Прокомментировать предложение известного политика корреспондент издания Regions.ru попросил православных священнослужителей.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, назвал эту идею вполне уместной. «У государства должна быть какая-то идеология, в том числе отраженная в Конституции. У нас декларируется светское государство, но должна быть идейно-нравственная ориентация. Наше государство исторически формировалось как православное. И если бы в Конституции идейно было бы отражено христиански ориентированное общество, это не значило бы, что все должны быть принудительно православными. Но как идейная ориентация государства – это было бы вполне уместно и способствовало к мобилизации общества, особенно применительно к внешним вызовам, опасностям, кризисам, да и многие проблемы тогда рассосались бы сами собой», - считает пастырь.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, признался, что мнение Сергея Бабурина ему очень по душе – «это мнение человека по-своему стремящегося исполнения патриотического долга перед Россией, и человека, безусловно, православного. И я был бы рад, если бы среди чиновников, депутатов Госдумы такие настроения преобладали». «Произойдет ли такое изменение в Конституции? Признаюсь, я сомневаюсь, что это может случиться при нынешнем, раздробленном и растрепанном, состоянии Госдумы, да и России в целом. Целостность и доминанта Православия у нас сохранены, но эта доминанта не представлена в существующих органах. То есть это мнение не преобладает среди тех людей, которые представляют интересы России», - заметил отец Александр.
«Может быть, такие люди, как Сергей Бабурин, станут центрами объединения здоровых сил в обществе, и тогда кое-что изменится. Но даже если эти слова не будут поддержаны, то хотя бы они услышаны, и это хорошо. Чем ближе государство будет к христианскому обществу, тем для нас и для наших детей лучше», - заключил священник.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что нынешняя Конституция «очень несовершенна», и в первую очередь «даже не в тех статьях, на которые указывает С.Бабурин». «Она вообще не является Конституцией суверенного национального государства. По нашей Конституции международные законы выше наших национальных. Это Конституция фактически колониально зависимого государства. Это явная международная дискриминация. Почему С.Бабурин ничего об этом не говорит?» - задается вопросом священник.
«Ведь мы не можем ничего изменить в своей собственной Конституции без санкции каких-то международных жандармов. Американцы, Евросоюз запросто вмешиваются в наши дела, а мы и возразить ничего не можем. Без их одобрения мы ничего изменить не сможем. Такова реальность. Прежде всего нужно уйти от колониальной зависимости», - считает отец Александр.
Между тем, продолжил он, «и Греция, и Грузия в полном смысле национальные государства, народы которых единодушно, по крайней мере, в подавляющем большинстве признают Православие господствующей религией. Мы живем в другой стране. У нас вроде бы тоже 80% считают себя православными, но практикующими являются не более 10%, а остальные остаются религиозно безразличными. А потому такие поправки не сочтет нужными ни правящий слой, ни широкие массы. При этом активно антихристианские группы набирают силу. Православие должно сначала реально распространиться и укрепиться в народе. Вот дело первоочередной важности. Без этого даже самые правильные предложения будут оставаться прекраснодушными фантазиями. Даже если мы сейчас пропишем в Конституции, что Россия – православное государство, ничего не изменится, потому что не изменятся люди».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, предложил разделить понятия «актуальность» и «своевременность»: «Безусловно, эти предложения актуальны. Да, именно Православие сформировало Россию и русский национальный характер. И, и всегда русский народ ощущал себя именно православным народом. Но своевременны ли эти предложения? Как на них отреагирует наше общество? Нужны исследования, разъяснительная работа, нужно доносить до наших соотечественников необходимость принятия таких поправок, чтобы это стало общим волеизъявлением. Готово ли наше общество на данном этапе принять такие поправки? Это и должны показать исследования. Поэтому, поддерживая эти предложения, добавляю к ним и пожелание провести соответствующее исследование, а главное – просветительскую, разъяснительную работу, чтобы наши соотечественники в большинстве сами сознательно пришли к пониманию необходимости данных поправок».
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, согласился с позицией С.Бабурина, но также выразил мнение, что вносить предлагаемые изменения в Конституцию сейчас было бы преждевременно. «Даже объявлять референдум слишком рано. Народ просто не поймет, в чем дело», - сказал он. «Предложения хорошие и правильные, но людям надо сначала объяснить самые элементарные вещи – провести серьезную просветительскую работу, подготовить почву. Ведь сейчас у людей даже считающих себя православными, о Православии довольно странные представления. При малейшей попытке что-то изменить в Конституции сразу же поднимется крик о том, что Православие стремится к господству и притесняет остальные религии. Хотя понятно, что признание ведущей роли Православия не должно ущемлять ничью религиозную свободу. Все это нужно терпеливо объяснять. Когда просветительская работа начнет приносить реальные плоды, тогда уже можно будет думать и о референдуме», - пояснил свою позицию отец Сергий.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, считает, что главная проблема в правопреемстве. «Между современной Россией и императорской Россией – пропасть. Чьи мы на самом деле преемники – большевиков или дореволюционной России? В этом все дело. Сейчас не та ситуация, чтобы можно было говорить о главенстве какой-либо одной религии, и никакого преимущества у нас нет. Конечно, было бы хорошо сделать так, как предлагает Бабурин. Но он сам прекрасно понимает, что это нереально. Ведь мы на самом деле – на грани этнических и религиозных войн. Слава Богу, за то, что у нас сейчас есть. Это бы сохранить. В императорскую Россию вернуться невозможно. Это утопия. Тогда надо уж каждого конкретно спрашивать, преемником какой России он себя считает, чьи мы наследники. Но никто толком и не ответит», - считает священник.