Что мы можем?

Размышления Андрея Карпова о задачах, стоящих перед патриотическим движением

0
515
Время на чтение 6 минут
Пафос – необходим; он помогает находить силы там, где сил уже, кажется, нет. Он помогает мобилизоваться. Но результат одним пафосом не достигается. Нужно знать, к чему прилагать наши силы, чего хотеть и в каком направлении двигаться. Поэтому иной раз полезно отложить эмоции и посмотреть на ситуацию рационально.

Предлагаю порассуждать именно в таком сухом, чисто логическом ключе. Главный вопрос, который я хочу в результате прояснить, прежде всего, для самого себя: а что мы можем? Под «мы» я здесь понимаю искренних патриотов России, к которым имею наглость относить и себя. В рассуждения о том, что есть истинный патриотизм, сейчас вдаваться не будем. Это – тема для отдельного, большого разговора. Для настоящего анализа достаточно, что есть множество людей, отождествляющих себя с Россией и воспринимающих разрушение традиционных для России ценностей и систем как угрозу культурно-исторической идентификации своей страны. Россия может перестать быть собой – либо просто исчезнуть, распасться, либо раствориться в глобальном мире, не признающем подобных культурно-аксиологических аномалий. Вот тревога, которая нас объединяет. Мы дорожим аксиологическим, ценностным ядром нашей цивилизации.

Возникающие угрозы можно разделить на три категории – в зависимости от канала их проникновения. Первая – законодательные инициативы, вторая – решения органов власти, не требующие оформления в виде законов, третья – культурные провокации, при которых официальные каналы не задействуются.

Третья категория в какой-то мере самая понятная. Мы определяем некоторое событие как угрозу, после чего в обществе формируется (не всегда, но в идеале – должно быть сформировано) соответствующее негативное отношение. Для того чтобы в дальнейшем пересечь подобные провокации может быть предложено принятие «охранительного» закона.

Первая и вторая категории в значительной степени представляют собой загадку. У нас нет формулы, позволяющей эффективно отрабатывать такие угрозы. Мы научились распознавать вредные законы. Теперь мы можем выявить угрозу на ранней стадии – на этапе внесения закона в Государственную Думу, ещё до первого чтения. Однако это – не совсем наша заслуга. Можно сказать, что об этом позаботилась сама власть, сделав механизм прохождения законопроектов публично открытым. Точно также наличие различных общественных советов при органах власти позволяет заранее выявлять многие сомнительные документы, не обладающие статусом закона, без чего мы бы узнавали о них только уже после их подписания.

Итак, мы можем обнаружить угрозу. Но что дальше? Мы начинаем её обсуждать. Появляются различные тексты, раскрывающие опасность предлагаемого документа. Качество этих текстов весьма различно. Исходят они от разных общественных организаций и частных лиц, экспертная значимость которых не является общепризнанной. Назовём отсутствие единого авторитетного экспертного центра проблемой номер один.

Есть и проблема номер два: критические материалы по сомнительным инициативам распространяются тоже в порядке частной инициативы. Каждый распространяет то, что считает нужным и так, как может. Работающей единой системы оповещения об угрозе не существует. Проблема номер два во многом вытекает из проблемы номер один. Если есть сомнения в качестве предлагаемой аналитики, то и использовать её можно только с оглядкой…

Следующая проблема (проблема номер три): мало критиковать, надо предлагать решение, которое бы нас устраивало. В качестве такого решения иногда может быть альтернативный текст, а иногда – просто понимание, что документ данного содержания приниматься не должен. Но в любом случае альтернатива должна быть обоснованной. То есть наша аналитика должна выходить за пределы критики предлагаемого документа, мы должны анализировать ситуацию в целом. Можно по пальцам пересчитать прецеденты, когда мы могли предложить какую-либо альтернативу. И это понятно: у нас отсутствуют институты или публичные механизмы, позволяющие заниматься конструктивом.

Это, конечно, печально… Но представим себе, что проблемы с первой по третью успешно разрешены. Много ли это изменит? Может быть, мы потому и не работаем как следует в этом направлении, потому что не понимаем, а что делать дальше? Мало разработать хороший закон, надо ещё и обеспечить его принятие. Мало разнести в пух и прах плохой закон, надо добиться, чтобы его не приняли. А как это сделать? То, что общественный совет не дал положительного заключение на министерскую инициативу, не мешает дальнейшему прохождению документа. Самый свежий пример: так, в обход Общественного совета при Министерстве образования была принята Государственная программа образования до 2020 года (как это делалось, можно прочитать у Александра Привалова здесь и здесь).

Аналогично обстоит дело и с законами. Взять, к примеру, пресловутый закон «о социальном патронате». Большинство депутатов было извещено об опасных последствиях данного закона. Более того, чисто по-человечески – депутаты ведь тоже люди и имеют детей – они могли даже соглашаться с критикой законопроекта. Но депутат, в отличие от избирателя, голосует не сердцем, а фракционно. Уровень фракционной зависимости легко определить по результатам голосования при рассмотрении закона в первом чтении. «Единая Россия» – всего 238 голосов, из них – за закон (в соответствии с решением руководства) проголосовало 236 человек, коэффициент – 99,12%. «Справедливая Россия» – всего 63 голоса, из них – «в соответствии» 61, коэффициент 94,45%. ЛДПР – всего 56, голосовали за закон 6, итого коэффициент фракционной зависимости 89,29%. КПРФ – всего 92 голоса, уклонилось от голосования 4, коэффициент 95,26%. Наверное, это называется партийной дисциплиной. С точки зрения партийного строительства – вещь, без сомнения нужная. Но с точки зрения возможности воздействия населения на принимаемые законы, партийная дисциплина становится механизмом блокирования любых инициатив, исходящих не из парламентских партий. При этом действующее распределение мест в Государственной думе таково, что значение имеет только та инициатива, которая санкционирована «Единой Россией». Это – банальный вывод, но его тривиальность лишь подчёркивает принципы устройства существующего сегодня государственного механизма. Без «Единой России» изменить законодательство невозможно. Повлиять на депутатов фракции «Единой России» также невозможно, они последовательнее всех прочих голосуют в соответствии с полученными указаниями.

Отсюда становится понятно, почему многие из нас так охотно аплодируют правильным решениям власти. Поскольку любые действия могут разбиться об этот, описанный выше законодательный волнолом, проходят только те инициативы, поддержка которых гарантируется на самом верху. То, что власть намерена поступить правильно, ещё не означает, что её действие будет эффективно, но поддерживая её в верном решении, мы верим, что повышаем его эффективность. Мы как бы поощряем власть идти в нужную сторону. Это позволяет нам чувствовать себя «при деле». Действия власти в правильном направлении дают нам ощущения собственной востребованности. Мы вроде бы тоже участвуем в процессе и даже приносим пользу: результат наших совместных с властью действий налицо!

В определённой степени, это, конечно, иллюзия. Никакой совместности действий ведь нет. Власть точно также добилась бы поставленных задач и без нашей поддержки, и даже при нашем сопротивлении (мы видим это на примере тех вредных законов, которые не смогли остановить). То, что вектор наших желаний в конкретном случае совпал с вектором желаний власти, по большому счёту – случайность. Ощущение сотрудничества нужно не власти, а нам. Оно позволяет нам не впасть в уныние, продолжать бороться за Россию. Однако не стоит попадать в эмоциональную зависимость от этого ощущения: может ведь получиться и так, что для того, чтобы чувствовать себя всё более вовлечёнными в процесс спасения России, мы начнём приветствовать действия власти во всё большем и большем объёме, и в результате выйдем за границы того, где такая поддержка оправдана. Сопричастность к действиям сильного работает как наркотик. Этот эффект давно описан в психологической литературе…

Поэтому надо вернуться от мощи государственного аппарата к тому, что можем именно мы – патриотическая часть гражданского общества. И честно признать, что пока сами мы можем немногое. Для того чтобы обрести силу, нам нужно: 1) обрести единство; 2) возобновить связь с народом (народ сегодня живёт в коротком временном горизонте; процессы, выходящие за границы повседневности, его не очень беспокоят. Возможно, мы просто ещё не научились с ним говорить); 3) найти действительно партнерские формы взаимодействия с властью. Не надо аплодисментов, нужен серьёзный разговор «по душам», без пропагандистской шумихи. Безоглядное верноподданничество вне полноценной монархической системы опасно.

Сможем ли мы решить данные задачи? От ответа на этот вопрос зависит многое: начиная с судьбы собственно патриотического гражданского общества и кончая Россией.

Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Спасибо Андрей, за статью. Нам "как воздух" необходима консолидация сил. Для начала хотя бы по тем животрепещущим вопросам, по которым нет и не может быть"двух мнений".

Почему бы нам не создать координаторный центр с адресами организаций, борющихся хотя бы по одному вопросу: ювенальной юстиции и делать рассылку по новым законодательным инициативам, по нашим обращениям. Пусть для начала будет несколько экспертных групп (раз пока нет одной) для того, чтобы выявился искусный. Они могут присылать свои экспертные заключения в координационный центр и обсуждаться на собраниях по этой теме (скажем, на вебинарах). Выявятся искусные, другие начнут понимать свои недочеты. Главное, чтобы было в духе любви, помня, что главное - идти за Христом. Законодательные инициативы бывают в разных сферах и нужны профессионалы, которые смогли бы быть экспертами в каких то областях, например: по образованию, по здравоохранению, по социальной работе и т.д. Конечно должны участвовать духовные лидеры и этические комиссии при обсуждении любой сферы деятельности. В Церкви существует определённый круг истин, которые очерчивают её пространство. Это истины веры Церкви. Но этот круг вполне допускает существование различных богословских суждений внутри него. Поэтому так важно единодушие, в одном Духе Божием в экспертной группе, которая хорошо видит и признает допустимые этические границы, за которые уже переходить нельзя и это - главное. А в остальном - профессионалы договорятся. После формирования первичного (начального) варианта экспертного заключения по тому или иному вопросу, он рассылается для обсуждения и принятия предложений и поправок по различным общественным организациям, выступающим, скажем, против юю. Затем проходит общественное обсуждения этих поправок, скажем при помощи вебинаров, где из разных концов страны желающие из этих организаций смогут пообщаться и соборно обсудить документ с дополнениями и поправками. Приниматься может большинством голосов и готовиться экспертной группой окончательный вариант с рассылкой для подписей. Затем бумага идет с большим списком во все инстанции. С организациями работать проще, когда голосует доверенный от организации (координатор), а вот с отдельными гражданами по -сложнее и надо обдумывать формы их возможного участия в этих обсуждениях. Начав с "малого" и приобретая искусность и опытность, а также единомышленников и друзей мы построим нерушимую защиту от зла. Читаем Библию: - 1-е Пет.3:8 : "Наконец будьте все единомысленны". - Римлянам 12:16 : "Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе". - 2-е Коринфянам 13:11: "Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны". - Филиппийцам 2:2 : "дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны". - 1-е Коринфянам 1:19 "Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные". Апостол предваряет свои мысли словами: "Будьте подражателями мне, как я Христу". Христиане обсуждают учение Христа, находясь внутри самого учения в единомыслии, но обсуждая разные точки зрения на одно и то же учение и, в результате, приходя к ещё большему единомыслию, по Писанию. И в этом рождается искусство дискуссии и апологетики. Разномыслия могут привести к разделениям. Не хвалит апостол христиан, что между ними разделения. Но констатирует, что это, тем не менее, будет происходить. И для того, чтобы это нивелировать, противостоять разделениям в Церкви восстанут искусные, т.е. апологеты.Но если правильно обращаться с разномыслиями, то они приведут к единству, то есть, к отсутствию разделений. А бояться разномыслия, особенно на первых порах не стоит. По -слову ап Павла, главное - быть едиными в Духе, а разномыслия будут, дабы выявились искусные. Каждый из нас может ошибаться или заблуждаться, каждый может совершить ошибку. Уважая человека, проявляя к нему милосердие, любовью покрывая его ошибки и грехи, ты тем самым распространяешь Царство Божье и делаешь себя и другого человека лучше. Он поймет, что ваше желание помочь ему, а не осудить его. Понимание этой особенности закрывает место дьяволу в общении. И наоборот, приводит Бога в отношения. Вот и создастся у нас тогда единый авторитетный экспертный центр и заработает единая система оповещения об угрозе, анализ ситуации в целом с разработкой протестной резолюции и с предложением альтернативы.
Cветлана / 29.10.2012, 23:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22