«Седьмой и последний Вселенский собор 787 года был посвящен восстановлению иконопочитания, потому как перед этим в течение семи десятков лет Церковь будоражили и терзали иконоборческие споры, ересь, мятеж, восстания иконоборцев, которых поддержала даже императорская власть. Император Лев приказал повсюду в храмах, монастырях, приходах убирать, уничтожать святые иконы, что было исполняемо. Вот это одна из причин, по которой, к сожалению, до нас так мало дошло древних икон 4-7 веков. Более-менее эти очень древние иконы сохранились на полуострове Синай в монастыре святой великомученицы Екатерины, куда иконоборцы не успели дойти. Эта ересь встретила сопротивление, и дала Церкви святых мучеников. Так, один из защитников почитания икон, преподобный монах Стефан был вызван в Константинополь для научного диспута о почитании икон, и он защитил иконопочитание. В отместку за это он был зверски умучен и причислен к лику святых с названием Стефана Нового, который претерпел за истину также как первомученик архидиакон Стефан», - рассказал владыка.
«Откуда же вдруг, в православной Византии появилась и распространилась эта ересь? - продолжил архиепископ Константин. – Деяния седьмого Вселенского собора указывают на то, что в это время в начале VIII века на территории Аравийского полуострова получил распространение один маг-иудей Сарантонихий, который пришел к аравийскому шейху, обещал ему всякую помощь, занимался там прорицанием, и возбудил в Аравии лютую ненависть ко всем христианам. Саудовская Аравия тогда в значительной степени была христианской страной, там начали уничтожать иконы, разрушать храмы. Постепенно эта ересь через внедренных в окружение константинопольского императора лиц вначале тайно, потом и явно стала процветать при дворе императора. Окружение побудило начать ересь иконоборчества. Церковь противостала этому, потому как иконоборчество подрывало главную идею христианской религии. Потому как в единого Бога-Вседержителя верят и мусульмане, в единого Бога Саваофа-Вседержителя верят и иудеи, и только Христианство от этих, так называемых авраамических, или монотеистических религий, принципиально отличается тем, что для нашего спасения Бог воплотился от Пресвятой Богородицы, родился, получил земное имя Иисус Христос, во всем был подобен нам, кроме греха, и при этом полностью оставаясь Богом. Вот этот догмат, эта истина о Боговоплощении является отличительной и главной особенностью христианства, по сравнению с другими верами в единого Бога».
«В Евангелии от Иоанна, в первой же главе, мы читаем: "И Слово (то есть Сын Божий) стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины…" (Ин.1.14), то Его, следовательно, можно и изображать. Противники почитания икон ссылаются на одну из десяти заповедей Моисея: "Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия его…" Но прежде всего Иисус Христос – это не кумир, не золотой телец, вокруг которого плясали древние евреи, пока Моисей получал заповеди от Бога, не почитаемый древними египтянами крокодил, или кошка; это воплощенное Слово Божие. Эта заповедь была дана древним евреям ещё примерно за тринадцать столетий до Рождества Господа нашего Иисуса Христа, за тринадцать веков до Боговоплощения. И это тогда было и абсолютно правильно, и необходимо, и своевременно, потому как народ находился тогда в языческом окружении, и надо было в народе сохранить веру в единого Бога, которая бы не уподоблялась язычникам из окружающих народов. В течение тринадцати столетий это было непреложной истиной, до тех пор, пока ради нашего Спасения Сын Божий не воплотился от Пресвятой Богородицы. А если Он воплотился, то Он стал, и видимым, и слышимым, и осязаемым, и следовательно, изображаемым на иконах "о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом" (1Ин. 1-3). Поэтому, почитая иконы, мы утверждаем главную отличительную истину Христианства от всех остальных религий, о том что Бог воплотился, о том что он стал видимым, и осязаемым, и следовательно, мы имеем право его изображать на иконах. Вот за эту истину и вступились Святые Отцы VII Вселенского Собора, который проходил в городе Нике», - заметил архипастырь.
«Почему же Собор проходил именно в Никее, когда в VIII столетии это был уже провинциальный город Византийской империи? – продолжил владыка. - А потому что в самом Константинополе стоял очень мощный гарнизон и многочисленные легионы, поддерживая память о бывшем императоре Льве, весьма успешном полководце, устроили бы военный мятеж, попытку переворота. Для того, чтобы избежать государственной смуты тогда святым Патриархом было решено в память о первом вселенском Соборе, который проходил в Никее, провести там снова Вселенский Собор. 350 отцов утвердили снова догмат об иконопочитании. Использовали также и слова святителя Василия Великого: "Ибо честь, отдаваемая образу (иконе) относится и к первообразу". Почитая иконы Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии мы отдаем честь не художнику, поэтому они как правило, не подписывают свои иконы, чтобы честь не распространялась и на художника. Честь всецело должна относиться только к Первообразу, ни к доске, ни к краскам, ни к мастерству художника, ни к имени художника, а только к тому, что изображено на этой иконе – Пресвятая Богородица, святой, или Господь наш Иисус Христос. Вот это главное положение святых отцев VII Вселенского Собора: "честь отдаваемая образу-иконе относится всецело к Первообразу, к тому, что на этой иконе изображено…" Также снова было утверждено почитание Креста, изображение святых ангелов, которые иногда становились видимыми, и поэтому описуемыми. Было также постановлено, чтобы не изображать Бога-Отца, которого никто никогда не видел, а изображения делать на твердом материале: фреска, доска, мозаика, чтобы святые изображения не валялись, не разрушались, не попирались. Иконы, имеющие кощунственный характер надобно сжигать, чтобы они не смущали своим жутким ликом сердца верующих людей».
«Казалось бы, времена иконоборчества прошли, с VIII века прошло уже почти тринадцать столетий, однако, снова и снова возникают попытки иконоборчества, которые рядятся все в новые одежды. И подобно тому, как в начале VIII века иудейский маг Сарантахий начинал смущение, также и сейчас в нашей стране кое-кто по фамилии Гельман, организует кощунственные выставки, где глумятся над иконами, где их обливают черной краской, рубят топором, и это называется творческий подход к иконоизображению, и говорят, что это их право атеиста так выражаться. Это гнуснейшая ложь и лицемерие, поскольку научный атеизм – мировоззрение, которое отрицает любую веру, религию. Если ты именуешь себя научным атеистом, то должен отрицать любую религию, и на выставке можешь поставить рядом исламский Коран, статую Будды, иудейскую святыню, и рядом иконы. И тогда не только руби иконы и поливай их черной краской, но и сжигай Коран, круши статуи Будды, скверни святыни иудейские свастикой и так дальше. Тогда будешь научным атеистом, отвергающим все религии. Но если ты избирательно глумишься только над одними иконами и устраиваешь глумление только в православном храме, это уже не мировоззрение, не научный атеизм, это избирательная борьба против одной религии, против христианства, против Православия, и такой человек не имеет права говорить, что он придерживается мировоззрения научного атеизма. Вот что мы с вами, дорогие отцы, братия и сестры, должны помнить и какие должны выводы сделать для себя в сегодняшний день почитания памяти Святых отцов VII Вселенского Собора. И мы ответим и нашим заблуждающимся братьям христианам, сектантам, не почитающим святых икон, ссылаясь на заповедь Моисея. Мы скажем им, что заповедь была дана за тринадцать веков до воплощения Бога Слова, и тогда это было правильно. С Рождеством Иисуса Христа наступает Новый Завет и подлинность Боговоплощения, как необходимое условие нашего Спасения, мы свидетельствуем в иконах», - заключил архипастырь.