На прошлой неделе то, о чём шёпотом говорили уже полгода - стало реальностью: Президент Обама подписал поданные ему в связке решение об отмене пресловутой поправки «Джексона с веником» и закон имени Магнитского.
Конечно, отмены поправки «Джексона с веником» Россия ждала и добивалась 20 лет. Напомним, что эта поправка, внесённая в конгресс в 1974 году двумя конгрессменами - Генри Джексоном и Чарльзом Вэником была американским ответом на ограничения на выезд советских евреев в Израиль. Данной поправкой запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию, а также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов. И, несмотря на то, что ещё во время существования СССР при Горбачёве режим эмиграции евреев был смягчён, а с 1992 года вообще все ограничения на выезд были полностью сняты, эту зловещую поправку закрывавшую американский рынок от уже российских товаров не отменяли все 21 год существования «новой» России. И сейчас бы не отменили, если бы не победа на выборах Президента Обамы, который, надо отдать должное, настроен на пусть и ограниченный, но всё же диалог с Россией.
Но одновременно члены Конгресса решили подложить дохлую кошку под стол, где разворачивается диалог Обамы с Путиным. И этой дохлой кошкой и стал Закон имени Магницкого.
В чём суть этого закона, который наша пресса почему-то до самого последнего времени называла «Списком Магницкого»?
Напомним кратко историю этого дела. Сергей Магницкий был аудитором английской консалтинговой компании «Фаэрстоун Дункан», которая оказывала юридические услуги фонду «Хермитадж Кэпитал», который в 2007 году был заподозрен в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. В конце ноября 2008 года Магницкий был арестован по обвинению в том, что он активно помогал главе фонда «Хэрмитадж Капитал» Уильяму Браудеру уклоняться от налогов, используя свой статус аудитора и бухгалтера. Через год, в ноябре 2009 года Магнитский умер в больнице следственного изолятора Бутырки от острой сердечной недостаточности.
Скорее всего, смерть Магнитского наступила по естественным причинам, но нельзя исключить и возможности сговора Браудера с сотрудниками Бутырок через цепочку подставных лиц с целью устранить чрезвычайно опасного свидетеля махинаций Браудера, который очень много знал и мог дать неприятные показания. Есть, разумеется, и другие версии смерти Магницкого, которые распускает сам Браудер, стремясь уйти от заслуженного возмездия, но они вряд ли стоят даже того, чтобы их рассматривать, настолько они абсурдны.
Так или иначе, но фонд Браудера развернул крупномасштабную компанию по перекладыванию вины за смерть Магнитского с больной головы на здоровую. Компания была настолько крупномасштабной, по вложенным в неё средствам, что это заставляет задуматься и о том, была ли она инициирована только фондом «Хэрмитадж кэпитал» или в неё были вовлечены и многочисленные закулисные спонсоры. А после провала попытки «оранжевого» мятежа в России зимой 2012 года, дело Магницкого решили использовать уже на государственном уровне в США, как рычаг давления на государственные органы России, прежде всего на правоохранительную систему.
Уильям Браудер составил довольно произвольный список из примерно 60 сотрудников прокуратуры, следственного комитета и системы исполнения наказаний, которым предлагалось закрыть въезд в США и конфисковать их зарубежные счета.
Однако потом конгрессмены стали понимать, что принятие Закона имени Магницкого в такой редакции мало повлияет на Россию, т.к. перечисленные в нём лица в США не ездили и своих денег там не держали. Тогда решили расширить редакцию закона. Появилась идея дополнить список Магнитского из 60 фамилий ещё и вторым, на этот раз секретным списком, в который будут вносится фамилии любых (!!!) политических, экономических или силовых деятелей России, которые по мнению неопределённо широкого круга американских организаций нарушают права и свободы человека и вообще интересы США и подвергать таких деятелей задержанию на территории как самих США, так и их союзников и накладывать арест на их счета в любых банках, подчиняющихся американской юрисдикции или юрисдикции их союзников в любой стране мира, включая даже и Россию, где тоже действуют банки или платёжные системы как-то связанные с американской юрисдикцией.
Вы себе представляете, как бы это выглядело. Какой-то гражданин России выезжает за рубеж, даже не в США, а, скажем, во Францию, которая является американским союзником. Он получает Шенгенскую визу, прилетает в Париж и вдруг в аэропорту его задерживают и помещают под арест без объяснения причин. Оказывается он внесён в секретную часть списка Магнитского как человек, нарушающий интересы США. Сам он под арестом, счета его тоже арестованы, а самого грозят экстрадировать в США точно также, как в США из Таиланда выслали Виктора Бута, приговорив по абсолютно высосанному из пальца обвинению к 25 годам тюрьмы.
Но американцы предусмотрели в Законе имени Магнитского наряду с кнутом, ещё и пряник. Если такой арестованный где-нибудь гражданин России раскается в инкриминируемых ему реальных или высосанных из пальца обвинениях и начнёт активно сотрудничать с США, то он может быть исключён из секретного списка Магницкого со всеми вытекающими последствиями - освобождением из тюрьмы и снятием арестов со счетов.
Представляете, какой рычаг для вербовки агентуры придуман? Человека, прилетевшего на отдых хватают, помещают в тюрьму, подвергают жёсткому прессу, отбирают все деньги, а потом говорят: если будешь сотрудничать с США, то выпустим из тюрьмы и все деньги вернём!
Тут уже пахнет просто-таки конвейером по вербовки агентов влияния и шпионов для США.
Правда, надо сказать, что Обаме удалось несколько смягчить Закон имени Магнитского на последнем этапе, исключив (вроде бы!!!) возможность ареста граждан России и их счетов за пределами США, что впрочем, может быть временной мерой. Однако и в смягчённом виде закон представляет реальную угрозу для любых граждан России, окажись они на отдыхе или по делу в США. Вдруг они по каким-то причинам внесены в секретную часть «Списка Магнитского». Я, например, за публикацию этой статьи вполне могу оказаться в этом секретном списке.
Помимо прямой опасности для граждан России есть в Законе имени Магнитского и неслыханная пощёчина России как государству. Такое просто неслыханно в истории международных отношений! Во времена Британской империи англичане даже своим колониям не диктовали кого считать преступниками, а кого - освобождать от ответственности на тех или иных условиях. Виновность человека даже в колониях и доминионах Великобритании устанавливалась судом, а не произвольным решением иностранной администрации.
Но Россия всё-таки не колония США, чтобы сносить такие удары грязным сапогом в лицо. Здесь уже встаёт вопрос о национальном суверенитете. Если мы позволим вот так без суда объявлять 60 наших граждан преступниками (секретного списка пока ещё нет), то следующим шагом будет право американской полиции просто приезжать в Россию и арестовывать и вывозить в США любого человека по их усмотрению. Даже с банановыми республиками, типа Гондураса или Гватемалы США так не позволяли себе обращаться. Они использовали местную полицию, подкупали местные суды, наконец, просто похищали неугодных людей, но не принимали законы, объявлявших преступниками произвольно выбранных граждан этих «банановых» республик.
Неужели вторая в мире ядерная держава позволит ставить себя даже ниже Гондураса?
Некоторые оппозиционно настроенные граждане России впрочем, страшно обрадовались «Закону имени Магницкого», решив, что таким образом американцы получат возможность скрытой поддержки для «пятой колонны» внутри России.
Обрадовались даже и некоторые патриоты: дескать, американцы заставят власть бороться с коррупцией, а также отобьют желание, по крайней мере, у части нашей элиты хранить деньги, покупать собственность, недвижимость, выводить активы российских предприятий за рубеж вообще и в США в особенности.
Отчасти это действительно так. Всё большая часть российской элиты начинает постепенно понимать, что денежные средства и вообще любая собственность, выведенная за рубеж АБСОЛЮТНО БЕЗЗАЩИТНА перед арестами и конфискациями по поводу и без всякого повода. Даже вполне легально выведенные в США активы или валютная выручка может быть конфискована даже без решения суда, а просто по запросу любой западной спецслужбы. А уж нелегально выведенные за рубеж активы и финансы просто находятся под контролем иностранных властей и в любой момент могут быть отобраны, а сами их держатели арестованы и брошены в западные тюрьмы. Особенно это относится к США и их ближайшим сателлитам, но и в европейских странах никто не застрахован от такого развития событий, только процесс конфискации собственности и ареста её владельца будет проведён в форме длительного юридического спектакля, имитирующего правосудие.
Но как бы нам не хотелось позлорадствовать над арестами всяких высокопоставленных наших предпринимателей типа Прохорова в Куршавеле или Павла Лазаренко в США или Сергея Адамова в Швейцарии, нам не надо забывать, что всё это понижает уровень суверенитета нашей страны и её мирового влияния почти до нулевой отметки, ибо любая уважающая себя страна ТОЛЬКО САМА может наказывать своих преступников. А низовое злорадство такими безсудными арестами фактически означает комплекс неполноценности по отношению к собственному правосудию.
В общем, было ясно, что Россия должна жёстко реагировать на вызов, брошенный ей просто как суверенной стране, а тем более, Великой Державе, принятием безпрецедентного по наглости Закона имени Магнитского.
Но как реагировать? Принять симметричный закон, запрещающий въезд на территорию России какой-то точно также от балды выбранной группы американских чиновников и блокирующий их счета в России? Это просто смешно! За океаном посмеются над этим «ответным шагом». Ибо американские граждане в массе своей не совсем чётко вообще знают где находится Россия на карте мира, а уж тем более им не придёт в голову сюда ехать (все же знают, что в России 40-градусные морозы, весь год лежит снег, а по городам ходят медведи - какой же самоубийца сюда поедет?). Ну и совершенно невероятным представляется для американца держать деньги на счетах в такой дикой стране, как Россия (да американцы даже не уверены есть ли в России вообще банки или деньги здесь принято хранить под камнем?).
Нет, конечно, в Россию ездят многие американские предприниматели, но не будешь же каждого заезжего американца хватать за шиворот и волочить в кутузку, на ходу внося его с наш аналог списка Магнитского. Так можно распугать и полезных деловых партнёров. И вообще довести отношения до балансирования на грани войны.
Целую неделю в России ломали голову, какая ответная мера окажется для США действительно чувствительной, но при этом не расстроит окончательно только начавшие налаживаться отношения. Но надо отдать должное - придумали.
Похоже, решение подсказал депутат ГосДумы Евгений Фёдоров, который уже несколько месяцев проталкивает в Думе целый пакет законов существенно повышающих уровень суверенитета России как в экономической, так и в политической сфере. Это и проект закона о национализации Центрального Банка и проект закона об отмене результатов признания поражения в «холодной войне» и попытка привлечь к уголовной ответственности Михаила Горбачёва и проект закона о запрете вывоза русских детей из России. О других проектах законов Евгения Фёдорова мы поговорим в другой раз, а вот проект закона о запрете вывоза детей из России оказался весьма кстати. АнтиМагницкий закон изначально придумали назвать «Законом имени Димы Яковлева» - по фамилии русского мальчика Димы Яковлева, которого его приёмный американский отец просто забыл в оставленной под палящим солнцем машине и маленький мальчик просто изжарился и умер в страшных мучениях. Приёмный же отец не понёс за гибель ребёнка вообще никакого наказания, хотя если бы он проявил такую же «забывчивость» в отношении американского мальчика, то просто наверняка получил бы за это лет 100 тюрьмы.
Сначала хотели включить в «список Димы Яковлева» ещё и приёмных родителей-убийц, но потом осознали, что те тоже вряд ли когда-нибудь снова появятся в России и это будет холостой выстрел.
В результате было принято блестящее решение - вообще запретить усыновление русских детей приёмными родителями из США, а также деятельность организаций, осуществляющих посреднические услуги в этой сфере. В связи с этим Россия разрывает действие Соглашения о сотрудничестве в области усыновления, подписанного в Вашингтоне 13 июля 2011 года и вступившего в силу всего 1,5 месяца назад - 1 ноября 2012-го.
Другой поправкой предлагается, чтобы под санкции попадали все причастные к нарушению «основополагающих прав и свобод человека». Это коснется должностных лиц, причастных к пыткам в тюрьме Гуантанамо. На мой взгляд - это совершенно лишняя поправка.
А вот третий блок поправок следует в логике последнего послания Президента России Владимира Путина, заявившего, что «деятель, который за свою политическую деятельность получает деньги из-за границы, не может быть политиком в России». Законопроект запрещает россиянам, имеющим американское гражданство, быть членом или руководителем НКО, занимающейся политической деятельностью. А если такие НКО финансируются из США, их деятельность должна быть приостановлена.
Вот в такой редакции «Закон имени Димы Яковлева» станет весьма болезненным ответом для США.
Дело в том, что программа усыновления русских детей является очень важной для США. Она действует практически с 1992 года и в её рамках из России было вывезено по разным данным от 100 тысяч до полумиллиона детей в США, что имеет целью улучшение американского генофонда, сильно испорченного межрасовыми смешениями. Американцы придают этой программе очень большое значение и прекращение практики усыновления русских детей серьёзно повлияет на состояние генофонда Америки.
Не менее неприятно для США и радикальное ужесточение регистрации финансируемых ими неправительственных организаций, которые являются основным инструментом по подготовке «цветных» революций в России. Причём здесь речь идёт уже не только об обязанности таких организаций указывать, что они являются иностранными агентами, что было в первой редакции закона об иностранных агентах, принятого летом этого года, но и прямой запрет лицам, имеющий американской гражданство, заниматься политической деятельностью в России. Это в первую очередь ударит по Гарри Каспарову, который как раз имеет такое гражданство и при этом видимо через него финансируются многие структуры оппозиции.
В общем, России удалось найти достойный ответ на Закон имени Магнитского.
Дмитрий Терехов, сопредседатель общественной организации «Журналисты России»
5. Re: Наконец, Россия нашла ответ на Закон имени Магнитского...
4. Re: Наконец, Россия нашла ответ на Закон имени Магнитского...
3. ну сколько можно лгать?
2. Re: Наконец, Россия нашла ответ на Закон имени Магнитского...
1. Человека, прилетевшего на отдых хватают, помещают в тюрьму