Между тем в Казани прокуратура проверяет на предмет возбуждения вражды по принципу национальной принадлежности Михаила Щеглова, председателя Общества русской культуры Татарстана и модератора интернет-форума «Русский язык в школах Татарстана». Другого казанца, Павла Хотулева, судят по ч. 1 ст. 282 УК РФ («возбуждение вражды либо ненависти, а равно унижение достоинства человека по принципу национальности, языка...») за комментарии на этом форуме. Хотулев протестовал против обязательного изучения татарского языка в школах Татарстана, утверждая, что из-за избыточного количества уроков татарского школьники из Татарстана по результатам экзаменов отстают от своих сверстников из соседних регионов и имеют меньше времени для внешкольного образования.
В связи с этим в интернете собирают подписи под обращением к президенту Татарстана Р.Н.Минниханову. Его авторы отмечают, что процесс над Хотулевым и преследование Шеглова происходят на фоне полной безнаказанности тех, кто выходит на улицы с лозунгами «Не забудем 1552 год!», «Татарстан – не Россия!», «Русские – чемодан-вокзал-Рязань!», что журналистка Э.Исрафилова, при многих свидетелях назвавшая русских «оккупантами» и собирающаяся «перегрызть горло за татарский язык», не понесла никакого наказания, несмотря на обращения в местную прокуратуру, и продолжает работать в СМИ. С другой стороны «русских жителей Татарстана, вышедших на митинг в защиту полноценного изучения русского языка… ведущий телепрограммы на ТНТ Ильшат Аминов называет "узколобыми фашистами" только за то, что они "осмелились" требовать изучения родного русского языка в тех же объемах, в которых его изучают в Москве и Владивостоке», говорится в документе.
«Мы призываем Вас остановить серию судебных разбирательств, осуждающих людей за такие обычные и совсем не преступные с точки зрения уголовного и морального закона вещи: желание, чтобы их дети изучали русский язык в том же объеме, как его изучают дети Москвы и желание, чтобы их дети изучали татарский язык только добровольно», - обращаются его авторы к президенту Татарстана.
В связи с этим корреспондент Regions.ru обратился к православным священнослужителям с вопросом: Может ли и должно ли изучение национальных языков быть обязательным – в том числе и для школьников, не принадлежащих к «титульной» национальности?
Протоиерей Максим Козлов, настоятель Татианинского храма при МГУ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, считает, что изучение русского языка в полном объеме должно быть обязательным в пределах всей нашей многонациональной Родины. «Если мы хотим сохранить ее политическое и культурное единство, то язык межнационального общения, который объединял бы всех людей, на территории России, необходим. Как раз незнание его может вести к развитию сепаратистских, центробежных тенденций. При этом мне кажется вполне разумным, что в тех субъектах федерации, где значительно присутствуют определяющие их национальную характеристику этносы или же как означенные меньшинства, предельно желательно знание этого языка хотя бы как проявление уважения по отношению к тем народам, которые в данном регионе являются образующими. Это в том числе снижает и возможное межнациональное напряжение. Проводить эту политику нужно, конечно, не за счет дискриминации одного языка другим, чисто филилогически понимая, что есть преподавание родного языка, а есть преподавание языка, который для части населения, проживающего в данном регионе, неродной, что накладывает определенную специфику на его преподавание. В этом смысле мне видится разумным, чтобы тот же татарский или башкирский лицами, не принадлежащими к данным этносам, изучались бы в должном объеме, но не как родной. Подразумевается выход на уровень владения устной речью для бытового общения», - считает священник.
«Поэтому мне видится, что все-таки должны быть школы, где преподавание ведется на русском языке безусловно, а язык местного этноса изучается как дополнительный неродной язык. А те, в свою очередь, для кого он родной, в качестве неродного изучают язык русский», - заключил отец Максим.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что законопроект обостряет и без того острую ситуацию: «Ситуацию надо не обострять, а смягчать. Нужно искать компромисс, не делать резких заявлений. Сейчас такой законопроект с очень резким запретительным акцентом в самой формулировке представляется, по крайней мере, несвоевременным. Наоборот, должны вводиться смягченные параметры, не задевающие национального самолюбия малых народов. Ведь представители всех этносов все равно рано или поздно сами осознают, что русский язык знать необходимо для их же собственного блага. Но, например, русские, проживающие в Татарии, должны все-таки в каком-то объеме, пусть и ограниченном, владеть и татарским языком, как минимум, для лучшего взаимопонимания. Резкое отталкивание как раз будет на руку крайним националистам и сепаратистам».
«Благодаря мудрой политике русского правительства, принявшего Казань под свою высокую руку, более четырех веков мы жили дружно. Ради чьих амбиций мы должны жертвовать этой дружбой? Понятно, кому нужно это пробуждение агрессии по отношению к русским, этой идеи реванша. Тем, кто мечтает о Поволжском халифате. Я все-таки надеюсь на проявление благоразумия как местных, так и федеральных властей», - сказал священник.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, убежден, что во всех регионах-республиках, входящих в состав России, «должны изучать русский язык обязательно в первую очередь». «Это первое условие – все живущие на российском пространстве обязаны изучать русский язык как первый, как главный, и только потом – национальный язык. Титульным языком на всем пространстве России является только русский. Это единственное условие сохранения национального и государственного единства. Это аксиома», - отметил он.
«Не будет единого русского языка – языка общения, не будет единой России. Не будет того единого евразийского пространства, о котором говорит наш президент. Это должно быть понятно любому политику. Если же русский язык будет рассматриваться наряду с национальными языками, тогда произойдет распад единого пространства. Единый язык общения – это скрепа, объединяющая представителей разных религий и этносов, проживающих на одной территории. Это идеальное основание единого имперского евразийского пространства. Я надеюсь, президент это понимает. Поэтому реформа образования должна идти именно в этом направлении – чтобы русский язык был титульным везде, на всей территории России. Сначала – русский язык, потом все остальные – нравится это кому-то или нет», - заключил отец Александр.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, будучи филологом по образованию, заметил, что «чем больше языков человек знает, тем лучше». «Если бы я жил в Татарии, - сказал он, - я бы безо всякого внешнего принуждения освоил бы татарский хотя бы на бытовом разговорном уровне. Вместе с тем представляется очевидным, что в стране одним из важнейших элементов национального и государственного единства должен быть единый государственный язык, обязательный для изучения всеми гражданами независимо от национальности – желательно в объеме хотя бы классической советской десятилетки. И это, безусловно, вопрос государственной политики».
«Очевидно также, что русским, проживающим в регионах с явным количественным преобладанием представителей того или иного этноса, полезно знать хотя бы на уровне бытового общения язык своих соседей – из элементарного уважения к ним и их культуре, и в не меньшей степени – из самоуважения. Но понятно, что это не может навязываться, это просто вопрос общей культуры. Непонятно только (но, впрочем, можно догадаться), почему для кого-то эти вопросы превратились в неразрешимую проблему, а кому-то для ее решения очень хочется применить крайние и радикальные меры», - заключил священник.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, рассказал, что сам изучал в начальных классах национальный язык – калмыцкий. «После третьего класса русские школьники освобождались от обязательного изучения и могли совершенно спокойно его пропускать, в отличие от калмыков. Сказать, что у меня остались какие-то неприятные воспоминания от изучения калмыцкого, я не могу, но и большого смысла в том, что изучал его, тоже не вижу, и кроме десятка слов ничего не помню», - отметил он.
«Безусловно, нет никакого смысла заставлять поголовно всех школьников изучать национальный язык, который за пределами региона нигде не понадобится. В России есть государственный язык – русский, которому нужно уделять повышенное внимание в школе. Должны ли изучать свой родной национальный язык сами носители языка, я не знаю. Вполне нормально, оставить этот вопрос на их усмотрение, - главное, чтобы это не было в ущерб основной школьной программе», - заключил отец Антоний.