О Рождественском посте упоминается с IV века. 40-дневный Рождественский пост необходим как средство совершенствования личности и достойного сретения Рождества Христова. Он не так строг, как Великий пост, усиливается он в период предпразднества и становится совсем строгим только в сочельник.
Прежде всего, пост необходим самому человеку, независимо от того, в какой среде он находится, среди непостящихся или среди еретиков, духовных невежд или инославных. Человек сам в себе определяет меру воздержания. Например, для монахов предписывается сухоедение, а для мирян, конечно, это тяжело, им можно варить пищу. Но поститься все равно надо. Только для болящих могут быть какие-то послабления, в этом случае надо обращаться к священнику, который индивидуально благословит на ослабление поста.
Пост – это не механическое предписание, а духовная жизнь христианина. Пост и молитва – это углубление в себя, «сей род (бесы) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Легче бороться с силами зла, когда молишься и постишься. Господь говорил, что когда Его не будет с нами, то наступят дни, когда люди будут поститься. Установление поста - это божественное установление, так же как и указание на то, что с «духами злобы» легче бороться, когда человек молитвенно обращается к Богу и постится.
Несмотря ни на что окружающее нас, на эпоху апостасии, когда оскудевает вера и любовь, человек должен требовать от себя многого. Пост – это не только ограничение в пище. Воздержание – это внутренняя необходимость, человек старается меньше отвлекаться на внешние развлечения. Это углубление в себя, молитва, чтение духовной литературы, познание себя, сравнивание своей жизни с тем, что дано нам в Писании. Человек старается бороться с материальными привязанностями, а это легче делать, когда он постится. Когда Господь постился 40 дней, то Он уединился. Этот образ уединения, погружения в себя необходим человеку для духовного совершенствования и для радостной встречи Рождества Христова.
Архимандрит Нектарий (Головкин), настоятель храма во имя св. апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке (Санкт-Петербург)