По словам священника, современная трактовка русской цивилизации должна включать в себя и ответы на такие вопросы как «экономический кризис и принципы устройства мировой экономики, взаимоотношение нравственности и права, место религии в жизни общества, экологические проблемы, кризис народовластия, особенно в международных организациях и транснациональных компаниях, которые действуют в негосударственном поле, но имеют большее влияние, чем государства».
В связи с призывом отца Всеволода Чаплина начать дискуссию по этой проблеме, мы попросили известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова поделиться своими мыслями на сей счет.
Безусловно, Русская цивилизация существует и является русской, т.е. неповторимой. Её уникальность состоит в том, что эта цивилизация, основанная на власти Помазанника Божия, это особая царская православная цивилизация. Если мы слово «царская» забудем или вычеркнем, тогда ничто не мешает нам слить её воедино с западноевропейской цивилизацией. В этом случае мы действительно утратим основообразующую доминанту нашей цивилизации.
На земле было три цивилизации, основанных на идее Помазанника Божьего как краеугольном камне. Это цивилизация ветхого Израиля, где Помазанниками были потомки царя Давида, это византийская цивилизация и Русская цивилизация как наследница византийской. Этот структурообразующий элемент придает неповторимость и, я бы даже сказал, невоспроизводимость нигде, кроме России. И именно Царь, как Помазанник Божий, как вождь, носитель особой миссии на земле Удерживающего от зла этот мир, явил миру непреходящие духовно-нравственные ценности. Именно Россия на протяжении тысячелетия была оплотом святости на Земле. Русская цивилизация аккумулировала эти дрожжи святости, которые, как Сам Господь сказал, должны стать закваской Царствия Небесного. Русская цивилизация стала пограничной между небом и землей.
Можем ли мы найти подобные цивилизации на земле? Они были только в далеком прошлом. Конечно, на сегодня мы должны констатировать некую неполноту, поскольку её структурообразующий элемент - Помазанник Божий, существует лишь как идея, а не как факт исторического бытия. Но мы тем более не должны утратить эту идею. Если мы её забудем или предадим, тогда можно будет написать эпитафию, тогда мы окончательно похороним Русскую цивилизацию. Именно то, что коренится в понятии Царя как Помазанника Божия и составляет суть и специфику нашей цивилизации.
Встает вопрос, как может быть связана идея власти Помазанника Божия в России с такими текущими вызовами времени, как экология, глобализм и прочее. Мне кажется, что в рассуждениях на эту тему упускается главный момент: мотивация отношения к миру, природе, народу и самому себе. Невозможно решить эти проблемы, не изменив мотивации. Действительно, зачем человеку беречь эту землю для будущего, когда сегодня что-то представляется экономически выгодным. Например, сегодня производственнику выгодно сбросить вредные вещества в озеро Байкал или на бытовом уровне туристу удобно оставить консервную банку или бутылку в лесу. Почему они должны думать о потомках, о грядущих поколениях, когда им выгодно это сделать сегодня? Здесь важна именно внутренняя мотивация того, как человек воспринимает эту землю и тех людей, которые живут рядом с ним. Это для него население или народ, конкуренты или одна большая семья, имеет ли эта земля хозяина или бесхозная. Вот когда в народе появляется Царь - Помазанник Божий, отец Отечества, тогда все понятия - народ, земля и другие приобретают совершенно другой смысл. У земли появляется хозяин, как себя и именовал Государь-Император Николай Александрович. Ближние твои становятся одним народом, одной большой семьей, у которой есть отец.
Я бы хотел тоже задать один простой вопрос, о реалиях, к которым мы привыкли и уже не замечаем. Почему в квартире каждого человека мы видим чистоту и порядок, а в подъезде все загажено? Почему в квартире мы убираем мусор, а в подъезде - нет? Да потому что подъезд «ничей», он не имеет хозяина и люди, живущие в доме, не чувствуют себя его хозяевами. Так может быть, с появлением Государя мы ощутим себя семьей, а нашу страну нашим общим достоянием. Тогда в любом месте мы будем чувствовать себя дома, тогда будет отношение к России как к нашему родному дому, а к ближнему как к своему родному. Присутствие Государя или даже только идея совершенно иначе структурирует общество, отношения и мотивацию. Мне кажется, что сами проблемы, возникли в мире оттого, что нет Удерживающего, православного Помазанника. Некому возвещать правду и за неё бороться, поэтому мир все более погрязает во зле. Безусловно, должен быть носитель христианского идеала, который может употребить и силу духа, и силу власти для утверждения христианского идеала на земле.
Сейчас, к сожалению, мы должны констатировать, что на земном шаре нет ни одного христианского государства. Нигде христианский идеал не провозглашается как идеал государства и народа. Он является лишь уделом Церкви, которая с точки зрения государства является лишь «общественной организацией», а христианские идеалы важны только для определенной общественной группы. Нас сейчас пытаются загнать в гетто некой общественной группы, в то же время мы видим, что в мире властвуют совершенно иные ценности и установки. Поэтому надо четко осознать, что все эти проблемы, упавшие на нашу голову, возникли от отсутствия христианского идеала в жизни народов и государств. Это результат того, что Европа перестала быть христианской цивилизацией. Нам тем более нужно сохранить русскую царскую православную цивилизацию.
3. скорее должен быть обратный процесс
2. Re: «Русская цивилизация стала пограничной между небом и землей»
1. пора принять закон