Партнер, вроде бы, весомый — испанская Gas Natural Fenosa. В пресс-релизе говорится, что подписывать контракт от нее приедет некий Джорди Гарсиа Табернеро. У журналистов — ни одного повода сомневаться, у премьер-министра Азарова, похоже, тоже. Глава агентства по инвестициям Владислав Каськив даже предложил провозгласить 26 ноября Днем энергетической независимости страны.
Но тут… стали выясняться неприятные факты. Из Испании вместо поздравлений приходят опровержения. Оказалось, что никакой Джорди Гарсиа Табернеро на подписание не ездил, а компания Gas Natural Fenosa переговоров с Украиной о терминале СПГ не вела. После этого в пресс-релизе на сайте правительства Украины тут же меняют Табернеро на другого человека — так впервые всплывает имя Джорди Сандра Бонвеи. Как удалось спутать этих двух совершенно разных людей — непонятно. В украинском агентстве по инвестициям говорят, что Бонвеи часто бывал на переговорах о строительстве, его постоянно видели в обществе главы немецкого подразделения Gas Natural Fenosa Томаса Раукауфе. Но никакого Раукауфе в Gas Natural Fenosa не числится. Это вообще какая-то гоголевская говорящая фамилия, ведь «reukaufen» по-немецки означает «отступные за невыполненный контракт».
Что касается Бонвеи, что в 2007 году он зарегистрировал компанию Ukrainvest Spain Promociones. Именно как представитель этой компании он и вел переговоры с украинскими властями, называя себя посредником между Украиной и крупным испанским бизнесом. Его штаб-квартира — простой дом в пригороде Барселоны Сент Винсент де Кастельет. Тихий городок, никаких больших офисов по соседству, ни вывесок, ни указателей. Надо ли говорить, что на звонки — ни в дверь, ни по телефону — там не отвечают.
И еще подробности: оказывается, это не первая сделка, заключенная Бонвеи на Украине. Последние несколько лет он продает властям небольших городков мусоросжигательные заводы. Например, Дрогобыч в Львовской области заключил с ним договор на десять миллионов евро. Привез Бонвеи в Дрогобыч, якобы, глава львовской областной администрации Михаил Цымбалюк. Еще, кроме газа и мусора, Бонвеи занимается недвижимостью. Соответствующая компания, кстати, зарегистрирована по тому же адресу в пригороде Барселоны. Для госагентства по инвестициям Владислава Каськива нацпроект по строительству жилья — второй по значимости после газового. Нечаянное совпадение?
При этом с экономической точки зрения непонятно, а зачем вообще Украине этот дорогостоящий, сомнительный и бессмысленный проект? Украина ищет партнера, который бы за один миллиард сто миллионов долларов построил бы под Одессой терминал по регазификации сжиженного газа. Уже эта сумма могла бы заставить профессионалов в профильных министерствах засомневаться: даже в чрезвычайно развитом с точки зрения инфраструктуры французском Дункирке близкий по объемам проект реализуется за два миллиарда. Что можно сделать примерно за миллиард? Терминал «Южный Хук» в Британии, его построили два года назад, пропускает он втрое меньше газа, чем хотят украинцы. Примерно такое же соотношение цены и пропускной способности — в американском «Голден Пассе», построенном год назад.
При этом экономическая целесообразность украинского проекта весьма сомнительна. Премьер Николай Азаров заявлял, что она позволит снизить стоимость голубого топлива для страны в два раза, но точных цифр не привел. Посчитаем сами: только себестоимость сжижения и транспортировки достигает 320 долларов за тысячу кубометров. Рыночные же цены — существенно выше. СПГ торгуется в британских термических единицах. Если перевести в кубометры, выходит, что в Азии цена тысячи кубомертов переваливает за 570 долларов, в Европе — за 390, и только в США за счет госсубсидий по сланцевому газу держится в районе 280. При этом Украина закупает газ в России по 430 долларов. Получается, сокращения цены вдове невозможно. Более того, неизвестно, зачем добывающим компаниям вести ресурс по новым маршрутам, если существующий азиатский — более выгодный.
Таким образом, очевидно, что этот украинский газовый проект экономически невыгоден, весьма рискован и, наверняка, закончится очередным провалом. Опыт чего Украина уже имеет в виде нефтепровода «Одесса-Броды», который также создавался с большими амбициями и надеждами, а сейчас попросту ржавеет. Учитывая все эти экономические нелепости очередного, на этот раз уже газового украинского проекта, становится понятным, почему серьезные люди на Западе, работающие в газовой отрасли, не берутся за его реализацию. А липнут к этой во всех смыслах дешевой авантюре (которая, однако, весьма дорого обойдется Украине и ее народу) лишь сомнительные личности, типа вышеупомянутого Бонвеи.
Так спрашивается: а зачем же весь этот «огород» городить, тем более что, как известно, В.В.Путин предлагал Украине при вступлении в Таможенный союз продавать газ по 160 долларов за тысячу кубометров? А все дело в русофобии украинской власти, которая в данном случае действует по нелепому принципу: «Сам не гам, и другому не дам». Задача этой власти в данном случае не в том, чтобы принести пользу Украине, а в том, чтобы нагадить России, создавая альтернативный российскому газопровод. Ведь если мы просто заглянем в биографию самого главного лоббиста сего безумного украинского газового проекта, я имею в виду упоминавшегося Главы агентства по инвестициям Владислава Каськива, то обнаружим, что он в свое время был председателем политсовета насквозь оранжевой и русофобской «Поры». Нет, думаю, что от реализации своего заведомо провального русофобского газового проекта Каськив, учитывая его давние связи (интересно, какие?) с весьма сомнительным Бонвеи, лично ничего не потеряет. Чего никак нельзя сказать об Украине, зарывающей в буквальном и переносном смысле в землю более миллиарда долларов.
Отдельно необходимо несколько слов сказать об уровне компетентности ответственных украинских чиновников. Можно, конечно, фантазировать и мечтать, как катарские танкеры со сжиженным газом будут заходить в Одессу, откуда этот газ пойдет не только по Украине, но будет экспортироваться в Европу: Италию там или Францию. Только непонятно, а зачем этим танкерам плыть через Босфор и Дарданеллы лишние 500-1000 километров, чтобы затем эти же лишние километры гнать газ по трубопроводам? Когда эти катарские танкеры могут спокойненько, не делая крюк в Украину, заходить сразу же в эти самые Италию или Францию? Отчего же они туда напрямую особо не заходят? Наверное, на это есть какие-то причины, и, думаю, они в том, что европейцы особенно не стремятся получать таким образом газ, поскольку российский, доставляемый им по трубопроводам, обходится дешевле, не требует новых крупных финансовых вложений, да и экономические риски в этом случае меньше. Странно, что наши очень «компетентные» украинские чиновники этого очевидного факта упорно не замечают!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии
2. как известно, В.В.Путин предлагал Украине при вступлении в Таможенный союз продавать газ по 160 долларов за тысячу кубометров
1. все дело в русофобии украинской власти