Как отмечает Regions.ru, недавно в МИФИ появилась кафедра теологии, что в части общества вызвало насмешки и возмущение, а в газете «Троицкий вариант» появилось открытое обращение членов Российской академии наук, которые выражают свое возмущение «нарастающей клерикализации общества» и выражают уверенность, что «появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России и со здравым смыслом».
Прокомментировать предложение отца Онисима и реакцию ученых на открытие кафедры теологии в МИФИ, корреспондент издания Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, сказал, что он очень рад введению в программы вузов таких дисциплин, как Основы духовно-нравственной культуры и Теология. «Это реальный прорыв в сфере образования», - отметил священник.
«В наше время религиозное воспитание общества и прежде всего подрастающего поколения, особенно студентов, как наиболее активной части общества, очень важно. Другое дело, готова ли к этому сама высшая школа? Самое главное, чтобы эти курсы не навязывались, чтобы не воспринимались как покушение на свободу выбора. Здесь многое зависит от педагогического таланта преподавателя, сможет ли он увлечь. Что же касается негативной, - хочется сказать печальной, - реакции, то это бессмысленный спор с представителями материалистической физики, которых немало в наших вузах и у которых бесспорно есть заслуги перед отечественной наукой. Но они так и не поняли, что мир состоит не только из атомов и молекул, что есть и духовная составляющая. И без специальных приборов и исследований видно, что незнание и нарушение духовных законов приводит к катастрофам и вырождению, развалу системы нравственных ценностей. Очень жаль, что к пониманию столь очевидных вещей уважаемые ученые так и не пришли и продолжают навязывать свое однобокое понимание мира», - отметил пастырь.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель Татианинского храма при МГУ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, заметил, что пока нет четкой договоренности о терминах, понятие «светскости» применительно к образованию будет истолковываться как «нерелигиозность», что неверно. «Светскость это нейтральность по отношению к религиозному и атеистическому мировоззрению. Соответственно при проявлении в том или ином вузе потребности в введении этих дисциплин отказывать им в этом и с точки зрения светского государства было бы ущемлением прав верующих, в данном случае – студентов», - отметил он.
«Другое дело, что появление соответствующих кафедр и введение этих дисциплин в учебный процесс только тогда будет оправдано, когда это будет производиться без какого-либо давления на студентов – будь то угрозы или наоборот – поощрение. Это принципиально важно. Только в этом случае можно рассчитывать на внимание и уважение к Церкви со стороны молодых людей. То, что существует оппозиция, конечно, не может нас радовать, но это свидетельствует о том, что общество наше не монолитно. Да, есть и другие точки зрения. Но это должно вести не к демонизации этих людей, но к терпеливому и неагрессивному разъяснению целей церковного присутствия в учебных заведениях, будь то на уровне кафедр теологии или института домовых храмов», - заключил отец Максим.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает, что появление кафедры теологии в МИФИ – «это очень интересно, и в то же время очень странно»: «Все-таки в мировой практике теология присутствует, конечно, в религиозных университетах или в гуманитарных наряду с другими дисциплинами гуманитарного цикла. А здесь вроде бы чисто технический вуз. Здесь был бы боле уместен курс духовно-нравственной культуры. Это всегда будет полезно любому физику, любому ученому».
«Возмущение ученых-атеистов понятно. С другой стороны, раз руководство МИФИ сочло нужным открыть эту кафедру, и это не встретило противодействия государственных органов, курирующих вузы, то почему бы и нет? Значит, есть такая потребность и необходимость. Хотя логичней было бы, чтобы теология сначала закрепилась в гуманитарных вузах. Если Православие играет очень важную роль в нашем обществе, то ничего неестественного в появлении кафедры теологии в вузе нет. Просто это не должно навязываться. Факультативный курс Основы духовно-нравственной культуры может присутствовать действительно во всех вузах. От этого будет только польза. Это хорошее правильное начинание», - уверен он.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, убежден, что распространение курса Основы духовно-нравственной культуры в вузах – «безусловно, благое начинание». «Попытки вернуть в наше общество нравственные, духовные и просто моральные ценности можно только приветствовать, - продолжил пастырь. – Особенно если речь идет о молодежи. А все нападки направлены на то, чтобы принизить авторитет Церкви в обществе. И нам, людям церковным, конечно, нужно много работать, чтобы этот авторитет поддерживать, а потому мы сами должны соответствовать высокому призванию. Признавая авторитет Церкви, общество тем самым признает и необходимость кафедр теологии и духовно-нравственной культуры в вузах. Хорошо, что этот процесс пошел. Конечно, крики и нападки будут. Но это как раз свидетельствует, что мы на правильном пути, что мы должны лучше работать, защищать и возвышать авторитет Церкви».
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, отметил, что «освобождение образовательной сферы от общеобязательного атеизма – этого наследия тоталитаризма – воспринимается некоторыми членами Российской Академии Наук как клерикализация, т.е. стремление к установлению ГОСПОДСТВА церковных организаций в политической и культурной жизни страны». «Мифологическое мышление этих членов, сформированное марксистско-ленинской "философией", которая озарила их юность, да, похоже, и зрелость, мешает им понять, что открытие кафедр теологии – это цивилизованная попытка недодушенной безбожниками религии быть представленной в публичном пространстве не меньше, чем материализм с его дарвиновским "откровением". Конечно, освободившийся по реабилитации заключенный будет восприниматься заехавшими в его квартиру операми как нежелательный элемент, "стремящийся к господству". Но причем здесь наука и Академия?»
«Вызывает вопросы и утверждение подписантов о том, что "ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода". Без СОВЕСТЛИВОСТИ, нравственной ответственности и, я бы сказал даже, жертвенного служения (а воспитанием этого и занимается религия) такой "сугубо научный подход" рано или поздно уничтожит человечество, как некогда Хиросиму и Нагасаки. Ответственность перед Богом Добра и Любви за состояние души, семьи, страны и всей Земли - вот что хотела бы воспитать Церковь в нашей учащейся молодежи. Надеюсь, кафедры теологии помогут выполнить эту задачу», - заключил священник.