Василий Белов – мастер православного реализма

Николай Коняев размышляет о творчестве русского писателя в день его восьмидесятилетия

ДелоРус 
0
711
Сегодня исполняется 80 лет выдающемуся русскому писателю Василию Ивановичу Белову. Редакция «Русской народной линии» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, желает ему многая и благая лета, дальнейших творческих успехов.

О значении творчества В.И.Белова размышляет в интервью «Русской народной линии» петербургский писатель Николай Коняев


Василий Белов - это один из виднейших русских писателей не только послевоенного десятилетия, он очень заметен во всей русской литературе, стоит в ряду с великими классиками. Когда называют Василия Белова «писателем-деревенщиком» - это условность. Да, первые вещи Белова были написаны на деревенскую тематику, действие происходило в нищающей вологодской деревне, но на самом деле смысл прозы Белова гораздо шире, чем проблема опустошения деревни.

Белов - большой русский писатель, мастер православного реализма. Его герои, например, Иван Африканович Дрынов из повести «Привычное дело», который не ходит в церковь, не исполняет православных обрядов, потому что нет у него такой возможности, но, тем не менее, остается глубинно-православным человеком, его поведение подчинено той православной традиции, которая выработана за 10 веков русской культуры. Дрынов - один из значительнейших персонажей Белова, а повесть «Привычное дело» - одна из лучших его вещей, в которой Белову удалось рассказать то главное о русском человеке и русской душе, что необходимо было рассказать миру. Более того, он сумел рассказать то, что хотела тогда услышать страна, уже заблудившаяся в дебрях атеизма, потерявшаяся без Православия, без Церкви. То, что он это выразил, сразу сделало имя Василия Ивановича Белова широко известным.

Я занимался много Федором Абрамовым. Когда читаешь его дневники, видишь, какое огромное влияние оказал на него В.И.Белов, хотя, казалось бы, Белов человек в литературе более молодой, чем Абрамов, но тут получилось взаимное дополнение. Не было бы Белова, если не было бы первой повести Абрамова «Братья и сестры», но если не было бы «Привычного дела», то как-то иначе пошло бы развитие Абрамова.

Можно говорить и о том, как влиял Белов на других русских писателей, но взаимовлияние, показанное на этом примере, демонстрирует, насколько органично и естественно развивалось направление, которое потом было названо «деревенской литературой». Я бы назвал это направление «литература православного реализма». То, что она начала развиваться тогда, - это не случайно. Православная тематика, касающаяся церковных обрядов, не звучала в ней не напрямую, но, тем не менее, главная проблема произведений этого направления повествовала о том, как человек спасает свою душу или губит ее.

Конфликт «Привычного дела» в этом и заключается. У того же Ивана Африкановича Дрынова есть возможность бросить нищенскую вологодскую деревню, уехать на заработки в Мурманск, и он даже делает такую попытку, но Господь не позволяет ему превратиться в безликое существо, потерять свою сущность. По сюжету его ссаживают с поезда, возвращают назад. Ему дорого пришлось заплатить за попытку измены: умирает его жена в больнице. Но все же Иван Африканович возвращается к своей земле, на которой он живет.

Думаю, что Василий Иванович Белов - один из виднейших писателей русской литературы, он не заслоняется даже великими классиками, которыми богата наша словесность. В его прозе есть та нравственная, духовная глубина, та нравственная цельность, без которой наша литература сразу обеднеет.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Михайлович Коняев
Современный классик, воспевший Россию от
Крещения до наших дней
30.09.2024
Нерукотворная ограда
К 75-летию писателя Николая Коняева
26.08.2024
Русское слово «Кондопога»
К годовщине со дня кончины писателя
15.09.2019
Остро стоит проблема «отцов и детей»
О причинах нарастающего межпоколенческого разрыва
29.06.2018
Белинский: за и против
Размышления о литературной критике в свете 170-летия со дня кончины известного критика и публициста 19 века
11.06.2018
Все статьи Николай Михайлович Коняев
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18