Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Борьба за штурвал тонущего корабля

14.11.2012


Любомир Чолаков о ситуации в Болгарской Православной Церкви после кончины Патриарха Максима …

При поверхностном взгляде сегодняшний конфликт в Священном синоде Болгарской Православной Церкви – это элементарная борьба за власть. А если смягчить выражение, – борьба за влияние. Что, по сущности, одно и то же. Так или иначе, владыки тоже люди со всеми проистекающими последствиями и слабостями. Каждый человек хочет расширить сферу своего влияния – и это имеет отношение как к группам людей, так и к отдельной личности.

Но противостояние в административных верхах Болгарской Церкви не только в личностном плане – между митрополитами Варны – Кириллом, и Пловдива – Николаем. Это, вне зависимости, от того, как это осознается, конфликт между двумя концепциями по поводу путей, которыми должна развиваться Церковь.

Митрополит Кирилл представитель, условно говоря, «консервативной» партии. В принципе, консерватизм вещь хорошая, так как обычно стабилизирует ситуацию. Но, конечно, очень многое зависит от конкретной ситуации.

А ситуацию, в которой сегодня находится Болгарская Православная Церковь, можно определить одним словом: нехорошая. И не только в смысле, что она подвержена постоянным атакам – положение знакомое русским читателям по сопоставлению с ситуацией, в которой находится Русская Православная Церковь. Здесь есть одно очень важное отличие: Русская Церковь ищет пути для диалога с обществом, находится в динамичном процессе, развивается, усиливает свое влияние, хотя не так быстро, как ее паства желала бы. В такой ситуации консерватизм вещь положительная: он служит как необходимый тормоз в автомобиле, набирающем скорость, – ведь никто не знает, что за поворотом и, если что, то можно нажать на тормоза.

Но, конечно, нельзя ездить с постоянно нажатыми тормозами. А именно эта метафора как нельзя лучше характеризирует сегодняшнее состояние Болгарской Православной Церкви в целом. В качестве небольшой иллюстрации может послужить мой диалог со священником в самом большом православном храме на Балканах – Софийском соборе святого Александра Невского. Я спросил его: «Отец, почему Церковь не выходит к людям, почему вы не оглашаете свое отношение по животрепещущим вопросам современности, которые волнуют людей? Вот, сектанты ходят от двери к двери. Вам, конечно, не надо делать точно так же, но надо идти в народ. Ведь сам Христос не ждал, когда люди придут к Нему, Он Сам пришел к ним». Священник, молодой и, надо сказать, энергичный, только пожал плечами: «Так ведь никто из нас не Христос. Кто хочет общаться с Церковью – придет в храм. А кто не хочет – не насильно же его тащить». Конечно, это была не моя территория для спора, и я воздержался упоминать о миссионерстве и проповедях среди людей и т. д.

Именно это характеризует самым точным образом состояние Болгарской Церкви сегодня: она ждет, чтобы люди пришли к ней – и не делает практически ничего, чтобы самой выйти к людям. Ее позиция – молчание и замкнутость в себе. Последствия легко угадать: круг воцерковленных людей, да и просто верующих, неуклонно и довольно быстрыми темпами сужается. В первые годы после т.н. «демократии» было просто неприлично быть атеистом, а теперь интернет-пространство и форумы битком забиты воинствующими атеистическими выпадами и откровенным хамством против Церкви и против Христианства в целом.

На этом фоне медийная война, которая разразилась в Синоде по поводу необходимых процедурных действий после смерти блаженно почившего Патриарха Максима, удручает еще более, так как служит очередным поводом для атак против Церкви.

Митрополит Варненский Кирилл и его приверженцы, каковыми являются большинство членов Синода, представители устоявшегося, консервативного статус-кво. Здесь даже нет нужды говорить об их принадлежности к структурам бывшей Государственной безопасности – почти все они числились агентами, что не ахти какой сюрприз, в те времена это просто подразумевалось само собой. Некоторые из них доносили друг на друга – что тоже на фоне общей ситуации, в которой находится Церковь, уже не особенно впечатляет.

Но, являясь приверженцами закостенелого статус-кво, которое уже 23 года «демократии» тормозит диалог Церкви с обществом, более чем очевидно, что группа митрополита Кирилла, независимо от индивидуальных желаний ее членов, просто не располагает не только какими-то концепциями, но и просто энергией, желанием «отпустить тормоза» и искать новые решения для выхода из тупика.

На этом фоне молодой и энергичный митрополит Пловдивский Николай, несомненно, выглядит более благоприятно. Впрочем, точнее сказать: «выглядел бы...». Так как еще в ходе избрания его Пловдивским митрополитом против него развязали настоящую информационную войну после того, как 14 февраля 2007 г. он объявил римского папу еретиком, ссылаясь на церковные каноны: «...раз исповедует другой символ веры, значит, еретик». С того момента болгарские СМИ, которые почти всецело зависимы от западных собственников и акционеров, следят за каждым его шагом под лупой и не упускают случая, чтобы атаковать. Это, конечно, сильно роняет его престиж в глазах среднего обывателя. На его репутацию «возмутителя спокойствия» не только среди членов Синода, но и в обществе, влияет еще и то обстоятельство, что ему меньше 50 лет, а это возраст минимальный для того, чтобы стать кандидатом в Патриархи, это делает его кандидатуру маловероятной для избрания. Формальный барьер можно устранить на Церковно-народном соборе, и его приверженцы теперь добиваются созыва такого Собора, но, очевидно, что другие члены Синода будут против.

Вся эта борьба в верхах церковной администрации, конечно, нисколько не помогает верующим, а только льет воду на мельницу антихристианских сил. Но и это не самое большое зло.

Не только чтобы уменьшить роль Церкви в болгарском обществе, но и чтобы, в принципе, сузить в максимальной степени влияние Христианства вообще, определенные силы на Западе выбрали довольно радикальный подход - стратегию демографической войны. Уже почти половина населения Болгарии не говорит на болгарском языке - основными языками в Родопах, Добрудже, Юго-Восточной Болгарии, во многих деревнях и городских кварталах являются турецкий и цыганский. Там и хлеб не можешь купить в магазине, если говоришь с продавцом на болгарском - или не поймет, или сделает вид, что не понимает. Посланники стран Европейского союза и США открыто пересылают денежные и ресурсные гранты цыганским организациям, цыганским студентам, цыганским детям - нисколько не смущаясь (и, конечно, никто им не делает замечания), что это является нарушением Болгарской конституции, которая не позволяет деление людей по этническому признаку. Вчера, 13 ноября, министр внутренних дел Ц.Цветанов сообщил, что через 8 лет 23% населения Болгарии будут цыгане. В прошлом году впервые более чем 50% первоклассников были цыгане. Очевидно, что через каких-то 30-40 лет в Болгарии вообще не будет Православия просто по причине отсутствия православных людей или людей, которые могли бы быть православными.

На этом фоне нынешняя борьба в Синоде, вольно или невольно, выглядит как желание захватить штурвал корабля, который уже затонул до капитанского мостика...

Любомир Чолаков, писатель, переводчик, специально для «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. М.Яблоков : Ответ на 5., vlad7:
2012-11-14 в 18:17

которую готовят строители "евразийского союза"


Хуже этой идеологии и быть не может...
6. М.Яблоков : Ответ на 4., Сергий Агапов:
2012-11-14 в 18:16

Нет, я не принимаю сейчас чью-либо сторону, я сожалею, что подобное происходит среди православных христиан.


Такое было на протяжении всей истории Христианской Церкви.
5. vlad7 : Re: Борьба за штурвал тонущего корабля
2012-11-14 в 17:56

"Очевидно, что через каких-то 30-40 лет в Болгарии вообще не будет Православия просто по причине отсутствия православных людей или людей, которые могли бы быть православными" -- это и наша перспектива, которую готовят строители "евразийского союза"
4. Сергий Агапов : Ответ на 1., М.Яблоков:
2012-11-14 в 17:55

«Так ведь никто из нас не Христос. Кто хочет общаться с Церковью – придет в храм. А кто не хочет – не насильно же его тащить» - правильно батюшка сказал!А сама статья просто мерзкая.


А я, грешный, наоборот, благодарен Дорогой Редакции за публикацию мнения Любомира Чолакова, хотя и не разделяю его оптимизма по поводу положительной оценки диалога нашей Церкви с обществом. Не принимает моя душа новых миссионерских методов. Ни байкеры со стягами, ни заискивание перед публикой рок-концертов, ни художественные перформансы не симпатичны мне. Но тревожат меня нынешние расколы в православной Церкви. Новостильники и старостильники, сторонники изменения языка церковных богослужений и их противники, стяжатели и нестяжатели, и, как в данном случае, сотрудничающие с спецслужбами богоборческими и их обличители. Нет, я не принимаю сейчас чью-либо сторону, я сожалею, что подобное происходит среди православных христиан. Пример Болгарии очень тревожен. Страна православная гибнет. В этом я согласен с Любомиром. Одно членство в НАТО чего стоит. И это страна член бывшего Варшавского договора. И тут еще раскол среди иерархов.
//ruskline.ru/n..._varnenskij_kirill/
http://pravoslavno-r...nal.com/226050.html
http://www.bg-patria...bg/news.php?id=91263
3. Андрей Карпов : Re: Борьба за штурвал тонущего корабля
2012-11-14 в 17:03

Из текста статьи неясно, в чём всё же отличие концепций митрополита Кирилла и митрополита Николая. Консерватизм - это верность тому, что есть. Это понятно... Но что предлагается в качестве альтернативы? Осталось за кадром.

Ограничение по возрасту Патриарха, думается, не на пустом месте выросло, а есть результат некой исторической мудрости. Переписывать канон под конкретное лицо - очень редко когда бывает правильным.

Ссылка на связь с госбезопасностью - это из разряда удара ниже пояса. Причём удара "втихую", поскольку вроде бы высказывается понимание, что в годы социализма от этого было не уйти... Ну коли есть такое понимание, зачем тогда об этом говорить? А если говорится для того, чтобы подчеркнуть преимущество митрополита Николая, так это не его личное преимущество, а дар времени...

Так что приходится признать статью не столько аналитической, сколько манипуляционной...
2. рудовский : Re: Борьба за штурвал тонущего корабля
2012-11-14 в 15:49

Любомир Чолаков,
а цыгане в Болгарии какой веры?
1. М.Яблоков : Re: Борьба за штурвал тонущего корабля
2012-11-14 в 14:42

«Так ведь никто из нас не Христос. Кто хочет общаться с Церковью – придет в храм. А кто не хочет – не насильно же его тащить» - правильно батюшка сказал!

А сама статья просто мерзкая.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме