И действительно, вход в школу под роспись (чего не было никогда), зал полностью заполнен родителями, и какие-то листочки гуляют по рядам, в которых надо подписаться. Внимательно слушаю, как директор школы очень подробно, словно ученикам начальных классов, объясняет новые нормативы работы учителей в школе и стандарты оплат, пока не понятно к чему ведёт. И спустя час звучит главное - директор хорошей школы убеждала родителей, что для выживания в 2013 году мы должны немедленно объединиться с соседней не очень хорошей школой, к тому же находящейся через пару километров и опасную дорогу. И что мы переходим на ступенчатое образование – начальная школа в одном здании, с 7 по 11-й классы в другом. И в итоге, после вступления нового закона об образовании с января, в любом образовательном учреждении для нормального финансирования должно быть 1500 учеников!!! Иначе школа погибнет или развалится – финансирование будет на уровне 2010 года, а состав учащихся уже на треть больше. У директора, по её словам, есть только один выход – объединение с другой школой. Ведь отныне финансирование будет подушевое, где первоклассник - самый дешёвый ученик, а одиннадцатиклассник - самый дорогой. Сколько душ - столько денег школе, и иначе никак. А ведь учителя, зарплаты, то да сё.
Вы представляете себе школу с полутора тысячами учеников? А директор представляет, что руководить коллективом из 400 человек и 1500 - это вообще большая разница? Это совершенно разный тип управления, независимо от направления деятельности, это просто другой механизм. Готова ли директор, действующий учитель, между прочим, превратиться в топ-менеджера? Иначе как поддержать высокий уровень обучения (английский, лучшая школа в округе, хореография, бассейн, музыкальная школа, интернат) с такой прорвой учеников, которые должны будут перемещать в течение дня по несколько раз из здания в здание, преодолевая километры и опасную дорогу? А у многих родителей дети разного возраста, и как теперь их водить? И как здесь согласуется фраза директора о том, что ВДНХ – самый криминальный участок в районе и дети до 15 лет должны сопровождаться взрослыми? А с 2013 года дети должны стать немедленно самостоятельными, потому что так захотела правящая партия и Минобразования? И всё так быстренько, спешно, через два дня документы должны лежать в департаменте.
Министерство давит, я понимаю. Но я не принимаю следующего: родителей поставили перед фактом. Уверяют, что все школы Москвы в таком положении, и с января не будет ни центров образования, ни гимназий, а станет всё ОО - Образовательное Объединение (что-то типа этого). Хотя и это лукавство, в частном разговоре с директором крупного образовательного центра восточного округа, тоже лучшего в районе, мне было сказано, что они смогли не допустить объединения и сохранить свою идентичность. А судя по всему, на них тоже оказывалось давление, ведь этот образовательный центр – гордость Москвы. Значит, выход из ситуации всё же возможен, и зависит он напрямую от директора школы.
Меня в данном случае больше всего поражает абсолютная разрозненность директоров школ и полное подчинение бредовым, абсурдным законам недалёких министров. Ведь на ваших глазах большой опыт пертурбаций, начиная с Перестройки. Тогда, наоборот, школы сокращались, каждая становилась в чём-то уникальной, сокращались классы по количеству учеников, и это было оправданным – школьники лучше усваивали материал, более ответственно относились к учёбе, нагрузка на учителя сокращалась (как физическая, так и психологическая). Да и нормы СанПин и новые стандарты рассчитаны на не столь огромное количество учащихся. 1500 человек - это цифра не для образовательного учреждения, как бы оно ни называлось. Это цифра для больших госкорпораций с линейной и многоступенчатой формой управления, топ-менеджмента. Вы готовы к такому управлению? Вряд ли. И когда вам комфортней в метро - в час пик или в выходные дни? А коридоры школ можно сравнить с толчеёй подземки.
Почему вы, директора школ, не консолидируетесь? Почему так страшитесь этих чиновников-кровопийц из департамента образования? Почему не подняли волну? Не выходите на акции? Где ваш профсоюз? И почему вы опять манипулируете родителями, вместо того, чтобы попросить нас о помощи? Ведь это пробный шар. Далее всех нас ждут сокращения гуманитарных предметов, введение платных предметов, а в итоге окончательное уничтожение самоидентификации русского человека вашими, дорогие директора школ, руками.
А, кстати, те листочки, гуляющие по актовому залу, оказались протоколами для подписей согласия родителей. Об этом многие так и не узнали, они-то думали, что просто визируют своё посещение. А оказалось, что они невольно «за»!
Ольга Прохорова, телеведущая, журналист, Москва
2. Объединение школ – удар по образованию
1. Объединение школ – удар по образованию