При этом 24% опрошенных никогда не бывают в церкви, и еще 8% бывают только во время экскурсий. Самые частые причины посещения храма – «поставить свечу и помолиться» (33%), а также крестины, венчания и отпевания и «желание просто зайти, побыть в церкви» (по 29%). На Литургию ходят 11%, и только 7% – «чтобы исповедаться и причаститься». 61% опрошенных никогда не открывал Библию. 24% читали Евангелия, 11% - другие книги Нового Завета, 16% - Ветхий Завет.
Инициативу сделать оскорбление чувств верующих уголовно наказуемым деянием в той или иной степени одобряет относительное большинство (49%) опрошенных (14% - «определенно да», и 35% - «скорее да»), не одобряют 34% (10% - «определенно нет», 24% - «скорее нет»).
Прокомментировать эти данные корреспондент Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области, сказал, что его лично результаты опроса не удивляют, т.к. они и раньше были примерно такими же. «В России вырисовываются фактически две официальные религии – Православие и ислам. Ислам локализован в своих регионах, но сейчас идет процесс расширения в связи с огромной миграцией в мегаполисы из республик Северного Кавказа и Средней Азии. Но в целом доля православных и мусульман колоссально отличается от количества представителей всех остальных конфессий. Что касается изменений в количестве православных в разные годы, это скорее "сезонные колебания", связанные с имиджевой церковной организацией, если можно так выразиться. Для людей, которые формально принадлежат Церкви, но реально не имеют к ней никакого отношения, важна имиджевая составляющая. Для глубоко церковных людей эти проблемы не стоят, так как они думают о спасении души своей, а для пассивного большинства важно, что напишут в газете. Возможно, свою роль сыграла информационная война, которая была затеяна против РПЦ. Или наоборот, это связано с хорошей стабильной жизнью, ведь известно, что религиозность возрастает в период потрясений и катаклизмов, а сейчас жизнь более-менее нормализовалась», - считает пастырь.
«В исламе заметно, что происходит радикализация, ваххабиты теснят традиционных мусульман. А в Православии происходит эдакая европеизация верующих, особенно в мегаполисах», - отметил он.
«Русским однозначно надо читать Библию и ходить в храм, иначе вера станет номинальной, а потом исчезнет. Это как езда на велосипеде: надо крутить педали, а потом ход замедляется, и велосипед падает. Надо работать над своей душой, иначе вера постепенно отмирает», - заключил священник.
Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, сказал, что считает православными «как раз те семь процентов, которые постоянно исповедуются и причащаются». «Потому что по православным канонам – правилам Вселенских соборов - христианин, который три недели не был в церкви, не исповедовался и не причащался, от Церкви отлучается. Так что остальные давно отлучили себя от Церкви», - заметил он. «Христианство только в Церкви. Невоцерковленного христианина не бывает. Если человек не является членом Церкви, он не является христианином. Христианство это не философия. Это образ жизни, и именно образ жизни в Церкви. Если человек живет вне Церкви, он может сам себя считать кем угодно, но с богословской точки зрения христианином не является», - подчеркнул пастырь.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, считает несколько иначе. По словам священника, «православный – это тот, кто считает себя таковым». «Степень воцерковленности всегда разная, - пояснил он. - Мы это и по Евангелию видим: у Иосифа Аримафейского одна степень, а у Иоанна Богослова – другая. Мы это видим с первых веков Христианства. Строгими каноны были тысячу шестьсот лет назад, сейчас же совсем другая эпоха».
«Что касается приверженности религиозной традиции, человек сам себя идентифицирует. Это даже не дело внутреннего убеждения. Что, человеку нужно внутреннее убеждение, что он представитель мужского пола, например? Он и так это знает. Он знает, что он, например, мужчина, что он православный. Что он не знает Евангелия, мне, конечно, очень жаль - но придет время, узнает. Апостол Павел тоже Евангелия не знал. Оно еще тогда не было записано», - заключил отец Димитрий.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, отметил, что для того, чтобы изучать религиозные предпочтения «нужно быть внутри темы». «Вот, например, выдающийся исследователь социологии религии Валентина Федоровна Чеснокова намечала пять этапов воцерковления, пять разных ступеней людей к церковной жизни. Мы еще не вышли из советского периода атеистического представления о религии. Поэтому такой разнобой в цифрах, который требует особого изучения. К великому сожалению, часто опросы (которые, безусловно, нужны) проводятся людьми, не очень хорошо понимающими специфику Православия и других религий», - отметил он.
Кроме того, обратил внимание священник, есть и такой важный момент: «Когда, например, приводят цифры мусульман или католиков по всему миру, то не ставится вопрос, читали ли они Коран или Ветхий Завет. А считают, сколько итальянцев, сколько латиноамериканцев, сколько жителей Арабских эмиратов и т.д. И таким образом определяется число приверженцев той или иной религии. У нас же люди "внешние", проводя свои опросы, стараются всячески принизить качество верующих. Иногда это бывает очень тенденциозно. Тем не менее, цифра 74% реальна. Это люди, которые, может, и не ходят в церковь, но желают быть православными, хотят ими быть в той или иной степени. Это очень важная цифра, чтобы учитывать предпочтения большинства народа».
«Если мы приверженцы демократии, то важно знать, что хочет демос, т.е. народ, большинство народа. Не строить политику или идеологию страны на предпочтениях небольшой кучки людей, лидеров тех или иных партий, а нужно думать о большинстве народа. В данном случае 74% – очень серьезная цифра, над которой стоит задуматься, чтобы правильно выстраивать политику государства. За этой цифрой стоит право и предпочтения трех четвертей всего нашего населения. И с этим нужно считаться», - уверен отец Владимир.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, отметил, что процесс воцерковления на самом деле очень долгий, потому что это процесс духовного, а не физического, количественного роста. «То, что на протяжении ряда лет показатель в три четверти населения, четко ассоциирующих себя с Православием, практически не меняется, говорит о том, что этот процесс стабилен. Это процесс длительный и многоступенчатый. Самое главное, что сформировалось качественное ядро. То, что ядро этого процесса составляют семь процентов причащающихся, имеет огромное значение. Это лучше, чем было при Иоанне Златоусте, который говорил, что только 3-4% жителей Константинополя (!) регулярно ходят в храм, исповедуются и причащаются. Поэтому я бы не сказал, что у нас в этом плане какая-то трагедия», - сказал пастырь.
«Конечно, нужна серьезная работа с людьми. Нужно объяснять, что значит жизнь во Христе, в Церкви. Но у нас практически нет доступа к СМИ в федеральном масштабе. Стараемся использовать интернет. Основная нагрузка ложится на приходскую миссионерскую работу. Плоды она приносит постепенно. Я это хорошо вижу. Людей в храмах становится все больше – это при том, что храмов в Москве объективно не хватает. Но важно, чтобы голос Церкви, православных людей был услышан. Нападки на Церковь являются подтверждением роста ее авторитета. Делать выводы на основании данных за несколько лет рано. Давайте посмотрим, что будет через поколение. Но уже сейчас видно, что народ искренне стремится к своим православным духовным корням», - заключил пастырь.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, согласился с тем, что по-настоящему верующих не так много как хотелось бы. «Не так просто войти в Церковь из атеистического прошлого, из атеистической среды. У многих представление о Церкви и вере очень поверхностное. Это, конечно, печально. Все-таки человек, считающий себя православным, должен вести хоть в какой-то степени церковный образ жизни, неразрывно связанный с регулярным посещением храма, исповедью и причастием. Всего семь процентов реально церковных людей - это, конечно, мало. Сказывается, конечно, и наше советское наследие, но и влияние современной жизни. Уклад жизни современного человека далек от Христа. Выставляются совершенно иные приоритеты. Но радостно и то, что так много людей, по крайней мере, сами себя считают православными. Можно надеяться, что многие из них все-таки придут в храм и начнут вести церковный образ жизни», - отметил он.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, отметил, что то, что он видит на своих приходах, вполне соответствует приведенным данным. «И я скажу честно, что они меня радуют», - отметил священник. «Некоторое снижение общего процента православных говорит только о том, что идет процесс отсева тех, кто разочаровался в Православии, видя в нем только культурный феномен. На самом деле это говорит о качественном росте. Десять процентов регулярно приходящих в храм - это на самом деле очень высокий показатель. А ведь духовный рост – процесс внешне не очень заметный. Человек входит в Церковь постепенно. Сначала он понимает, что есть Бог, потом понимает, что у него есть и некие обязанности перед Богом, и что эти обязанности легче исполнять именно в Церкви. Через эти этапы надо пройти. То, что достаточно много людей считают, что чувства верующих нужно защищать, говорит как раз о тенденции роста», - считает отец Сергий.
Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, считает, что приведенные цифры говорят о том, что очень много людей стремится в Церковь, но у Церкви очень мало возможностей донести до людей всю глубину Христианства, знания о вере. «Храмы открываются, но все равно их не хватает. Не хватает и священников. Люди просто не доходят до священников, не могут донести до них свои внутренние вопросы. В этом одна из главных наших проблем – кадровая, - считает он. - В СМИ нашим православным традициям уделяется очень мало внимания. В них царит нравственный беспредел, разрушаются даже те остатки нравственности, которые сохранялись в советские годы. И общество, и государство должны все-таки влиять на СМИ в соответствии с той духовной традицией, с которой соотносится большинство. В душе русского человека эта традиция все-таки живет».
«Сколько людей устремилось к поясу Богородицы? Это о многом говорит лучше статистических данных. Эти опросы игнорируют внутреннее стремление людей к Церкви. Ведь людей не спрашивали, ходили бы они в храм, если бы он был рядом с домом, чтобы к священнику всегда можно было бы спокойно обратиться со своими духовными проблемами. Их спрашивают, ходят ли они в церковь, а не "хотели бы вы ходить в церковь?" Церковная жизнь по сути только начала восстанавливаться. И еще потребуются годы, чтобы она вошла в нормальное русло», - полагает священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, заметил, что все опросы имеют свои статистические погрешности. «Кроме того, - заметил он, - как говорят историки, никогда, начиная с древних времени, даже с момента христианизации Римской империи, число практикующих христиан, т.е. по-настоящему старающихся жить по заповедям, не превышало 20%. Больше всего всегда тех, кто отождествляет себя с религией традиционной или господствующей в тот момент, когда это безопасно или даже выгодно. И таких людей всегда больше, чем тех, кто старается жить по заповедям. Поэтому данные опроса по отношению к России вполне естественны и традиционны».
«Что касается тех, кто ни разу в руках Библию не держал, то еще Николай Семенович Лесков заметил, что "Русь крещена, но не просвещена" – это так. Раньше Библию в руках держать или иметь в собственном пользовании вообще не могло большинство населения страны, и только на богослужениях, из посещения храма, из фресок, из посещения церковно-приходских школ знали библейский сюжет. В наши дни мультимедийных технологий количество тех, кто обращается к тексту, все же больше, но среди тех, кто считает себя православными, не так уж много, потому что обычный человек ленив для чтения серьезной литературы, тем более для чтения Священного писания. Священники часто обнаруживают, что те, кто причащается и регулярно ходит в храм, Евангелие ни разу не открывали, хотя они молятся и считают себя православными», - рассказал отец Андрей.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, считает, что картина представлена довольно объективно, но она неутешительная. «При абсолютном большинстве людей, осознающих себя принадлежащими к православной традиции, как мало тех, кто в своей жизни осуществляет те действия и находится в том расположении, которому призваны православные христиане! Происходит это по известной причине – идет продолжение дискриминации по религиозному принципу в системе образования православных христиан и вообще нашего народа. У нас до сих пор мучительно больно проходит реализации программы по введению православной культуры в школах, до сих пор остаются неразрешимые проблемы, связанные с теологическим образованием в высшей школе. Это сознательная политика враждебных Церкви и России кругов, которые видят будущность нашу без Православия. И система образования продолжает оставаться не толерантной, а однозначно атеистичной, что является нарушением прав человека, особенно в исторически православной стране, где министерство образования продолжает чинить препятствия изучению научного богословия, вместо решения острых вопросов, стоящих перед обществом. Как раз это было подчеркнуто Патриархом на недавнем совещании о теологии в вузах. Но по-прежнему не видно, чтобы руководство высшей школы прислушивалось всерьез и конструктивно решало стоящие проблемы», - отметил он.
«Поэтому народ не может не считать себя православным, но это остается поверхностным и малоосновательным мнением, так как системой образования они отрываются от своих православных корней, и все более им навязывается безбожная идеология. Заинтересованы в этом только не патриотические круги, влияние запада и другие деструктивные процессы, которые продолжаются в жизни нашего Отечества», - заключил отец Лука.