В последнее время в православно-патриотических кругах стало модным обсуждать историю Византии. Недавно на эту тему был даже снят неплохой фильм, ставший для многих настоящим откровением. Ведь сведения об этой величайшей империи и в советских, и в российских учебниках содержались крайне скудные и односторонние.
Без знания истории Византии («Второго Рима»), бывшей на протяжении более тысячи лет одним из главных центров мировой цивилизации, невозможно вообще правильно понимать ход древней истории.
Культура Византии была на высочайшем уровне, система управления государством отлажена идеально. Увлекательная история взлета и расцвета этого государства – тема отдельной публикации.
Но сейчас хочется остановиться на другом, поучительном для нас моменте из истории этой величайшей христианской, православной империи, правопреемницей которой - «Третьим Римом», сотни лет по праву считала себя сначала Русь, а затем и Россия.
Ведь история может многому научить, а изучение исторических аналогий нередко позволяет не повторять ошибок, допущенных в прошлом.
Итак, остановимся на последних месяцах и днях существования Византии, вплоть до момента её падения.
В этот период греческое государство уже представляло из себя всего лишь небольшой осколок былой империи, от которой осталась, фактически, только её столица Константинополь и небольшая прилегающая территория. На остальной части некогда великой империи существовало множество самостоятельных государств. Огромные сопредельные пространства контролировали турки. Однако Византия продолжала играть серьезную политическую роль в средневековом мире и путем политических и военных операций неоднократно отводила удары турок, стремившихся завоевать ее последний оплот. Долгое время это удавалось, и стены Константинополя продолжали оставаться неприступными. Но лишь до тех пор, пока к власти у турок не пришел молодой амбициозный султан Мехмед II, твердо вознамерившийся захватить греческую столицу. Усыпив своими миролюбивыми заверениями греков, он сумел хорошо подготовиться к решающему сражению, собрал достаточное количество сил и немедленно приступил к войсковой операции против Византии.
Турецкий султан сумел уничтожить в самой узкой части Босфора византийский городок, после чего построил на азиатском берегу еще один замок. Таким образом, эти два укрепления фактически отрезали Константинополь от Черного моря. Акт агрессии был налицо, и Мехмед II больше не пытался скрывать своих дальнейших намерений.
В этот момент, когда война уже была неизбежна, в Константинополь прибыл молодой венгр по имени Урбан – крупный специалист по литью пушек и стрельбе из них. Он предложил византийскому Императору Константину XI начать производство тяжелого огнестрельного оружия для Византии – фактически, новейшие технологии ведения войны эпохи средневековья. Император Константин был в восторге от такого предложения. Он уже видел колоссальную силу этого смертоносного оружия, способного сокрушать огромные, мощные стены городов. Император дал Урбану денежный аванс, но в итоге глава богатейшего государства попросту не смог собрать нужной суммы денег – ни византийская правящая знать, ни богатые купцы и торговцы не захотели расстаться со своими тугими кошельками, даже отчетливо видя надвигавшуюся на государство смертельную угрозу. Остро нуждавшийся в деньгах венгерский мастер ушел и предложил свои услуги туркам.
Султан Мехмед II был счастлив такому приобретению. Он осыпал Урбана дарами, и вскоре мастер приступил к отливке колоссальной бронзовой пушки, способной стрелять огромными шестисотфунтовыми каменными ядрами на большие расстояния. Её точные залпы перекрыли узкую часть пролива Босфор, топя проходившие по нему корабли.
Восхищенный результатом, султан Мехмед приказал создать ещё более колоссальную пушку, вдвое превосходящую первую. Она была способна метать гранитные ядра весом 1500 фунтов более чем на милю. Вскоре бронзовое чудовище было отлито.
Транспортировка гигантской пушки за 140 миль от литейной до стен Константинополя была нелегкой задачей. Но турки всё же смогли ее решить. Они сравнивали по дороге холмы и строили мосты. Со скоростью 2,5 мили в день пушку постоянно тянула к месту назначения упряжка из 60 волов и 200 человек. И с этой же скоростью приближался момент гибели Константинополя и конец более чем тысячелетней эпохи Византии.
Понимая, что шансы на спасение невелики, что соотношение сил на этот раз явно не в пользу греков, Константин XI надеялся на помощь католической церкви, с которой незадолго до этого византийцами была заключена уния, провозглашавшая единство Западной и Восточной церквей. Взамен католический Запад обещал грекам военную помощь против турок.
Но эта помощь в итоге оказалась невелика. С присланным в Константинополь кардиналом прибыло всего 200 лучников. Еще 700 воинов прислали генуэзцы. Византийцы поняли, что заплатили слишком большую цену за объединение с католиками (а, по-сути – предательство своей Веры), но ничего взамен не получили.
6 апреля 1453 года начался штурм Константинополя, и греки сразу почувствовали колоссальную силу турецкой артиллерии. В результате интенсивного обстрела из многих турецких орудий планомерно разрушались мощные стены древнего города, которые не раз за тысячелетнюю историю спасали его жителей. Решающим моментом штурма стало разрушение главной турецкой пушкой городской стены. Ринувшиеся в образовавшуюся брешь захватчики убили героически сражавшегося с остатками своего войска Константина IX, ворвались в город и устроили в нем резню. Константинополь пал.
Вступивший в захваченный город султан Мехмед повелел грекам собрать все их собственные и царские сокровища и снести в одно место. Вот как описывается в одной старинной книге то, что произошло далее. «Увидев величайшие груды богатства, пораженный султан воскликнул: «Безумный народ! Где был ваш разум? Что вы, обладая таким богатством, не смогли сохранить этого города.... Ибо посредством сего сокровища не только бы погибло моё ополчение под стенами Константинополя, но и других народов, соединившихся со мной, без сомнения одолели бы. А посему вы, как предатели своего Отечества, не достойны более существовать на земном шаре, и так примите определенное мною для вас наказание».
После этого по приказу турецкого султана умертвили всех греческих вельмож и благородных мужей, оставляя только простой народ с женами и детьми.
Ну, а что касается судьбы «православных олигархов» Византии - тех, что смогли спастись и перебраться в Европу, то многие из них в итоге были беспощадно обобраны и ограблены там, а некоторые и убиты своими недавними западными друзьями.
Но вернемся к нашим дням... В последнее время транснациональные круги Запада, начав в своих интересах очередной передел мира, с успехом применяют новые технологии управляемого хаоса – этакую современную суперпушку, сочетающую в себе совокупность приёмов информационно-психологического воздействия и сетевых организующих технологий.
Каждый залп такого орудия пробивает бреши в обороне целых государств, запускает в них процесс различных «цветных» революций, моментально уничтожающих, казалось бы, вполне стабильные независимые режимы. Лидеры мирового глобализма уже открыто заявляют в СМИ, что вскоре их ближайшей целью станет Россия.
Но чтобы победить государство, нужно сломать его идеологический центр, как это произошло в случае с Советским Союзом. Проиграв холодную идеологическую войну, советский колосс рухнул в одночасье, похоронив под своими обломками огромное количество человеческих жизней и судеб. В результате этого Запад получил неограниченный доступ к нашим ресурсам и на два десятилетия отдалил свой экономический кризис.
Сейчас определенная часть транснациональных сил желает опять избежать за наш счет надвигающегося нового мирового экономического кризиса. Для этого теперь планируется расколоть на несколько «независимых государств» самый крупный осколок былой империи – Россию, а затем «зачистить» «лишнее» население, оставив от него всего 15 миллионов человек, как об этом говорила в свое время бывший британский премьер-министр Маргарет Тэтчер.
Разрушить государство, в Конституции которого нет идеологии, а население, соответственно, не имеет никаких ценностных смыслов, кажется делом простым.
Но за прошедшие два десятилетия произошло нечто неожиданное – в недавнем атеистическом государстве стала быстро возрождаться и укрепляться Русская Православная Церковь. Именно православно-патриотическая идея заполнила идеологический вакуум и, возвращая народ к традиции и корням, укрепляя веру, духовность и патриотизм, проникла в общественное сознание, завладела умами и сердцами десятков миллионов наших граждан, которые обрели новые жизненные смыслы.
Поняли и почувствовали это и геополитические противники России. Вот почему сейчас наносятся такие жестокие удары по Русской Православной Церкви, организуются громкие кампании и всевозможные нападки. Известный лидер глобализма Бжезинский откровенно говорил: «После распада СССР у нас остался лишь один противник – Русская Православная Церковь».
Многие серьезные эксперты справедливо увидели в этих мощных ударах по Церкви признаки начала реализации заключительного этапа разрушения России. Разрушение идеологии, духовно-нравственного стержня общества, слом культурно-исторической матрицы в итоге неизбежно ведут к распаду государства и разложению общества, деморализации и деградации нации, её исчезновению либо вытеснению другими более жизнеспособными народами.
Понимая все это, видя трусость и предательство нашей псевдоэлиты, наиболее активные представители российской православно-патриотической общественности сейчас самоорганизуются для защиты Веры, православных святынь, нашего Отечества, его духовно-нравственных ценностей. В меру сил они предпринимают различные действия для отражения нападок и блокирования наиболее вредоносных программ, запускаемых извне против России. Такие патриоты будут сражаться за Отечество до последнего вздоха.
Но их силы и средства несоразмерны с ресурсами и мощью противника. Суперпушка для удара по эпицентру Русской цивилизации уже отлита и с каждым днем приближается для решающего залпа. Времени же для принятия решительных упреждающих мер почти не осталось...
Возможно, что после прочтения этой статьи у какой-то наиболее адекватной части российской элиты и православно-патриотического бизнес-сообщества проснется совесть или хотя бы сработает инстинкт самосохранения. И история судьбы властной элиты и «православных олигархов» Византии после падения этого государства поможет им правильно определиться в своих приоритетах.
Олег Кассин, сопредседатель Общероссийского общественного движения «Народный собор»
Впервые опубликовано на сайте «Народного Собора»
1. Re: «Византийский урок» для современной российской элиты