Но противостояние в административных верхах Болгарской Церкви не только в личностном плане – между митрополитами Варны – Кириллом, и Пловдива – Николаем. Это, вне зависимости, от того, как это осознается, конфликт между двумя концепциями по поводу путей, которыми должна развиваться Церковь.
Митрополит Кирилл представитель, условно говоря, «консервативной» партии. В принципе, консерватизм вещь хорошая, так как обычно стабилизирует ситуацию. Но, конечно, очень многое зависит от конкретной ситуации.
А ситуацию, в которой сегодня находится Болгарская Православная Церковь, можно определить одним словом: нехорошая. И не только в смысле, что она подвержена постоянным атакам – положение знакомое русским читателям по сопоставлению с ситуацией, в которой находится Русская Православная Церковь. Здесь есть одно очень важное отличие: Русская Церковь ищет пути для диалога с обществом, находится в динамичном процессе, развивается, усиливает свое влияние, хотя не так быстро, как ее паства желала бы. В такой ситуации консерватизм вещь положительная: он служит как необходимый тормоз в автомобиле, набирающем скорость, – ведь никто не знает, что за поворотом и, если что, то можно нажать на тормоза.
Но, конечно, нельзя ездить с постоянно нажатыми тормозами. А именно эта метафора как нельзя лучше характеризирует сегодняшнее состояние Болгарской Православной Церкви в целом. В качестве небольшой иллюстрации может послужить мой диалог со священником в самом большом православном храме на Балканах – Софийском соборе святого Александра Невского. Я спросил его: «Отец, почему Церковь не выходит к людям, почему вы не оглашаете свое отношение по животрепещущим вопросам современности, которые волнуют людей? Вот, сектанты ходят от двери к двери. Вам, конечно, не надо делать точно так же, но надо идти в народ. Ведь сам Христос не ждал, когда люди придут к Нему, Он Сам пришел к ним». Священник, молодой и, надо сказать, энергичный, только пожал плечами: «Так ведь никто из нас не Христос. Кто хочет общаться с Церковью – придет в храм. А кто не хочет – не насильно же его тащить». Конечно, это была не моя территория для спора, и я воздержался упоминать о миссионерстве и проповедях среди людей и т. д.
Именно это характеризует самым точным образом состояние Болгарской Церкви сегодня: она ждет, чтобы люди пришли к ней – и не делает практически ничего, чтобы самой выйти к людям. Ее позиция – молчание и замкнутость в себе. Последствия легко угадать: круг воцерковленных людей, да и просто верующих, неуклонно и довольно быстрыми темпами сужается. В первые годы после т.н. «демократии» было просто неприлично быть атеистом, а теперь интернет-пространство и форумы битком забиты воинствующими атеистическими выпадами и откровенным хамством против Церкви и против Христианства в целом.
На этом фоне медийная война, которая разразилась в Синоде по поводу необходимых процедурных действий после смерти блаженно почившего Патриарха Максима, удручает еще более, так как служит очередным поводом для атак против Церкви.
Митрополит Варненский Кирилл и его приверженцы, каковыми являются большинство членов Синода, представители устоявшегося, консервативного статус-кво. Здесь даже нет нужды говорить об их принадлежности к структурам бывшей Государственной безопасности – почти все они числились агентами, что не ахти какой сюрприз, в те времена это просто подразумевалось само собой. Некоторые из них доносили друг на друга – что тоже на фоне общей ситуации, в которой находится Церковь, уже не особенно впечатляет.
Но, являясь приверженцами закостенелого статус-кво, которое уже 23 года «демократии» тормозит диалог Церкви с обществом, более чем очевидно, что группа митрополита Кирилла, независимо от индивидуальных желаний ее членов, просто не располагает не только какими-то концепциями, но и просто энергией, желанием «отпустить тормоза» и искать новые решения для выхода из тупика.
На этом фоне молодой и энергичный митрополит Пловдивский Николай, несомненно, выглядит более благоприятно. Впрочем, точнее сказать: «выглядел бы...». Так как еще в ходе избрания его Пловдивским митрополитом против него развязали настоящую информационную войну после того, как 14 февраля 2007 г. он объявил римского папу еретиком, ссылаясь на церковные каноны: «...раз исповедует другой символ веры, значит, еретик». С того момента болгарские СМИ, которые почти всецело зависимы от западных собственников и акционеров, следят за каждым его шагом под лупой и не упускают случая, чтобы атаковать. Это, конечно, сильно роняет его престиж в глазах среднего обывателя. На его репутацию «возмутителя спокойствия» не только среди членов Синода, но и в обществе, влияет еще и то обстоятельство, что ему меньше 50 лет, а это возраст минимальный для того, чтобы стать кандидатом в Патриархи, это делает его кандидатуру маловероятной для избрания. Формальный барьер можно устранить на Церковно-народном соборе, и его приверженцы теперь добиваются созыва такого Собора, но, очевидно, что другие члены Синода будут против.
Вся эта борьба в верхах церковной администрации, конечно, нисколько не помогает верующим, а только льет воду на мельницу антихристианских сил. Но и это не самое большое зло.
Не только чтобы уменьшить роль Церкви в болгарском обществе, но и чтобы, в принципе, сузить в максимальной степени влияние Христианства вообще, определенные силы на Западе выбрали довольно радикальный подход - стратегию демографической войны. Уже почти половина населения Болгарии не говорит на болгарском языке - основными языками в Родопах, Добрудже, Юго-Восточной Болгарии, во многих деревнях и городских кварталах являются турецкий и цыганский. Там и хлеб не можешь купить в магазине, если говоришь с продавцом на болгарском - или не поймет, или сделает вид, что не понимает. Посланники стран Европейского союза и США открыто пересылают денежные и ресурсные гранты цыганским организациям, цыганским студентам, цыганским детям - нисколько не смущаясь (и, конечно, никто им не делает замечания), что это является нарушением Болгарской конституции, которая не позволяет деление людей по этническому признаку. Вчера, 13 ноября, министр внутренних дел Ц.Цветанов сообщил, что через 8 лет 23% населения Болгарии будут цыгане. В прошлом году впервые более чем 50% первоклассников были цыгане. Очевидно, что через каких-то 30-40 лет в Болгарии вообще не будет Православия просто по причине отсутствия православных людей или людей, которые могли бы быть православными.
На этом фоне нынешняя борьба в Синоде, вольно или невольно, выглядит как желание захватить штурвал корабля, который уже затонул до капитанского мостика...
Любомир Чолаков, писатель, переводчик, специально для «Русской народной линии»
7. Ответ на 5., vlad7:
6. Ответ на 4., Сергий Агапов:
5. Re: Борьба за штурвал тонущего корабля
4. Ответ на 1., М.Яблоков:
3. Re: Борьба за штурвал тонущего корабля
2. Re: Борьба за штурвал тонущего корабля
1. Re: Борьба за штурвал тонущего корабля