Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Наше дальнейшее участие в протоколе становится неэффективным»

18.10.2012


Политолог-международник Юрий Косов объяснил, почему Правительством России поставлен вопрос о целесообразности участия страны в Киотском договоре …

Премьер-министр России Дмитрий Медведев предлагает дополнительно обсудить целесообразность участия РФ в Киотском протоколе.

«Мы никаких выгод от Киотского протокола не получили в коммерческом плане, воспользоваться не смогли», - заявил он на заседании правительства, сообщает ИТАР - ТАСС.

«Это не значит, что, вопреки здравому смыслу, нужно это за собой влачить, - сказал он. - Вы все это дело проработайте, потом приходите ко мне, давайте поговорим».

При этом глава правительства напомнил, что «раньше как участник саммитов и форумов говорил о том, что, если мировое сообщество не договорится, то мы ручкой помашем Киотскому протоколу».

«А что изменилось-то?» - спросил он. «Ничего, с точки зрения мирового сообщества не изменилось, поэтому мы считаем, что решений нужно придерживаться, из экономического блока правительства есть позиция, связанная с необходимостью продолжения реализации проектов, получение необходимых выгод», - ответил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он также сообщил, что дал поручение «проработать вопрос заключения двустороннего соглашения с Евросоюзом по этому вопросу». «Но в связи с непростыми отношениями с Евросоюзом в сфере энергетики, я не знаю, насколько велика вероятность такого сценария», - заметил Дворкович.

Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Он обязывает индустриальные страны сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008 - 2012 годах по сравнению с 1990 годом. Протокол предусматривает возможность торговли квотами - государства или компании могут продавать или приобретать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках.

Мы попросили прокомментировать заявление Д.Медведева политолога-международника, декана факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктора философских наук, профессора Юрия Косова


Киотский протокол - это протокол по Конвенции о сохранении климата. Ее необходимость была заявлена в документах 1992 года на Всемирной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Конвенция рамочная, так как в те времена, когда ее принимали, еще не было известно, как сохранять климат, какие брать обязательства, было лишь зафиксировано общее согласие о том, что надо принимать меры для сохранения климата, потому что в связи с повышением температуры могут произойти общемировые потрясения: повышение уровня океана, затопление территорий, смещение сельскохозяйственных зон. Было решено каждый год проводить конференции по данной конвенции.

Конференции и проводятся с тех пор, но некоторые из них носят чисто технический характер, а другие, на которых подписываются важные документы, приобретают всеобщий характер. Такая конференция прошла в 1997 году в японском городе Киото. Там был подписан протокол к всемирной Конвенции о сохранении климата. Основная суть протокола в том, что ряд стран взяли на себя обязательства по ограничению выбросов парниковых газов, так как определенные газы, выбрасываемые в атмосферу, меняют ее состав и способствуют повышению температуры на планете. Уменьшается прозрачность атмосферы, и больше тепла задерживается у планеты, часть падающих солнечных лучей оседает на земле и нагревает ее. Тогда были разработаны квоты странам, а государства должны были привести свои выбросы парниковых газов к уровню 1990 года. Те же государства, которые не выберут полностью свои квоты, у кого газа будет выбрасываться меньше уровня 1990 года, могут продавать свои квоты другим государствам, которые выбрасывают больше газов, и таким образом, баланс на планете Земля сохранится на уровне 1990 года. Поначалу юристы и специалисты говорили, что это прорыв, что Конвенция становится коммерческим документом и т.п. Но все оказалось не так просто.

В 1997 году в Киото Конвенцию подписали только развитые государства. У развивающихся стран промышленность не была столь развита, и считалось, что они пока не готовы к введению новых правил, так как это требовало больших денег. Позже за решение проблемы с климатом взялся Евросоюз, который вложил в нее довольно много денег. Но неожиданно изменилась позиция США, которые со сменой администрации Клинтона на администрацию Буша отказались от Киотского протокола, заявив, что он невыгоден Соединенным Штатам. Кроме того, в протоколе принята концепция антропогенной деятельности, утверждающей, что температура повышается только из-за деятельности человека. Американцы же говорят, что температура на земле колеблется только естественным путем, она сама по себе то повышается, то понижается без всякого вмешательства человека.

Члены Европейского Союза начали добровольно выполнять Киотский протокол, но чтобы он официально вступил в силу, надо было, чтобы его ратифицировало то количество стран, на которое приходится не меньше 60% выбросов. Европейцам не удавалось собрать такое количество стран, не хватало крупного игрока, которым могла стать только Россия. В конце прошлого десятилетия Россия после длительных переговоров с Евросоюзом подписала Киотский договор. Почему? Во-первых, европейские партнеры нас очень об этом просили. Во-вторых, Евросоюз за это что-то пообещал России, в частности, основным требованием России являлась отмена визового режима. По всей видимости, европейские дипломаты это пообещали, но справиться с выполнением обязательств не смогли, потому что образовалась группа восточноевропейских стран, которые этому препятствуют. Поэтому наиболее развитые государства Евросоюза, такие как Германия, Испания, Франция, Италия - сторонники Киотского протокола - начали в одностороннем порядке смягчать визовый режим для граждан России. И с этим Киотский договор вступил в силу.

Третья причина, по которой Россия подписала Киотский протокол, связана с тем, что можно охарактеризовать поговоркой «не было счастья, да несчастье помогло». Масштабный экономический кризис, охвативший нашу страну, сокращение ВВП привело и к резкому сокращению выбросов. То есть, сейчас российская экономика вышла на уровень экономики России в составе СССР 1990 года. Это уже другая экономика, в ней меньше тяжелой промышленности. По выбросам на тот уровень, который для нас является предельным, Россия выйдет по расчетам экспертов только в 2014 году. То есть Россия подписала Киотский протокол, но для его соблюдения нам пока ничего не требуется предпринимать. В 2014 году мы начнем превышать свои квоты, тем самым не исполняя международные обязательства, что не очень здорово. Но дело в том, что Киотский протокол заканчивается в том же 2014 году. Может быть, его продлят автоматически, и тогда у России возникнут проблемы.

Была предпринята попытка подписать новый протокол, который отражал бы условия XXI века, потому что Киотский протокол принадлежит концу ХХ века. В 2009 году в Копенгагене проходила конференция, где правительство Дании очень старалось, чтобы был подписан этот протокол, тогда бы эта страна вошла в историю мировой климатической дипломатии. Был бы и Киотский, и Копенгагенский договор. Но позиции стран разделились. Развитые страны, прежде всего ЕС, сказали, что в новом протоколе уже должны участвовать не только развитые государства, но и развивающиеся, так как за то десятилетие, что прошло после Киотской конференции, Китай стал второй экономикой мира, выдвинулись Индия и Бразилия. США по просьбе своих европейских партнеров смягчили свою позицию, сказав, что не будут поддерживать принципы ограничения выбросов газов, но и не будут их отрицать. Развивающиеся страны наотрез отказались брать на себя какие-либо обязательства. Их главный принцип, который сформулировал Китай, сводится к тому, что когда страны Европы и Северной Америки уходили в технологический отрыв, они никаких экологических и климатических ограничений на себя не накладывали. Таким образом, Копенгагенская конференция закончилась большим провалом.

России надо формулировать свою позицию по Киотскому протоколу, так как к 2014 году нам надо будет нести какие-то затраты по участию в нем. Продать существовавший у России запас квот по Киотскому протоколу мы не смогли, так как в обмен на «воздушные» квоты нам сулили не менее призрачные проекты рекомендаций по внедрению каких-то технологий, не живых денег, не продукции под квоты партнеры не предлагали. Европейский Союз не выполнил тех обещаний, какие давал России при вступлении в Киотский договор, так что для нашей страны дальнейшее участие в протоколе становится неэффективным.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме