А действительно, кто может что-то вспомнить о Северном морском пути (сокращённо, Севморпуть) не прибегая к помощи Яндекса? И в сущности, какое нам до него дело?
Вот если бы об НЛО рассказали или планете Нибуру которая вот-вот шарахнет в Землю и организует нам мировую катастрофу сравнимую с той, от которой погибли динозавры, то это было бы интересно. А тут какой-то скучный Северный Морской путь...
Между тем, на самом деле, именно планета Нибуру и НЛО - это на самом деле, во-первых, неинтересно, а во-вторых, вообще придумано для отвлечения внимания общественности от действительно важных дел, которые происходят гораздо ближе к нам, чем планета Нибуру, а точнее, в пределах нашего родного Отечества.
Но прежде чем поговорить подробно почему мы вспомнили о СевМорПути, надо вспомнить о ещё одном событии, которое уже некоторое время происходит на нашей планете - о глобальном потеплении. Здесь любопытен тот факт, что пресса и вообще все СМИ пишут о глобальном потеплении с некоторой враждебностью - дескать, зачем нам это ваше глобальное потепление и сколько бед оно нам сулит. Или, как вариант, с недоверием. Дескать, туфта - это ваше глобальное потепление! Дурят народ! А на самом деле, ничего подобного нет и нечего врать! Есть ещё правда третий подход: дескать глобальное потепление связано с парниковыми газами, поэтому надо срочно остановить всю промышленность и транспорт во всех странах, кроме США и пары стран Европы и потепление сразу прекратится.
Меня всегда забавляла эта реакция СМИ на природное явление, которое, на самом деле связано с увеличением солнечной активности и на которую никак повлиять невозможно, даже с помощью самых энергичных действий Мирового Правительства. Впрочем, со временем я стал догадываться. что такая реакция СМИ на природное явление связана с тем, как на это явление реагирует заказчик и владелец большинства СМИ - западные институты, фонды и организации. Они прекрасно понимают, что глобальное потепление несёт вполне реальные бедствия в страны т.н. «золотого миллиарда» и, наоборот, вполне реальные выгоды их геополитическим противникам, в первую очередь России.
Вот об этом мы и поговорим. Это по-настоящему интересно... (не то что басни про планету Нибуру).
Итак, в последнее время уже подавляющее большинство людей стало замечать, что климат конкретно в России, да и вообще на планете Земля (по крайней мере, по сообщениям СМИ) в целом начал стремительно меняться. В России настоящая осень наступает гораздо позже, а весна - раньше. Лето - жарче, а зима - теплее. Так, впрочем и должно быть при глобальном потеплении.
Уже гораздо меньше людей знают о том, что из-за глобального потепления конкретно в России требуется запасать существенно меньше топлива для отопления на зиму. Конечно зима на зиму не приходится, но в среднем, за несколько лет экономия топлива уже весьма заметна.
Людям об этом не спешат сообщать, т.к. народ может потребовать на этом основании снижения коммунальных платежей, что коммунальщикам совсем не улыбается.
И уж совсем ничтожное количество людей слышали хоть краем уха, что благодаря глобальному потеплению стала отодвигаться на север граница паковых льдов. Хотя недавно по телевидению сказали, что есть угроза полного таяния ледяной шапки в Северном ледовитом океане всего за несколько лет, но большинство восприняли это как очередной метеорологический курьёз, никак не связывая это с практическими вопросами экономики. А зря!
Ибо благодаря глобальному потеплению граница паковых льдов в Ледовитом океане уже сейчас реально отошла на север настолько, что Северный Морской путь становится доступным для плавания судов уже круглый год, чего раньше не было никогда в обозримой истории человечества. Всё это прямо на наших глазах меняет ситуацию с доступностью всего северного побережья нашей страны, что чревато буквально экономической революцией. Для России открываются новые, невиданные всего несколько лет назад, возможности.
Вот об этом и поговорим...
Итак, граница паковых льдов с каждым годом всё ощутимей отодвигается на север и, повторим, уже сейчас СевМорПуть стал доступен для плавания не только в летнюю навигацию, но и в течении всего года. Пока ещё караваны судов могут прорваться зимой по СевМорПути в сопровождении ледоколов, да и сами суда должны иметь повышенный ледовый класс обшивки, но это только пока.
А вот 31 августа 2011 года произошло знаковое событие. Впервые в конце навигации из Мурманска в Японию отправился через Арктику крупнотоннажный сухогруз-балкер «Sanko Odyssey» водоизмещением 74,8 тысяч тонн, являющийся одним из крупнейших судов на трассах СевМорПути. На его борту находилось 70 тысяч тонн железорудного концентрата, произведённого на Ковдорском ГОКе ОАО «Еврохим». Это был первый случай использования СевМорПути без сопровождения ледокола да ещё в конце навигации, но в ближайшем будущем подобные рейсы перестанут быть экспериментальными и станут абсолютной рутиной.
Что это значит для нашей экономики? Развитие СевМорПути позволит России стать лидером по освоению Арктики, знаменует новую веху в развитие Росатомфлота и всей российской транспортной системы. Но самое главное, это резко активизирует развитие всех прибрежных северных территорий России, вдохнёт новую жизнь в Русский Север.
Русские судоходные компании уже активно начали здесь свою деятельность. В будущем подобные переходы в сопровождении атомных ледоколов должны стать крупномасштабным профильным бизнесом РосАтомФлота.
На сегодняшний день, только Россия в лице РосАтомФлота обладает достаточным количеством атомных ледоколов, способных выполнять в Арктике операции любой сложности, включая сопровождение супертанкеров, супербалкеров, геологоразведку арктического дна, обеспечение нефте- и газодобычи, что делает нас лидерами на данном направлении.
Просто гигантские перспективы открываются для развития Русского Севера с ростом грузоперевозок по СевМорПути за счёт обслуживания транзита в промежуточных портах.
Многие помнят, что во время саммита АТЭС в сентябре 2012 года Путин сделал акцент на стратегии развитие восточных регионов за счёт осуществления через Россию крупномасштабных транзитных транспортных перевозок из Азии в Европу и обратно. Тогда речь шла и о реконструкции железнодорожного сообщения из восточных регионов в Европу, и о расширении только что построенной автодороги Чита-Владивосток, и о резком расширении авиационного сообщения по этому маршруту со строительством множества новых аэропортов, и о трубопроводном транспорте, включая нефтепровод ВСТО, и конечно о морском транспорте, который является самым дешёвым из всех перечисленных видов транспорта.
Этот вид транспорта на две недели сокращает срок доставки грузов по сравнению с проходом судов через Суэцкий или Панамский каналы, а вместимость одного судна сопоставима с сотней вагонов, а в случае супертранспортов - с 500 или даже с 800 вагонами. К тому же при проходе Суэцкого или Панамского каналов надо платить, а здесь мы идём через свои территориальные воды никому и ничего не платя, а иностранные суда будут платить нам за портовое обслуживание.
Ну и, наконец, можно вспомнить об опасности пиратства в районе Красного моря, что ещё больше удорожает транспортировку и повышает риски с ней связанные. Ну а уж до Северного Ледовитого океана сомалийские пираты точно не доберутся...
Атомные ледоколы на СевМорПути пока нужны для проводки судов в те периоды, когда ледовая обстановка не позволяет судам двигаться, но уже сейчас большую часть года все проливы открыты для свободного плавания, по крайней мере, обычных судов (не супертанкеров) и ледоколы для проводки не нужны.
Пока ещё европейские и азиатские судовладельцы в массе не готовы осуществлять перевозку по СевМорПути, что даёт огромное конкурентное преимущество русским судоходным компаниям и русскому ледокольному флоту. Пока западные перевозчики раскачаются мы можем получить гигантские доходы от увеличения потоков транзитных грузов по направлению Восточная Азия - Евросоюз и обратно, а попутно обновить инфрастуктуру всех промежуточных портов на маршруту СевМорПути и создать гигантские транспортные хабы в портах Петропавловска-Камчатского, Мурманска и других транзитных портов.
Для успешной реализации этих планов необходима максимальная концентрация ресурсов как государственных, так и частных компаний, которые будут задействованы в этом проекте. В этом плане передача РосАтомФлота госкорпорации «Росатом» выглядит вполне логичным шагом - развивать атомный ледокольный флот гораздо легче в рамках единой отрасли, нежели создавая отдельные компании или программы финансирования.
Вся эта программа становится ещё более выгодной из-за постоянного роста железнодорожных тарифов.
Ну и огромный толчок это направление, несомненно, даст развитию рыболовной отрасли на Дальнем Востоке. Дело в том, что до сих пор из-за трудностей доставки продукции в Европейскую часть России множеству рыболовных компаний приходилось вынуждено за безценок сбывать добытую рыбу в японских, корейских и китайских портах, а мы потом получали свою же переработанную рыбу с тройной наценкой из Китая. Всё это душило рыболовную отрасль на Дальнем Востоке. Однако всё разом изменилось в августе 2011 года, когда рефрижератор «Коммунары Николаева» совершил пробный переход из Приморья в Петербург с 5 тысячью тонн лосося на борту. Практически вслед за ним в рейс вышел второй рефрижератор «Капитан Пряха» ещё с 5000 тонн лосося. А уже в этом 2012 году объём доставки рыбы по СевМорПути составит порядка 100 тысяч тонн только лососевых пород. Пока перевозка тонны рыбы морем обходится в 1040 рублей, что всё равно на 15% дешевле, чем железнодорожным транспортом, а в ближайшее время тарифы рассчитывают снизить в 4 раза. Всё это резко снизит стоимость дальневосточной рыбы в европейской части страны.
Тарифы на транспортировку тонны леса составляют 118 рублей, а тонны нефти - около 500 рублей.
В общем, вы поняли, что сулит всей России быстрое освоение круглогодичной транспортировки по СевМорПути в сопровождении или без сопровождения атомного ледокольного флота.
Конечно многие, как всегда, зададут традиционный вопрос: а что нам лично перепадёт от этих гигантских возможностей? Дескать, буржуины заработают дополнительное бабло, а нам, как всегда, ничего не достанется.
Здесь очень важно, чтобы простые люди поняли, что по мере роста доходов Российских компаний (как государственных, так и частных), часть этих доходов будет неизбежно транслироваться на всё общество, через налоговую систему, через увеличения количества рабочих мест, через рост зарплат, через строительство инфраструктуры, через улучшение транспортной доступности доселе совершенно недоступных мест и т.д. Достаточно вспомнить, что разрыв Путиным кабальных соглашений о разделе продукции, заключённых во времена Ельцина и фактически возвращение в госсобственность гигантских месторождений нефти и газа («Сахалин-1», «Сахалин-2», Ковыткино и др.) позволило за короткий срок увеличить бюджет России в 4-5 раз, а через бюджет это повлияло на благосостояние всего народа. Вот тоже самое произойдёт и в данном случае, только не от продажи невозобновляемых ресурсов, а за счёт доходов от транзитных грузоперевозок, которые можно получать многие десятилетия.
Кроме того, долгое время вполне серьёзно стоял вопрос о возможности потери Россией Дальнего Востока и даже всей Сибири. Этот вопрос серьёзно обсуждался многими аналитиками и геополитиками почти как неизбежность. Как удержать русское население на Дальнем Востоке и в Сибири? Как повысить там рождаемость среди русских? Как обеспечить людей работой и высокими заработками, чтобы у них отпало желание уезжать оттуда?
Вот сейчас эта программа транзитных грузоперевозок (по земле, воздуху и морю) позволит, затратив относительно небольшие средства создать в этих районах огромное число новых высокооплачиваемых рабочих мест, повернуть рыболовство от продажи рыбы за безценок азиатским соседям на её переработку в России, реконструировать порты Русского Севера и вдохнуть в них жизнь, наладить северный завоз уже из устий великих сибирских рек и т.д. и т.п. А значит закрепить там людей и раскачать местную экономику. Задача огромной важности!
Ну а то, что эта программа имеет огромное значение подтвердило и выступление Путина ещё в ранге премьер-министра на конференции в Череповце на тему: «Стратегия социально-экономического развития северо-запада России до 2020 года». Он сказал: «Мы уверены, что СевМорПуть сможет составить конкуренцию традиционным торговым линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству перевозок. Основной базой для СевМорПути должен стать Мурманск». А это значит, что руководство России держит эту проблему под особым контролем.
Русскому Северному Морскому пути быть!
Дмитрий Терехов, сопредседатель общественной организации «Журналисты России»