23 сентября 2012 года в лондонской газете «Санди таймс» появилась небольшая заметка, которая однако, вызвала настоящий взрыв в мировых информационных агентствах. Что же так взволновало мировых аналитиков?
В заметке как бы невзначай сообщалось, что транснациональная корпорация «Бритиш петролиум» (сокращённо ВР) согласна ввести представителя России в Совет директоров компании в случае реализации соглашения о стратегическом партнёрстве между компаниями ВР и «Роснефть».
В заметке говорилось: «Назначение россиянина в насчитывающий 15 человек Совет директоров станет первым подобным шагом в 104-летней истории ВР».
Что это за сделка такая? Может быть, Путин продал англичанам половину Сибири или весь Дальний Восток? Что он, впрочем, делает, по мнению ряда оппозиционеров, с завидной регулярностью.
Для того чтобы понять смысл происходящей в данный момент сделки, необходимо окунуться в недавнюю историю.
Примерно 1,5 года назад, 15 января 2011 года в Москве была заключена судьбоносная стратегическая сделка по взаимному обмену активами между британской транснациональной корпорацией «Бритиш Петролиум» и российской «Роснефтью». По этой сделке Роснефть получала контроль над 5% голосующих акций «Бритиш Петролеум», а ВР получает в обмен 9,5% акций «Роснефти». «Роснефть» и ВР договорились о создании совместного предприятия, которое займется геологоразведкой и освоением трёх лицензионных участков - Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3. Эти лицензионные участки были переданы «Роснефти» в 2010 г. и занимают общую площадь около 125 000 кв. км. в перспективном районе южной части Карского моря, к востоку от о. Новая Земля. По территории и прогнозным ресурсам этот район сравним с британским сектором Северного моря. ВР и «Роснефть» собирались создать «Центр арктических технологий» в России, который вместе с ведущими российскими и зарубежными исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и университетами будет заниматься разработкой и внедрением самых современных технологий и инженерных решений по безопасному освоению углеводородных ресурсов Арктики. Центр был намерен использовать опыт ВР, уделяя особое внимание экологии и созданию новейших систем безопасности с учётом рисков работы на морских месторождениях. Готовы рассмотреть возможности расширения международного сотрудничества в дополнение к уже существующему партнерству в рамках совместного предприятия в Германии - Ruhr Oel GmbH с долями участия 50/50. Сделку контролировал Игорь Сечин от России и глава компании BP Роберт Дадли. Британский министр экономики Huhne был в восторге.
Сделка сразу же вызвала шок в США. Знакомьтесь: Bolshoi Petroleum. Так назвал разъяренный американский конгрессмен Ed Markey результат обмен акциями общей ценой 18 млрд фунтов между ВР и Роснефтью. Проблема, по мнению американцев в том, что именно ВР является поставщиком горючего для американской армии. «Возможные последствия для национальной безопасности того, что компания BP America теперь взаимодействует с российской компанией, требуют внимания со стороны комитета по иностранным инвестициям в США», - полагает Бэрджесс, входящий в комитет по энергетике и торговле палаты представителей.
Это был первый в истории крупномасштабный взаимный обмен активами между крупной русской компанией и одним из семи нефтяных гигантов мира BP.
Напомним, что ВР - это не просто какая-то там нефтяная компания, а одна из т.н. «семи сестёр» - семи гигантских транснациональных нефтяных корпораций, которые определяют судьбы мира и отдельных государств. И вот одна из «семи сестёр» затеяла шашни с государственной корпорацией «Роснефть» принадлежащей стране, являющейся реальным стратегическим противником США.
США не даром подняли такой шум. Им удалось тогда сорвать уже заключённый контракт. Если говорить коротко, я думаю, США надавили на партнёра ВР в России - компанию ТНК (Тюменскую нефтяную компанию), принадлежащую консорциуму AAR, возглавляемому Михаилом Фридманом. AAR предъявил ВР претензии, что, дескать, сделка с «Роснефтью» нарушает условия действующего соглашения в рамках совместного предприятия ТНК-ВР и подрывает интересы российских акционеров ТНК-ВР, которые объединились в консорциум AAR («Альфа-групп» Михаила Фридмана, «Access» Леонарда Блаватника и «Renova» Виктора Вексельберга). «Роснефть» и ВР многократно предлагали варианты разрешения противоречий, но видимо, подталкиваемый в спину американцами, консорциум AAR, занял совершенно неконструктивную позицию на переговорах и соглашался только на совершенно кабальные условия соглашения с ВР. В результате в 17 мая 2011 года с помощью использования мощнейшего давления и юридической казуистики контракт между ВР и Роснефтью американцам удалось расстроить.
Но ещё тогда же Игорь Иванович Сечин, бывший первым вице-премьером Правительства России и курировавший топливно-энергетический комплекс и лично организовавший сделку по обмену акциями между Роснефтью и ВР сказал, что мы всё равно заключим данное соглашение.
С тех пор прошло уже почти полтора года. За это время в России прошли парламентские и президентские выборы, была предпринята попытка оранжевого мятежа, которая с треском провалилась, проявился новый Президент - Путин, а Сечин вышел из состава Правительства и возглавил корпорацию «Роснефть». И о «контракте века» между ВР и «Роснефтью» все стали уже подзабывать. Все, но не Игорь Иванович Сечин, который не любит оставлять незавершённых дел, особенно незавершённых насильственным образом.
И вот сейчас, осенью уже 2012 года колёсики снова закрутились.
Дело в том, что ВР решила продать свою долю в совместном предприятии ТНК-ВР и покупатель этой доли, размером в 25 млрд долларов, не замедлил найтись - им оказалась компания «Роснефть». Если эта сделка состоится, то «Бритиш петролиум» станет свободной от обязательств перед компанией ТНК и снова встанет вопрос о стратегическом обмене активами между ВР и «Роснефтью», а результатом такого обмена и станет одно место в Совете директоров корпорации «Бритиш петролиум», закреплённое за представителем России. Именно эту возможность обсуждал глава группы компаний ВР Роберт Дадли во время своей поездки на минувшей неделе в РФ, где он провел встречу с российским руководством.
Теперь остаётся понять - для чего нужна эта сделка и что она даёт России?
1. Корпорация «Бритиш петролиум» - это компания обладающая гигантским опытом разведки и добычи нефти с морских буровых платформ, в том числе в арктических широтах. Её опыт и технологии будут просто чрезвычайно полезны России при освоении месторождений в Карском море.
2. Но гораздо важнее создание прецедента крупного обмена акциями между такими крупными экономическими игроками, как «Роснефть» и ВР. Это потянет за собой множество других аналогичных сделок не только с английскими компаниями, но и с компаниями других стран Европы в самых разных областях, что и является стратегической целью России. Ведь если акции компаний перемешаны, то непонятно, как блокировать продвижение на рынок продукции вроде бы смешанной компании. Например, если «Роснефть» начнёт скупать через «Бритиш петролиум» сеть автозаправок в Великобритании, других странах Европы и даже США, прикрываясь брендом ВР, то как этому можно помешать? Как это можно блокировать? Точно также как можно блокировать передачу критически важных технологий, если они формально закупаются такой компанией как ВР.
США удалось несколько лет назад сорвать сделку по продаже германского подразделения «Опеля» консорциуму «Магна-Сбербанк» и таким образом предотвратить передачу России критически важных технологий в автомобилестроении. Теперь новая атака, уже по линии ВР. Уже ясно, что рано или поздно построенные американцами заградительные барьеры, препятствующие выходу России на европейские и американский рынок всё равно рухнут - появится такое количество смешанных компаний, что трудно будет даже отследить кто с кем сливается и кто кого поглощает.
3. Однако в случае со сделкой Роснефть-ВР речь уже идёт даже не просто об обмене пакетами акций, а даже о предоставлении места представителю России в Совете директоров ВР. Разумеется, одно место из 15 в Совете директоров не может позволить реально влиять на принимаемые решения, но на это пока никто и не рассчитывал. Зато Россия получает доступ к конфиденциальной информации о всей политике одной из «семи сестёр» - крупнейшей нефтяной компании мира. Все сделки, все инвестиции, вся политика ВР попадает в поле зрения нашего руководства. То, что мы многие десятилетия могли добывать только методами разведки, теперь просто ложится на стол само.
Один голос против 14, повторим, не позволит проводить нужные нам решения, но влиять на их принятие, высказывать свою точку зрения - вполне позволяет. А это уже само по себе очень много.
В сделке Роснефть-ВР сосредоточилась вся квинтэссенция политики Путина во внешнеэкономических вопросах. Если читатель поймёт приведённые здесь аргументы и осознает их правоту и актуальность на стратегическую перспективу, то ему станет понятно также, почему Путин не идёт на конфликт с западными странами во множестве случаев, когда поводов для такого конфликта просто больше чем достаточно.
Вдумчивый читатель должен осознать, что России совершенно не нужна новая холодная война с Западом и новый «железный занавес». Такая холодная война и такой «железный занавес» только законсервируют нашу отсталость, которая была видна ещё при СССР, но многократно усилилась после свинцовых ельцинских 90-ых годов, когда было разгромлено всё, до чего у западных агентов влияния дотянулись руки.
Наша стратегическая цель - не военный конфликт с Западом или противостояние и балансирование на грани войны (хотя этот сценарий тоже не исключён!), а попытка использовать платёжеспособные западные рынки для сбыта наших товаров на далёкую перспективу и получение необходимых технологий и навыков работы на высоко конкурентных рынках.
Ну и конечно есть и ещё более важная цель - раздробление сплочённой западной коалиции, отрыв от неё слабых звеньев, в первую очередь, Германии, а во вторую Франции и Италии. Но как выясняется, в ряде случаев, даже самый верный американский агент в Европе - Великобритания - вполне может дать слабину и начать действовать против жизненных интересов своего заокеанского хозяина. Как говорится в известной арабской пословице: осёл нагруженный золотом способен взять самую неприступную крепость.
Если смотреть на внешнюю политику Путина именно с этой точки зрения (а я уверен, что она - единственно правильная!), то многие непонятные решения не только во внешнеполитической и внешнеэкономической области, но и во внутренней политике и экономике становятся совершенно понятными и укладывающимися в чёткую логику. Ведущие аналитики Запада, впрочем, всё это давно поняли, а вот у нас во внутриполитической сфере всё ещё наблюдается тотальное непонимание, порождающее, в свою очередь, отсутствие единой позиции национально-патриотических и государственнических сил.
Дмитрий Терехов, сопредседатель общественной организации «Журналисты России»
19. цена вопроса
18. Ответ на 6., Дмитрий Терехов :
17. Ответ на 15., Дмитрий Терехов :
16. Ответ на 13., Дмитрий Терехов :
15. Ответ на 9., Поляков Виктор:
14. Ответ на 11., Потомок подданных Императора Николая II:
13. Ответ на 10., рудовский:
12. Ответ на 9., Поляков Виктор:
11. Ответ на 7., Дмитрий Терехов:
10. Re: Почём нынче место в совете директоров «Бритиш петролиум»?