Первое – это слова министра культуры, Владимира Мединского, обмолвившегося, что он не знает, где пролегает граница между культурой и антикультурой. По его мнению, каждый сам проводит для себя эту границу. Задача же Министерства культуры – распределять деньги между проектами и следить, чтобы они расходовались по назначению. Содержание проектов, таким образом, остаётся за кадром.
Второе высказывание тоже принадлежит работнику культуры, а именно – директору Городского выставочного зала г. Петрозаводска Марии Юфа: «Каждую последнюю субботу месяца мы предлагаем школьникам и студентам до 18 лет бесплатно познакомиться с экспозициями, представленными в нашем учреждении. Подобный день открытых дверей обеспечивает полную доступность к нашим услугам, привлекает внимание молодых зрителей, а также дает возможность всем классом посетить выставку». Отличная практика! Реальная забота о культурном просвещении детей и молодёжи. Однако… Не надо забывать, что мы находимся в ситуации, когда содержание культуры выведено из сферы внимания. И чем в этих условиях может обернуться культурное просвещение? На что будут приходить смотреть дети?
В данном случае прекрасные слова директора выставочного зала сказаны по поводу выставки Андрея Чежина, названного «известным российским фотохудожником», которая называется «Кнопка и модернизм». В каждой из работ Чежина присутствует канцелярская кнопка в том или ином воплощении – такая вот отработка заданной темы. Не самый худший из возможных вариантов: современное искусство способно производить и нечто по-настоящему гадкое. Кнопки Чежина всё же сохраняют некую толику вкуса и отражают определённое мастерство автора. Но механическое производство образов кнопок мало чем способно обогатить душу.
И вот директор выставочного зала зовёт на экспозицию детей. Можно представить, что учителя будут организовывать коллективные экскурсии на выставку «известного фотохудожника» - бесплатно же! И всё это благословляется министром культуры, который оставляет школьникам право самим определять, что есть подлинная культура, а что нет. То есть культурная жизнь вроде бы идёт, выставки проводятся; вроде как присутствует и культурное образование, что-то и как-то делается ради детей. Шестерёнки крутятся, а подлинная культура потихоньку истаивает, размывается потоком культурных пустышек. Народ утрачивает былой уровень культурного восприятия. И печально, что на переднем плане деградации оказываются дети.
Следует спросить: на ком будет лежать ответственность за культурное обнищание нации? В первую очередь, конечно, - на тех, кто руководит нашей культурой, в том числе и на Владимире Мединском лично. Как бы ему и не хотелось уйти от разговора о содержании культуры, от него уйти нельзя. Там, где прекрасное подменяется кнопкой, будут возникать люди с технологией, занимающей место души. Стоит ли всех министерских постов и денег право оказаться в первых рядах дегуманизаторов человечества?
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
2. Медынский не слышит Владимира Путина
1. Очередной министр непознанной культуры