В связи с этим корреспондент Regions.ru обратился к православным священнослужителям с просьбой выказать свое отношение к брежневской эпохе.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, отметил, что «прежде всего это была именно эпоха». «Никакого застоя не было. Это либералы придумали. С их точки зрения, прогресс – это пропаганда гомосексуализма, распространение наркотиков и порнографии. Если так – да здравствует застой!» – заявил священник.
«На мой взгляд, Брежнев был последним имперским правителем. Я бы сказал, что это была эпоха позитивного неосталинизма. По своей натуре это был человек русский. Он чувствовал народ, почву. Не будучи человеком образованным и книжным, он был все-таки добрым. При этом он был глубоким и тонким политиком, которого Запад уважал. Смеяться над ним начали уже в конце жизни – когда он и сам хотел уйти, но ему не давали. По сути дела его оболгали», - считает отец Александр.
Что же касается заидеологизированности эпохи, то это «заслуга» Суслова, считает пастырь. «Вот кто действительно был темной личностью», - уверен он.
«Гонений на верующих уже фактически не было. Брежнев сочувствовал простому народу, в том числе и верующим. Это были мои студенческие годы, и я спокойно ходил в церковь. Эпоха была сложной с массой недостатков. Ну так уберите недостатки, а хорошее оставьте! А наши либералы сделали наоборот. Так, лучшая в мире система образования практически разрушена. О бесплатном здравоохранении я уж и не говорю. Сделайте сначала лучше, чем было раньше, при Брежневе! Да у него были недостатки, но все-таки это был хороший благонамеренный человек. С любым другим на его месте было бы гораздо хуже», - заключил отец Александр.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, считает, что брежневская эпоха – «это была эпоха глубокого загнивания системы, которая прожила столько же, сколько и сам Сталин – 74 года». «Для системы это было время "выхода на пенсию". Казалось, что она развивается, а на самом деле шла деградация по всем направлениям, и, самое главное, в моральном плане. Обрушение системы было неизбежно. Давление на Церковь все равно сохранялось, но уже как бы "тихой сапой". Так, было всего девять действующих монастырей. Все контролировалось. Но силы у системы были уже не те. В двух словах: скучноватая была эпоха», - заметил он.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, сказал, что в эти годы он формировался как личность и «очень остро ощущал ложь и несвободу». «Конечно, тогда было лучше, чем при Сталине, но это действительно был застой. (…) Большинство подпало под идеологическое зомбирование и никак этому не сопротивлялось. Смысл жизни мало кого интересовал. Но бывало, что люди приходили к Богу, именно отталкиваясь от этой системы тотальной лжи. Это была как бы внутренняя эмиграция. Что творилось с этой системой, меня, например, уже не интересовало», - сказал он.
«А как люди жили? Я помню поножовщину в бараках, драки "стенка на стенку". Люди зверели, потому что система уродовала человеческую душу. Жалко людей. Это была жизнь в сплошном дефиците. Даже русскую классику достать была проблема. Для меня это эпоха застоя – эпоха лжи и несвободы. В любой компании был стукач. Я рад, что эти времена ушли. Сейчас сложное время, но все же лучше, чем тогда. Открываются храмы и можно говорить, что думаешь», - заключил отец Сергий.
Между тем, протоиерею Александру Борисову вспоминаются слова Мандельштама, что «Брежнев – это ничего, что он не кровожадный». «Это мнение человека, пережившего 30-е годы и войну. И это правда. Было, конечно, давление, но уже какое-то вялое. С приходом Андропова органы коготки выпустили гораздо больше», - сказал он.
«А что говорить о жизни, если были шутки о "колбасных" электричках из Москвы. Жили, в общем, бедно. Но полного беспредела судебной власти все-таки не было, как не было и полного равнодушия милиции. Какую-то защищенность люди все-таки чувствовали. Что касается дебоширов и хулиганов, были все-таки методы адекватного реагирования. Проблема с жильем тоже как-то решалась. Сейчас доступного жилья нет вообще. Не было и таких безумных контрастов благосостояния. Образование и медицина были бесплатными. Так или иначе идея служения народу у коммунистов все-таки существовала. Сейчас-то правящим кругам народ в принципе не нужен. Понятно, почему люди вспоминают то время по большей части с положительными эмоциями. Сейчас, конечно, есть возможность ездить за границу, есть свобода у Церкви. Но жизнь в целом для большинства сейчас стала все-таки хуже. Тогда жили бедно, но более или менее ровно», - считает священник.