Открыл слушания Председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Он отметил, что главным инструментом реализации образовательной политики станет новый Закон об образовании, проект которого принят в первом чтении.
Отметив, что законопроект прошел длительное общественное обсуждение, и еще до официального внесения проекта в Думу к нему поступило более 20 тысяч поправок и предложений, С.Нарышкин признал, что остается целый ряд вопросов, которые вызывают опасения у граждан и экспертов. В их числе, сказал он, модель стипендиального обеспечения. Другая резонансная тема – льготы по оплате коммунальных услуг для учителей сельских школ. «Мы должны найти такое решение, чтобы в будущем положение этой категории педагогов не ухудшилось», - сказал Председатель Госдумы.
С.Нарышкин также обратил внимание, что много обращений посвящено вопросу закрытия малокомплектных школ. В них предлагается при решении такого рода вопросов учитывать мнение населения. Затронув тему парламентского контроля, Нарышкин предложил, учитывая ключевое значение сферы образования, на законодательном уровне ввести ежегодный отчет или доклад Правительства о реализации государственной образовательной политики. «Ведь сделать образование по-настоящему качественным, современным и конкурентоспособным – общая задача всех ветвей власти», - сказал он.
Председатель Комитета по образованию Александр Дегтярев подчеркнул, что в ходе подготовки проекта закона об образовании были задействованы все механизмы и инструменты выработки коллегиального мнения. Наиболее остро, по его словам, ставились проблемы, связанные с экономикой образования. Так, в большинстве обращений предлагалось законодательно закрепить требование указа Президента о повышении средней зарплаты педагогов до средней зарплаты в регионе. Такую поправку, по словам А.Дегтярева, необходимо принять. Нужно также законодательно закрепить нормы об увеличении числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования, которые должны финансироваться бюджетами всех уровней. Следует сохранить существующие меры социальной поддержки сельских учителей, а также студентов, проживающих в общежитии. А.Дегтярев предложил сформулировать пакет предложений, которые могут впоследствии войти в качестве поправок в отдельные законодательные акты и закон об образовании. «В этом я вижу наш гражданский, профессиональный и политический долг», - заключил председатель Комитета.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов согласился, что ряд вопросов требует дальнейшей доработки. По его словам, это нормы о промежуточной итоговой аттестации обучающихся, о документах об образовании и квалификации. Кроме того, важно уточнить полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по безусловному обеспечению госгарантий в сфере образования, по организации и предоставлению дополнительного образования детям. Следует также оптимизировать нормы, регулирующие вопросы лицензирования и государственной аккредитации, контроля и надзора в сфере образования. Коснувшись вопроса о льготах сельским педагогам, министр обратил внимание участников дискуссии, что статья 114 законопроекта содержит прямой запрет на снижение размеров и условий обеспечения трудовых прав и социальных гарантий педагогов и студентов. Он рассказал о «системном повышении» стипендий. С 1 сентября 2011 года повышена стипендия студентам старших курсов, а с 1 сентября 2012 года до прожиточного минимума доведен размер стипендии нуждающимся студентам первого и второго курсов, при условии, что они учатся на «хорошо» и «отлично». Министр также сообщил, что в течение трех лет будет «радикально улучшена» ситуация с обеспечением студентов общежитиями.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина акцентировала внимание участников слушаний на проблеме сохранения сельских малокомплектных школ. «Нет школы – нет села», - сказала она, сообщив, что в период с 2005 по 2010 год закрылись 13 377 школ, из них 10 тысяч – сельские. В 2011 году ликвидировано 2 340 сельских школ. Необходимо вернуть право решать вопросы реорганизации и ликвидации сельских школ и детских садов на сходе жителей.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин отметил, что если в законе не будет зафиксировано, что средняя зарплата учителей должна быть не ниже уровня средней зарплаты в субъекте Федерации, регионы в погоне за отчетностью будут сокращать количество учителей и увеличивать нагрузку на оставшихся. Он предложил законодательно закрепить право учителей на досрочную пенсию, перечень обязательных школьных предметов, право родителей детей-инвалидов выбирать между коррекционной школой и инклюзивным образованием, а также приравнять размер студенческой стипендии к прожиточному минимуму.
Как заявил член комитета Государственной Думы по образованию, экс-глава Рособразования Григорий Балыхин («Единая Россия»), в проект базового закона «Об образовании в РФ», внесенный в Госдуму Правительством РФ, были включены многие предложения, высказанные при его обсуждении на стадии подготовки. Однако в комитет Госдумы по образованию продолжают поступать предложения по доработке законопроекта, в комитете уже находятся обращения более чем от 5 тыс. образовательных организаций, 90 тыс. граждан, сообщает ИА Regnum. Участники парламентских слушаний, проходящих в Госдуме, отмечают, что ряд принципиально важных предложений не нашел адекватного отражения в законопроекте, особенно это касается вопросов, связанных с экономикой образования, отметил Балыхин.
Со стороны Русской Православной Церкви в мероприятии приняли участие: и.о. заместителя Председателя Отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), член рабочей группы по выработке поправок к проекту ФЗ «Об образовании», созданной по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главный юрисконсульт ОРОиК Е.Н.Зайчикова, и О.М.Трайнин, юрисконсульт юридической службы Московской Патриархии.
По итогам слушаний к включению в состав поправок ко второму чтению законопроекта были приняты предложения, подготовленные представителями рабочей группы РПЦ по выработке поправок к обсуждаемому законопроекту, сообщает сайт Отдела религиозного образования и катехизации. Данные предложения касаются исключения из текста закона положений, содержащих угрозу различных форм дискриминации в правоприменительной практике в связи с осуществлением образовательного процесса, и установления принципа финансирования образовательных учреждений без различия их организационно-правовых форм, тем самым устанавливая равенство между государственными и негосударственными (в том числе конфессиональными) образовательными учреждениями с точки зрения подходов к бюджетному финансированию их деятельности. Также было принято предложение рабочей группы о введении в законопроект новой статьи, регулирующей вопросы получения образования в специализированных учреждениях, таких как суворовские и нахимовские училища и кадетские корпуса.
Предполагается, что Государственная Дума завершит рассмотрение обсуждаемого законопроекта до конца текущего года.