидера нашей страны.
Как бы Вы оценили новый проект «Русской народной линии» - цикл бесед, записанных на видео? С этим вопросом мы обратились к настоятелю Леушинского подворья (Санкт-Петербург) протоиерею Геннадию Беловолову.
Я посмотрел эти видеобеседы, в которых интервьюер, главный редактор «Русской народной линии» выполняет отнюдь не техническую роль совопросника, а равного и достойного собеседника, что, мне кажется, вдохновляет другую сторону и раскрывает собеседника, как и самого Анатолия Дмитриевича. Цикл видеобесед я считаю крупным событием не только в рамках РНЛ, но и в целом в медиапространстве, особенно в православно-патриотическом его сегменте. Как гласит народная мудрость, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и действительно, большую часть информации мы воспринимаем глазами. Слово неотделимо от личности. Через видеобеседы по-настоящему чувствуешь собеседника, в данном случае, я считаю, РНЛ приобретает «духовные глаза», выступая не только как текст и звук, но и как образ.
Но важнее другое, с кем происходит беседа, и в этом смысле у проекта появилась возможность составить антологию лиц нашего времени, потому что наше медиапространство, не секрет, сильно зомбировано, фигурируют одни и те же надоевшие личности. Наугад можно включить любую центральную кнопку, и там будет один из трех «великих ликов»: Соловьев, Познер, Собчак.
Проект важен для нас, современников, чтобы узнать хотя бы, с кем в одно время мы живем. Как ни странно, современники зачастую не знают тех, кого будут знать потомки. Безусловно, это видеолетопись эпохи, это сохранение живых ликов для последующих поколений, чтобы не пришлось им рыться на пустой полке исторического архива.
Если говорить конкретно, то на меня самое сильное впечатление произвела беседа с Евгением Алексеевичем Федоровым. Я не знал этого имени, но буквально с первого слова был поражен и глубиной, и смелостью суждений, и прозорливостью этого политика. Если есть и такие политики в политике, то, конечно, дело наше не безнадежное, даже факт существования и одного такого политика уже говорит о многом. «И один в поле воин, если по-русски скроен», - утверждает пословица. Вот таких политиков, скроенных по-русски, нужно знать. Безусловно, ощущение вакуума политических лидеров с такими именами преодолевается. Я хочу выразить восхищение его суждениями и его мыслями, а, с другой стороны, благодарность, что вы его вывели в патриотическое медиапространство.
РНЛ этим проектом дает возможность высказаться, сгенерировать какие-то идеи, возможность их обсуждать, спорить. В политическом пространстве предлагается очень узкий круг тем для обсуждения, в основном связанный с демократией. Насколько то или иное явление демократично. А здесь политик ставит проблему в другой плоскости и открывает тот факт, что мы живем под оккупацией, в новых технократических, виртуальных формах осуществляемого ига.
Безусловно, интересна беседа с Борисом Виноградовым. Чувствуется глубокий, достойный человек, не потерявший самое главное - русскую совесть. Слушаешь с глубочайшей радостью, что есть такие люди на русской земле. Мне кажется, важно не потерять стандарт русской совести, чтобы были люди, показывающие, что в наше бессовестное время можно и нужно жить по совести.
Беседа с учительницей Президента России - это событие общественной значимости. Честь вам и хвала, что вы смогли с ней познакомиться и побеседовать. Думаю, не так просто было вызвать у нее доверие и желание побеседовать. У нас вообще наблюдается дефицит доверия, и то, что учительница доверила свои воспоминания «Русской народной линии», говорит о высоком нравственном уровне нашего информационного агентства. С другой стороны, это говорит о позиции «Русской народной линии», которая является государственной и направлена на поддержание государственных институтов, устоев. Беседа с учительницей, помимо прочего, носит политический подтекст.
Что хотелось бы пожелать? Эти беседы смотрятся как нечто целое, отдельное направление в деятельности «Русской народной линии». Я, например, чтобы их не искать по всему полю главной страницы сайта, вынес бы их в заглавную строку, чтобы это было доступно сразу. Что касается содержательной стороны дела, думаешь, кто мог быть представлен еще, и здесь я бы хотел напомнить, что наступающий год - год 400-летия Дома Романовых. К сожалению, мы вообще историю Дома Романовых знаем плохо, а то, что сейчас в мире живет около 40 потомков этой династии, большинству современников неизвестно. Этот год 400-летия вряд ли будет торжественно праздноваться на уровне государства, поэтому это задача и экзамен для нашей общественности и народа в целом, как мы отпразднуем юбилей династии Романовых, которые сделали Россию великой. Нужно четко сознавать, что Россия не сама стала такой, а ее кто-то сделал. Конечно, народ. Но народу нужна глава, и именно Дом Романовых - автор проекта «Великая Россия».
Я бы предложил побеседовать с наиболее яркими представителями этого Дома, невзирая на внутренние перипетии, была бы интересна беседа и с Марией Владимировной, и с Павлом Куликовским, с представителями объединения Дома Романовых, Дмитрием Романовичем, Николаем Романовичем. Не надо быть зашоренными, сознавая, что любой потомок этого Дома представляет для нас историческую и духовную ценность. Иначе получается что, «Русская народная линия», имеющая девиз «Православие, самодержавие, народность», довольно много публикует материалов о Православии и народности, а самодержавие, на мой взгляд, прихрамывает. Среди авторов РНЛ до сих пор, кажется, нет ни одного представителя Дома Романовых.
Понятно, что сторонники тех или иных представителей Дома Романовых - это не сами представители, скорее они относятся к категории «народность». К категории «Самодержавие» должны относиться голоса самих Романовых. А вообще редакции нужно озвучить такую позицию, что сейчас тема обсуждается, и здесь нужно выслушать все стороны и найти общую площадку - любовь к Романовым. РНЛ по многим вопросам занимает универсальную позицию, и в плане монархии тоже нужно заявить, что нам дороги те и другие, а противоречия должны носить характер дискуссии круглого стола. Можно сказать, что этот проект также будет историческим документом, поскольку он зафиксирует существующую дискуссию и раскол в монархическом движении, покажет палитру существующих мнений при отсутствии на сегодняшний день единства.
Если же побеседовать с потомками Романовых, то это будет историческая фиксация состояния Дома на 2013 год. Хотелось бы, чтобы тема Дома Романовых не была исключительно исторической, но темой сегодняшнего дня. Мы верим и надеемся, что это тема нашего будущего. Если мы верим в возрождение монархии, то все равно это должен быть кто-то из Дома Романовых, и сейчас уже мы должны слышать их голоса, узнавать их. Думаю, что понятие «самодержавие» РНЛ надо активнее наполнять.
Стоит проблема, а кого дальше отбирать. Здесь очень разноплановые выступления: ученый, политик и педагог. Наверное, главный критерий в том, чтобы это были лица эпохи, а не маски и макияж, который исчезнет. Время все расставляет по-своему, и те люди, которых считали при жизни великими, забываются. Проект может быть доступен людям всех специальностей, в том числе и священникам. Батюшки привыкли изъясняться в форме монолога, а интервью со священниками не так популярны. Беседа полноценная с такими известными священниками, как протоиерей Александр Шаргунов, отец Александр Шумский, отец Артемий Владимиров была бы интересна.
Думаю, что здесь открывается широкий горизонт и начинается проект видеолетописи нашей эпохи.