Дмитрий Медведев, говоря об итогах встречи с премьер-министром Вьетнама, сообщил, что идет обсуждение возможности создания в Камрани российской военно-морской базы. Также наши специалисты ведут переговоры о строительстве атомной станции, сообщает сайт «Первого канала». Кроме того, сообщается, что между Вьетнамом и Таможенным союзом будет заключено соглашение о зоне свободной торговли. Обсуждение условий начнется в январе 2013-го года. «Для Вьетнама, совершенно очевидно, это открывает новые возможности, потому что три страны с единым таможенным режимом, и для нас это неплохо, потому что Вьетнам имеет огромное количество зон свободной торговли с другими странами и активно развивает свои торговые связи, - отметил Медведев. - Мы должны не просто снять барьеры, а сделать так, чтобы происходил именно свободный обмен не только товарами, но и услугами, и работами, которые выполняются и Российской Федерацией, и Белоруссией, и Казахстаном, и, естественно, Социалистической Республикой Вьетнам».
Ранее, 6 ноября, Д.Медведев выступил на втором пленарном заседании саммита форума «Азия – Европа» (АСЕМ) в Лаосе. Выступая на форуме, премьер-министр РФ заявил о необходимости создания «новой архитектуры энергетического сотрудничества», которая будет отвечать интересам всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом глава правительства России особо подчеркнул, что энергетическая стратегия РФ предусматривает увеличение доли государств АТР в структуре российского экспорта практически до 30%. Затронув проблему продолжающегося роста цен на продовольствие, Д.Медведев предложил создать «восточный зерновой коридор», то есть строительство крупных зерновых терминалов на Дальнем Востоке. «Как нам представляется, это было бы полезно для всех государств, которые расположены в Азии», – отметил Д.Медведев. «Мы будем содействовать, естественно, устойчивому обеспечению региона продовольствием», – добавил премьер-министр.
Прокомментировать активизацию российско-вьетнамских отношений и высказать свое мнение об итогах форума в Лаосе, мы попросили политолога-международника, декана факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктора философских наук, профессора Юрия Косова.
Россия сейчас активизирует свою внешнюю политику, старается сделать её многовекторной и возвращается в те регионы, которым Советский Союз когда-то оказывал большую помощь. Чтобы восстановить позиции, используется, с одной стороны, советское наследие, с другой стороны, – реалии и потребности XXI в., т.е. те задачи, которые стоят перед Россией на будущее.
Юго-Восточная Азия - это очень перспективный регион, который быстро развивается, используя такие факторы как азиатское трудолюбие, способность к адаптации, возможность получать новые технологии из стран Запада. Неслучайно здесь проводятся большие международные форумы и проходят двухсторонние мероприятия. Саммит, который проходил в Лаосе, - это мероприятие в рамках трансрегионального сотрудничества «Европа – Азия». На таких саммитах часто обсуждаются второстепенные вопросы и вопросы общего характера. Сейчас в Европе экономический спад. Там стараются закрыть свои рынки от азиатских товаров. Кроме того, платежеспособность Европы уменьшается и встает вопрос о том, надо ли дальше выводить производство с европейского континента на азиатский. Это серьезная проблема. Но так как на данном форуме не было подготовлено каких-то решений, то, очевидно, что там обсуждались вопросы второго ряда. Тем не менее, важным моментом является то, что диалог Европа - Азия идет. При определенных условиях может сложиться такая ситуация, что на этих саммитах будут обсуждаться и более серьезные вопросы.
Также важно, что Россия участвует в этом диалоге. Наша страна не сразу включилась в этот диалог, но здесь есть свои проблемы. Мы много говорим о том, что Россия является евразийской державой и готова выступать посредником между Европой и Азией, устанавливать трансконтинентальные отношения. Россия предложила транспортные проекты на этом саммите - это Транссибирская магистраль и Северный морской путь. Но пока это только проекты, потому что Транссибирская магистраль сейчас работает с максимальной нагрузкой, она загружена российскими перевозками. Северный морской путь тоже требует дополнительной инфраструктуры. Если будут найдены инвесторы, то эта проблема будет решаться. Пока же это только перспективный проект.
В отношениях с Вьетнамом у нас традиционно существует определенная доверительность. В своё время СССР серьезно помог Вьетнаму в отражении агрессии США с 1965 по 1975 годы. Из той войны Вьетнам вышел победителем, но понес колоссальные потери. Сейчас во Вьетнаме при сохранении коммунистического правления происходят серьезные экономические преобразования, страна быстро развивается, имеет очень хорошие показатели. При этом наше сотрудничество взаимовыгодно. Россия может выйти на новые рынки, где востребована продукция обрабатывающей промышленности. Качество российской продукции сейчас возрастает, но конкуренцию с мировыми брендами она пока не выдерживает, но по параметрам «цена - качество» может быть востребована во Вьетнаме. Это продукция машиностроения, оружие, которое во Вьетнаме знают и хорошо воспринимают, а отнюдь не только сырье. Кроме того, во Вьетнаме работает огромный слой технической интеллигенции, а это люди, которые получили образование в Советском Союзе, знают русский язык и русскую культуру.
Что касается взаимоотношений с Китаем, то у Вьетнама с ним были определенные проблемы. В 1979 году произошла двухнедельная война. Вьетнам и сейчас опасается экспансии китайских товаров, китайского бизнеса, настороженно относится к предложениям Пекина создать зону свободной торговли, потому что Вьетнам хотя и является страной почти со стомиллионным населением, но Китай этот показатель превышает в 15 раз, и понятно, что он может поглотить вьетнамский рынок и промышленность. Тут опасения Вьетнама и России совпадают.
Мне кажется, что сейчас геополитические соображения в российско-китайских отношениях уступают место экономическому сотрудничеству. Китай рассчитывает на российские энергоресурсы и военные технологии. С другой стороны, с усилением мощи китайской экономики будут обостряться отношения между Китаем и США, так что в этом плане отношения с Россией для Китая тоже важны. Это не значит, что Россия будет поддерживать конфронтацию между этими странами, она будет действовать в своих национальных интересах, но понятно, что открывать два фронта противоречий - с США и Россией - Китаю явно невыгодно. И последний аргумент - в отношениях с Китаем у России сложилась такая ситуация, когда страны, с которыми Китай поддерживает добрые отношения, достаточно прохладно относятся к России и наоборот. Примером являются Индия и Пакистан. Пакистан в хороших отношениях с Китаем, а у России с ним сложные отношения ещё с Афганской войны. У Индии напротив сложные отношения с Китаем, между этими странами существуют пограничные конфликты, как и у Вьетнама, но это серьезный геополитический союзник России. Кроме того, интересы России и Китая сталкиваются в Иране. Несколько лет назад китайская сторона выиграла проект на строительство метро в Тегеране, на который очень рассчитывала российская сторона. Но все эти противоречия обычные в современном мире, поэтому стороны их не гипертрофируют, не ставят под сомнение ту выгоду, которую получают Россия и Китай от взаимного сотрудничества.
Что касается Таможенного союза, то эти предложения надо прорабатывать, потому что для вхождения страны в Таможенный союз необходимо наличие общей границы. У Вьетнама с членами Таможенного союза общей границы нет. По этой причине, например, Армения не входит в ЕврАзЭС и в Таможенный союз, хотя она всегда была ориентирована на такое сотрудничество. С другой стороны, у Армении нет выхода к морю, а тут возможны варианты с морскими акваториями, но опять же, трассы будут пролегать мимо Китая. В любом случае такой подход надо приветствовать, он увеличивает многовекторность российской внешней политики, открывает для России рынки, где нашу страну знают и ждут. Умение сочетать советское наследие с перспективными возможностями современной России, мне кажется, может стать достаточно сильной стороной российской дипломатии.
2. Re: «Многовекторность российской внешней политики открывает для России рынки»
1. Re: «Многовекторность российской внешней политики открывает для России рынки»