Поэтому в итоговом документе ВРНС говорится о необходимости отстаивать гуманитарный суверенитет России, «предпринимать усилия по сохранению нашей цивилизационной идентичности», защищать «нравственное и ценностное содержание нашей культуры, наследие нравственных идеалов, доставшиеся нам от предков». «Мы еще раз с уверенностью говорим о присущей нам особой цивилизационной идентичности, о своей решимости следовать ей и бороться за нее… Идя навстречу будущему, мы прямо говорим о своем праве на собственное мнение по ключевым вопросам глобальной повестки дня, будь то кризис мировой экономики, экологический кризис, кризис международных институтов, соотношение моральных и юридических норм, роль религии в жизни общества», - подчеркивается в документе.
Это отнюдь не абстрактные культурологические рассуждения, - отмечает Regions.ru, напоминая, что представления России и Запада о должном положении вещей во многих сферах расходятся до противоположности, о чем свидетельствует, в частности, недавняя предельно жесткая резолюция ПАСЕ по России.
В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: Удастся ли России отстоять свой гуманитарный суверенитет? Можно ли ради него пожертвовать членством в международных структурах? В каких вопросах России нельзя идти на компромиссы?
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, подчеркнул, что отстаивание суверенитета, идентичности России – это вопросы ее выживания, поскольку Россия всегда была странной православной и христианской. «И когда здесь были гонения, и она была страной безбожных правителей, то народ представляли новомученики и исповедники российские. И если Россия откажется хоть в какой-то степени исповедовать себя пусть светским государством, но с христианским ориентиром, и откажется от своего прошлого, откажется от своей идентичности, то России вообще грозит, в конечном счете, деградация, ее ждет печальное будущее», - убежден пастырь.
«Геополитически Россия всегда должна выступать самостоятельным государством с самостоятельным народом, находясь между Востоком и Западом. И если Россия перестанет быть Россией, то чем она должна стать? Секулярной Европой или частью Азии, где наоборот религиозные ценности отстаивают довольно агрессивно, особенно в исламских странах», - замети он.
«Запад, отказываясь от своей христианской религиозной и культурной принадлежности, рубит сук, на котором сидит не одно тысячелетие, - продолжил отец Андрей. - Во что превращается Европа, отказываясь от христианской ценностной ориентации? В собрание извращенцев, которые агрессивно правят бал и собираются всех подчинить этим свободам и правам? Это и будет концом цивилизации, потому что Европе невозможно существовать без ясно декларируемых, в том числе, христианских религиозных ценностей. Если ценностью становится политкорректность, которая превращается в тоталитарную идеологию, это кончится плохо. Потом на ее место придут другие ценности, - например, исламские: на Западе присутствие ислама становится все заметнее. А представители мусульманских диаспор более способны к мобилизации, к жертвенности, к единству. Западный обыватель превратился в винтик общества потребления, он совершенно дезориентирован с нравственной точки зрения».
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заметил, что «нельзя идти на компромисс в тех вопросах, в каких не шли на компромисс Александр Невский, наши отцы святые – Нил Сорский, Сергий Радонежский». «Они не шли на компромисс в вопросах сущности нашей веры и нашего пути. И чтобы понять, почему на Западе складывается такая ситуация, и как нам на это реагировать, надо, в первую очередь, вспомнить историю. Часто ли мы были в согласии с Западом? И не было ли это мнимым миром и согласием? Когда один подвыпивший постсоветский лидер говорил, что у нас нет врагов, нормальные люди просто содрогались от такого преступного легкомыслия. У нас есть оппоненты по культуре, по жизненному пути, и есть соперничество насчет Третьего Рима, которое никогда не прекращалось между Западом и Востоком. Западный мир не просто не соглашался, а конкурировал с Россией. Я, например, считаю, что Москва - Третий Рим. Это не формула нашей экспансии, а формула истинного положения вещей – вчера, сегодня и до скончания века. И четвертому Риму не бывать», - подчеркнул протоиерей Александр Кузин.
Что же касается претензий Запада создать однополярный мир, то они «основаны только на большом количестве зеленой бумаги, но это не повод считать, что он стал вдруг тем самым Римом, который владычествует и перекрывает все проблемы современного мира. Это иллюзия всегда была проигрышной», считает священник.
«Мы, как и прежде, исполняем свою роль в мире, и те, кто в этой нашей роли нас пусть не поддерживает, но признает, уже могут быть нашими хорошими знакомыми и добрыми соседями. А что не очень-то признают нас - ну уж как есть. И это не повод впадать в тоску, то же самое было и 200, и 500, и 800 лет назад. Ничего не меняется со времен Александра Невского. У России всегда получалось урезонить людей, которые претендуют на то, на что они не способны. К сожалению часто это получалось с кровью, но никогда Россия сама не нападала, не устраивала того, чем сегодня занимаются страны, претендующие на лидерство – одного повесили, второй неугоден. И в советский период страна не отказалась от своих вековых традиций во внешней политике. Конечно, мы знаем, сколько было бед из-за богоборчества, но перелома не было. Идет непрерывная линия существования исторической России, и сейчас она есть. По этому поводу хорошо сказал Александр III: "У России есть только два союзника: ее армия и флот". Я считаю, что союзника три – добавился еще воздушный флот», - заключил отец Александр.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, согласился с тем, что «на многие ключевые моменты в России и в Европе смотрят по-разному, и мы наблюдаем агрессию современной культуры, а точнее – псевдокультуры, против Христианства, Православия и России».
«Наша российская цивилизация во многом автономна и самодостаточна, и нам не нужно бояться выхода из межгосударственных структур, - продолжил отец Александр. – Да и "железный занавес" в прежнем виде уже невозможен. А ограничение нежелательных контактов с Западом принесет нам только пользу. Вопрос стоит или-или: или мы сохраняем свою государственную и цивилизационную идентичность, или Россия сходит с исторической арены, как было уже в истории с некоторыми царствами и империями. Другое дело, что и сама Западная Европа, многие страны Западного мира теряют уже свою и религиозную, и государственную, и культурную идентичность, и могут рухнуть под бременем разврата, безнравственности, греха и неразумия. Но и на Западе есть здравые силы, есть те, кто понимает причины и следствия, кто видит правильные цели. Нужно стремиться к диалогу именно с ними. Против массированного натиска зла, конечно, нужно силы объединять, помогать друг другу выйти из всех этих кризисов. Только живя по-христиански, и в сотрудничестве можно их преодолеть. Будем уповать на милость Божию».
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, отметил, что «мы видим признаки мировоззренческого сдвига, слома. Он наступает повсюду, только какой-то стране сильнее, в какой-то – слабее. Сокрушаются не одни только религиозные ценности, но вообще культурные традиции. Дискредитируются вообще все структуры – будь то религия, культура, семья, школа, государство, армия, суд. Формируется новая идеология, новое мировоззрение, где главенствуют глобальная смута и война всех против всех. Это наступление массового цинизма и массовой пошлости».
«Я уже писал: "Хам стоит на пороге и стучится в каждую дверь". Происходит утрата самых элементарных этических норм и тех ценностей, на которых держалась эта ось. Поднимается пена и начинает руководить. Творческого развития нет. Мы живем в страшные времена, когда каждый должен определиться. Если мы сейчас не объединимся, если не будем вместе противостоять этой страшной парадигме, то утратим и то последнее, что осталось от нашей культуры и цивилизации в Европе», - заключил священник.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также заметил, что у России свой путь, «и она должна внятно и четко сказать миру свое слово независимо от текущих сценариев мирового развития». «Наше дело – руководствоваться волей Божией, изложенной в пророчествах, устами святых. Мы не должны строить иллюзий. Мир закончится, и вся эта глобализация завершится ничем иным как построением царства антихриста. Но даже зная это, все равно мы должны делать то доброе, что делать можем. Если нам еще обстоятельства позволяют хотя бы что-то говорить, надо этим пользоваться и не унывать, что, может быть, придется ограничиться только словами. Даже правильные слова тоже много значат. От правильных слов зависит и правильная жизнь. Я уверен, что такие возможности нельзя упускать», - подчеркнул священник. «Наша главная задача – донести наше слово. Тогда оно может иметь продолжение, облечется в реальные формы поступков, движений. Главное – слово. Оно – в начале. Главное - чтобы оно было сказано и услышано. А дальше – как Бог даст. Бог благословит, будут и дела. Не надо бояться, что наше слово не понравится каким-то организациям. Бояться надо только Бога, надо бояться согрешить перед Ним», - напомнил отец Алексий.
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, напомнил слова Ф.И.Тютчева о том, что между Западом и Россией пропасть лежит, которую практически невозможно преодолеть. «Все упирается в систему ценностей. Мы живем по законам обратной перспективы, а Запад – по законам прямой. Он не может жить, не захватывая пространства, которое перед ним. Это горизонтальное мышление. А наш вектор сознания устремлен вглубь и ввысь, а не перед собой. В этом особенность русской цивилизации. Наша цель – небесная, а не земная. Это наш цивилизационный код, как говорит Святейший. Мы идем от обратного – идем к Богу – вглубь и в небо. В этом наше отличие. Наш цивилизационный код – во Христе. А западный код – материальное устроение на земле. Это код царства антихриста. У нас код небесный, а у них – земной. Мы уповаем на Христа, а они – на Его противоположность. В этом вся суть», - считает отец Александр.
«Поэтому мы должны любой ценой наш небесный код сохранить. Если для этого потребуется выход из организаций, которые этому мешают, это надо будет сделать», - заметил он.
«Вместе с тем и на Западе есть нормальные здоровые люди, которые страдают от бездуховности. Им нельзя не помочь. Мы не можем о них забывать только потому, что Запад, мол, весь плох. Да, он плох по своей идеологии, по своей системе ценностей. Но там есть хорошие люди, люди духовные – христиане прежде всего, люди, стремящиеся ко Христу. И надо им в этом помочь. И в этом смысле сотрудничество с людьми Запада истинно верующими вполне возможно и необходимо. Мы должны вместе противостоять этому секулярному злу – аморальности и бездуховности. Мы не можем игнорировать честных простых католиков и протестантов. Это было бы не по-христиански - тем более, если мы надеемся, что эти люди в конце концов осознают, что истинная вера это вера Православная. Показать это можно, только сотрудничая с ними, в том числе и в противостоянии сатанинскому злу, которое захватывает Европу», - заключил священник Александр Шумский.