В марте подобные протесты православных отменили выступления петербургского театра «Рок-опера» в Гомеле и Могилеве. «Мюзикл извращает многие ключевые моменты библейской истории», - утверждали верующие.
Споры продолжаются по сей день. Понятно, что для христиан словосочетание «играть Бога» невыносимо режет не только слух, но и душу – Господь и игра – вещи несовместимые, априори. Он – «И Путь, и Истина, и Жизнь», противник же его – обезьяна Бога – кривляется и подражает Ему.
Это – кардинальный взгляд истинно верующих сердец непонятен даже для многих творцов, причисляющих себя к христианам, - от искусствоведов до журналистов, мечтающих с миссионерской целью рассказать народным массам о Господе, трактуя Евангелие – для понятности публики – со спецэффектами, переодеваниями, ариями и лицедейством. Аргумент таков: в игровой форме дети учатся жить. Но можно ли сыграть Бога и научить жить со сцены, на которой атеист или агностик, а иной гражданин за это дело не возьмется, будет трактовать Христа и Евангелие в понятных ему образах? И что может быть понятно атеисту в Евангелии? Отрицание Господа или сомнения в Нем не созидательны по своей сути, а фантазирование на библейские темы не может быть орудием православной миссии. Ее единственное орудие – достоверность Слова. К тому же миссия никогда не станет утверждать, что Иисус Христос был супер-звездой!
В этой связи странным кажется высказывание Игоря Петровского, пресс-секретаря главы Донской митрополии: «Что касается трактовки образа Спасителя в данной опере, то странным выглядит сравнение литературно-музыкального либретто с учебниками по православной догматике. Для православного христианина подобные произведения – это площадка для искусствоведческих, богословских и литературных дискуссий, а не предмет запрета и прокурорских разбирательств». То есть православной догматикой в рок-опере и не «пахнет», а «пахнет» искусствоведческими и литературными дискуссиями… Вот так так! Как говорится, без комментариев!
Анализировать чужой религиозный опыт, позволяющий называть Спасителя супер-звездой, совсем не хочется. Замечательно сказал о.Андрей Кураев: «Однажды в человеке просыпается жажда подлинности. Ему становится душно в мире культуры, в бесконечных взаимных отражениях образов, аллегорий, взаимных отсылок и цитат, скрытых и явных аллюзий...»
Зачем искать божественную реальность в театре? Она есть в любых человеческих отношениях, наполненных любовью. Но осознание себя как христианина невозможно без встречи с Христом. А вот после этой встречи уже не хочется никаких театральных образов. А до встречи с ним подобное «творчество» может увести совсем в другую сторону.
Ульяна Лелеалк
3. Re: Встретить Христа на… сцене
2. Ничего хорошего
1. Недопустимо!