Напомним, что накануне пленума группа членов КПРФ выступила с открытым письмом «членам Коммунистической партии Российской Федерации и всем коммунистам» с требованием «отринуть зюгановщину». Документ подписали несколько видных функционеров КПРФ, в том числе старейший член партии, секретарь Совета СКП-КПСС, член ЦК КПРФ Егор Лигачев. Особое возмущение авторов открытого письма вызывает то, что в идеологии руководства КПРФ «материализм подменяется идеализмом и религиозными догмами, пролетарский интернационализм – буржуазным национализмом. Ревизия марксизма-ленинизма приводит к оппортунизму-соглашательству с политикой буржуазного режима. Фактически забыт классовый подход».
В ответ на это письмо Зюганов призвал «как зеницу ока беречь теоретическое наследие классиков марксизма-ленинизма». «Всех трудящихся – любых национальностей и культур, верующих и атеистов – коммунисты защищают от глобализма. А значит, нам не уйти от осмысления опыта строительства отношений между советским государством, правящей партией и Церковью. В истории этих отношений было немало трагических страниц. Можно вспомнить, что в годы Гражданской войны многие представители военного духовенства служили в белой армии, а некоторые монастыри стали опорными базами белых, хранили запасы оружия и продовольствия. Можно вспомнить и эскалацию противостояния классовых сил после победы Октябрьской революции. Рост насилия не обошёл стороной и Церковь. Он был вызван разрухой, доставшейся Советской власти в наследство от царизма и от Временного правительства, признанного Священным синодом Русской Православной Церкви. Можно, разумеется, вспомнить и то, что среди невинных жертв репрессий конца тридцатых годов минувшего века немало было священнослужителей», - напомнил он в своем докладе.
«Стоит напомнить, что примирение между советским государством и всеми верующими состоялось в годы Великой Отечественной войны. Оно нашло своё выражение в исторической встрече Сталина с высшими иерархами Русской Православной Церкви в 1943 году. Щедро исписанная страница взаимных претензий и разногласий была тогда перевёрнута. И мы уверены: громадное большинство верующих возвращаться к ней не желает. (…) Мы также считаем, что коммунисты и верующие могут быть заодно в противостоянии бездуховности и безнравственности, которые угрожают всему нашему многонациональному народу. Оскорбление православных святынь, как и других святынь русского и всех народов России, КПРФ оценивает как унижение, как оскорбление исторической памяти», - считает Зюганов.
«Мы, коммунисты, - продолжил он, - всегда выступали за отделение Церкви от государства. И сегодня КПРФ выступает против попыток либерально-олигархического режима превратить Русскую Православную Церковь в послушный ему механизм управления страной и обществом. Для самой Церкви пойти на поводу у этих поползновений означало бы разделить ответственность за разрушительный социально-экономический курс. Наша партия считает свободу совести – свободу вероисповедания или атеизма – гарантией уважения религиозных и атеистических чувств людей. КПРФ – партия научного коммунизма, а стало быть, научного, но не воинствующего атеизма. Вот почему мы восстановили свободу совести для коммунистов. Именно восстановили, ибо она была в большевистской партии с момента её рождения. В начале ХХ века Ленин писал: «Мы должны не только допускать, но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в с.-д. партию». Приём верующих в ВКП(б) прекратился в середине 1930-х годов. Это было связано с обострением внутрипартийной борьбы. Практика неприёма верующих в ряды КПСС сохранялась и позже, хотя решений на этот счёт партия не принимала. Сегодня у КПРФ уважительные отношения с тем духовенством, что помогает людям жить по христианским или мусульманским заповедям. Но мы не приемлем воинствующий антисоветизм и клерикализм, которыми преисполнены отдельные деятели Церкви. На любые выпады такого рода мы отвечаем: говорить о защите русского народа и при этом опускаться до антисоветизма с его русофобией – значит пренебрегать нуждами и чаяниями народных масс».
«КПРФ принимает в свои ряды верующих с одним лишь ограничительным условием: никакой пропаганды религиозных взглядов внутри партии. Этот подход был определён Лениным. В остальном основатель партии предупреждал: противоречие между принятой человеком научно-материалистической программой партии и его религиозными взглядами есть его личный вопрос. Оно не подлежит обсуждению. Не подлежат дискуссии и ещё две вещи. Во-первых, недопустимость критики марксистско-ленинской теории внутри партии с религиозных и иных идеалистических позиций. И, во-вторых, недопустимость оскорблять людей, исходя из их религиозной принадлежности. В нашей партии вызрело убеждение, что в советской цивилизации будущего отношения государства трудящихся и Церкви будут построены по принципу уважительного мирного сосуществования. Православная Церковь и другие конфессии России будут выполнять предписанную им историей роль: помогать людям жить в мире и дружбе, жить по этическим нормам той веры, которую они исповедуют», - сказал лидер КПРФ.
«Президент Венесуэлы Уго Чавес в 2006 году заявил: "Капитализм – путь дьявола и эксплуатации. Если вы действительно хотите смотреть на вещи глазами Иисуса Христа – который, по-моему, был первым социалистом, - только социализм может действительно создать достойное общество". В том же духе лидер Боливарианской революции провозглашал: "Иисус Христос, несомненно, был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистов. Он восстал против Римской империи… Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочёл смерть для защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен". Не только Чавес, но и другие наши коллеги по левому движению находят в религиозных концепциях идеи, сближающие их с духом социализма. Разные религии мира вобрали в себя вековые мечты человечества о справедливости, равенстве, братстве. Отречение от этих ценностей – желание глобалистов, но не коммунистов. Гуманизм христианства, как и социалистический гуманизм, мешает архитекторам глобального мира. Для ненасытного капитала одинаково смешны и нелепы любые высокие идеи: социалистические, патриотические, христианские, мусульманские, буддистские. Его бог – золотой телец», - отметил Геннадий Зюганов.
Реверансы Геннадия Андреевича в адрес старейшего члена КПРФ Егора Лигачева нельзя рассматривать иначе, как тактический ход, поскольку он совершенно не заинтересован в том, чтобы его противником стал Егор Лигачев, пользующийся огромным авторитетом у коммунистов.