«Выступления Я.Кузьминова совершенно чужды нашему русскому менталитету»

Профессор Валентин Катасонов о Высшей школе экономики и ее роли в реформах образования

В последнее время все громче слышится критика стратегии российского образования, которая разрабатывается не без участия Высшей школы экономики (ВШЭ). Так, в заявлении Ученого совета филологического факультета МГУ о нынешнем состоянии системы образования в России и ее перспективах говорится о том, что «анекдотически неадекватные "критерии" оценки "эффективности" вузов» были разработаны именно ВШЭ. Известный публицист Максим Соколов заявил, что министерством образования у нас руководят «всего лишь исполнители - сперва Фурсенко, потом Ливанов, хотя известно имя фактического идеолога реформы и организатора всех наших побед над народным просвещением - имя ректора ВШЭ Я.И.Кузьминова». А заслуженный педагог Сергий Рукшин обратил внимание на то, что «право определять направление реформ в образовании монополизировала каста "знающих, как надо": большинство документов разрабатывают узкий круг людей, связанных с Высшей школой экономики, возглавляемой ректором Ярославом Кузьминовым», причем «один из основных разработчиков реформ, сотрудник ВШЭ, является представителем Всемирного банка по вопросам образования в РФ».

В связи с этим мы попросили известного российского ученого, доктора экономических наук, профессора МГИМО (У) МИД России Валентина Катасонова высказать свое мнение о роли Высшей школы экономики в реформе системы российского образования
.

У меня нет достоверных данных по поводу Высшей школы экономики, но можно говорить о том, что она является некоей «законодательницей моды», источником определенных тенденций. Там создаются стандарты экономического образования и экономического мышления. Но если сейчас посмотреть на структуру ВШЭ, то мы увидим там и политологию, и историю, и международные отношения.

Я лично слышал выступления Ярослава Кузьминова. Они, конечно, совершенно чужды нашему русскому менталитету и нашей системе ценностей. Я не знаю, где он проходил обучение и повышение квалификации, но, очевидно, что это менталитет человека не русского, я бы определил это как протестантское мышление.

Постоянно говорят, что ВШЭ живет за счет грантов, но я не располагаю какими-то конкретными данными, тем не менее, знаю, что зарплата преподавателей этого учебного заведения существенно выше, чем в других вузах, то есть не менее 100 тысяч в месяц. Это, очевидно, какие-то внебюджетные источники финансирования. А известно, что кто платит, то и заказывает музыку. Ту «музыку», которую исполняет ВШЭ, мы слышим, но про заказчиков её знаем гораздо меньше. Судя по музыке, заказчики, конечно, западные. Не знаю, насколько нынешнее законодательство позволит избавиться от таких иностранных грантодателей, может, ВШЭ перестанет быть грантоедом западных доноров. Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин. Мне приходилось дискутировать с этим господином, могу сказать, что он меня очень разочаровал в плане своей интеллектуальной подготовки. Он оперирует достаточно ограниченным набором штампов и, наверное, понимает, что его статус зависит от того, насколько он энергично и регулярно будет эти штампы экономического либерализма воспроизводить на разных уровнях и в разных аудиториях.

Тесного общения с ВШЭ у меня нет, но могу сказать, что отдельные магистранты, которые учатся в МГИМО, выпускники ВШЭ. Должен сказать, что им достаточно сложно учиться у нас, потому что уровень подготовки у них крайне невысокий. Они в высшей степени идеологизированы, но слабо знают конкретику, что затрудняет работу с такими студентами.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Ректор ВШЭ Кузьминов

Так называемую ВШЭ трудно было заподозрить в чем-либо, кроме одного - что это пятая колонна, имплантированная в Россию (да простят мне иностранное слово, однако есть люди, для которых это прозвучит убедительнее). Теперь нам просто и достоверно рассказали, что это действительно так.

Юрий Серб / 30.11.2012

1. Re: «Выступления Я.Кузьминова совершенно чужды нашему русскому менталитету»

Очень хорошая статья. Редко можно такую конкретику встретить. Страна должна знать своих "героев". Наверно хорошо было бы как то их выявлять и осуществлять мониторинг того, что они нам сюда внедряют. Если их деятельность финансируется американцами, то конечным результатом будет нанесение ущерба России в особо крупных размерах. Что мы и наблюдаем в области образования. Для описания того, что там происходит цензурных слов уже недостаточно.

Валентин Катасонов:
Все статьи автора
"Обсуждаем закон об образовании"
«Нужно добиться связки между наукой, образованием и реальной жизнью»
Владимир Путин предложил меры по улучшению образования
07.02.2020
Бесправная замученная лошадь
В Госдуме разрабатывается законопроект, защищающий школьных учителей
03.02.2020
Смогут ли сегодняшние дети помнить имя своё?
Участники секции «Актуальные вопросы национального суверенитета России: информационная безопасность, традиционные ценности и восстановление связи поколений в эпоху подмен и фальсификаций» Международных Рождественских чтений призывают принять срочные меры по защите национального самосознания
30.01.2020
Все статьи темы