В свою очередь президент Конго отметил, что «с 1964 года между нашими народами развивались крепкие узы дружбы, сотрудничества, а также борьбы за освобождение народов. Мы сотрудничали во всех областях, тысячи конголезцев получили здесь образование, и сейчас в моей делегации присутствуют члены правительства, которые учились здесь. Некоторые из них здесь женились, создали семьи: у нас очень тесные связи».
Специальный представитель Президента России по Африке, глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов заявил, что у России появилась экономическая заинтересованность в развитии отношений с африканскими странами. Такое мнение он высказал на российско-конголезской деловой встрече в рамках официального визита в Россию президента Республики Конго, сообщает РБК.
«В этой аудитории можно уверенно сказать, что Россия вернулась в Африку, а Африка – в Россию. Это взаимное возвращение, в отличие от времен "холодной войны", основано на наших экономических интересах, чему во многом подчинена и политическая работа. Отсутствие должного "африканского досье" в российской политике 90-х гг. нанесло ущерб прежде всего самой России, ослабляло ее влияние в мире, вело к потерям бесспорных экономических выгод от сотрудничества со странами Африки, - сказал он. - Теряли и эти страны, которые не могли в полной мере использовать статус России в СБ ООН и "большой восьмерке" и вести с Россией эффективные торгово-экономические отношения».
По словам М.Маргелова, сегодняшнее налаживание российско-африканских связей является объективным процессом, обусловленным местом России и Африки в современном мире. «Наше время – это время взаимной политической активности руководства России и африканских государств. Напомню, что начало новому "африканскому досье" положили визиты президентов России Владимира Путина и Дмитрия Медведева в Африку. Сформулированные тогда вместе с африканскими лидерами принципы нашего сотрудничества остаются актуальными. А наша встреча сегодня, как и многие другие, наполняет это "досье" конкретными делами», - отметил он.
М.Маргелов сообщил, что ему как спецпредставителю Президента России по сотрудничеству со странами Африки пришлось побывать практически во всех странах континента: «Я лично встречался с лидерами этих стран, вел переговоры на различных уровнях. И всякий раз я сталкивался с активной заинтересованностью африканской стороны в экономическом сотрудничестве с Россией». В обобщенном виде это стремление выразилось на деловом форуме «Россия – Африка» в Аддис-Абебе. «Там был представлен широкий спектр экономических и гуманитарных областей нашей общей заинтересованности. Тогда же участники этого форума сошлись во мнении, что потенциал сотрудничества в этих областях использован далеко не в полной мере», - сказал российский сенатор.
В связи с этим М.Маргелов уверен, что очень скоро можно будет говорить о стабильности российско-конголезских отношений не только в области науки, культуры и образования, но и в области экономики.
Прокомментировать активизацию российско-африканских отношений мы попросили политолога-международника, декана факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктора философских наук, профессора Юрия Косова.
Советский Союз проводил огромную работу в Африке в 50-80-е годы. С одной стороны, это была политическая поддержка создания новых независимых государств против западных колониальных империй, чем ослаблялся западный мир, которому противостоял СССР в холодной войне. В Африке сейчас 54 государства, примерно треть из них раньше ориентировались на Советский Союз. Причем, это была не просто ориентация, у СССР была своя социалистическая идеология, и эти страны назывались «странами социалистической ориентации». Считалось, что они не могут сразу приступить к строительству социализма в связи с невысоким уровнем экономического и культурного развития, и поэтому проходят некий этап подготовки к созданию социалистического общества.
Советский Союз оказывал Африке серьезную экономическую помощь и, естественно, политическое и идеологическое влияние. Одна треть африканских государств, в свою очередь, ориентировалась на США и западные страны. Оставшаяся треть стран относилась к колеблющимся и неприсоединившимся, именно за них шла борьба. Когда в Советском Союзе начался кризис, пострадали все направления нашей внешней политики, но особенно пострадало африканское направление. Возобладала точка зрения, что это очень затратная деятельность, которая не дает отдачи, а затем начался коллапс, в результате не осталось никаких ресурсов. С 1984 по 1994 годы объем торговли и помощи Африке уменьшился в 10 раз.
Президент Ельцин, который как мы знаем, был ориентирован прозападно, имел только один вектор во внешней политике – западные страны. Африканские, азиатские и латиноамериканские страны он практически не посещал, за редкими исключениями. Однако уже в 1994 году Ельцин по предложению МИДа подписал концепцию региональной внешней политики России в Африке, потому что провал нашей политики в Африке был вопиющим. Весь мир говорил о крушении позиций России в Африке, которая за 10 лет почти полностью их утратила. Была выдвинута идея сохранить всё, что ещё можно сохранить, а позже – расширить.
За советский период в вузах СССР для африканского континента было подготовлено свыше 100 тысяч специалистов с высшим образованием, причем этот процесс проходил по линии государственной помощи, т.е. они не платили за свое образование. Свыше 10 тысяч было подготовлено кандидатов и докторов наук. Республика Конго, о которой мы сейчас говорим, была страной социалистической ориентации, и неудивительно, что для этого государства выделяли много квот. Поэтому тот факт, что 30% членов правительства Конго получило высшее образование в СССР, есть показатель тесного сотрудничества. Образование – это важный рычаг идеологического влияния.
Следующий момент – это поставки вооружения. В конце 80-х – начале 90-х годов примерно 70-80% танков во всех африканских странах были советского производства. Примерно 50% самолетов, 35% вертолетов тоже были советские. Африканские страны достаточно бедные, поэтому покупка современного боевого самолета или танка для них большое событие. Они предпочитают модернизировать, капитально ремонтировать боевую технику. Поэтому там на вооружении ещё стоят МИГи – 19, 21. Рынок поставки оружия, модернизации вооружения, рынок запчастей и расходных материалов – это важное направление для сотрудничества России с этими странами. Если мы теряем инициативу, то рынок быстро захватывают бывшие союзники СССР – Болгария и Чехия, активно действует на этом рынке Израиль, где проживает много выходцев из Советского Союза, которые работали в советском ВПК. Румыния преуспевает на этом рынке по модернизации и торговле советским оружием и запчастями к нему.
Далее, Африка - это континент, где огромные запасы минерального сырья, ресурсов и энергоносителей. В добывающей промышленности Россия имеет сильные позиции, поэтому налажено сотрудничество в добыче нефти с Нигерией и в добыче алмазов с Анголой и т.д.
Следующий момент, о котором можно говорить, – это политическое сотрудничество. Конечно, такого уровня, какой был во времена Советского Союза, достичь вряд ли удастся, но, тем не менее, позиции России с рядом африканских стран по многим моментам совпадают. Например, позиция по Ливии. Африканский союз выдвинул свой план по урегулированию положения в Ливии. Повстанцы, которые свергли и убили Каддафи, отвергли этот план. В итоге отношения нового правительства Ливии с ведущими африканскими странами сейчас достаточно прохладные. В этом вопросе позиции России и Африканского союза близки. Южная Африка (ЮАР) была включена в группу БРИК, а это наиболее развитая страна в Африке.
В большинстве африканских стран в столицах было, как правило, два привлекающих внимание здания – это Дом советской культуры и Дом советской науки и техники. Россия уже не сможет восстановить свои позиции до советского уровня влияния. Сейчас в Африке сильные позиции занимают США, бывшие страны-метрополии, такие как Англия и Франция, в этот регион серьезно внедряется Китай, который стремится за счет африканского континента удовлетворять свои потребности в энергоносителях и сырье. Но, тем не менее, Россия может занять достойную нашей страны нишу на этом континенте. Причем эта политика не должна быть затратной, как это было в советское время. Она должна приносить реальную выгоду. Здесь нашим дипломатам надо осваивать новые методы. Россия списывала десятки миллиардов долларов безвозвратных долгов африканским странам. То, что это понимают в Африке, это тоже показательно. Республика Конго, которая переживает нелегкие времена, стремится активизировать свое развитие и свою внешнюю политику, используя и Россию как свой исторический ресурс, с которой были взаимовыгодные отношения. Со своей стороны Россия также заинтересована в возрождении советского наследия, но уже на новом уровне. Задача это непростая, её можно сравнить с переводом нашей страны на рыночную экономику. Это новая задача – формирование новой внешней политики, политики XXI века, которая возьмет все лучшее от советской внешней политики, но будет современной, и сможет способствовать модернизации и внутреннему развитию России.
2. Ответ на 1., СТРОИТЕЛЬ:
1. Re: Восстановление утраченных позиций